Строго говоря, еще вечером предыдущего дня к нам пришло осознание того, что остался один день, а мы видели только единственный храм, пусть и очень известный.
dragon_can_soar этого допустить не могла. Поэтому был составлен список, из которого в шортлист попали два монастыря, которые, «по счастливому совпадению» находились на противоположных концах города, и примерно равноудалено от нашей гостиницы. Хотя, если вдуматься, это легко понять - откуда взяться монастырям на традиционных колониальных землях. Только на новых, присоединенных уже позднее, территориях могли быть построены большие культовые сооружения. Что, кстати, объясняет еще и полную не-древность их. Все - из второй половины 20ого века, а то и из конца его.
Поскольку спешки особой не было, да и у меня уже возникло ощущение понимания города и его транспортной системы, мы решили добираться до первой нашей цели общественным транспортом.
Сначала -
трамвайчик. Удалось забраться на верхнюю палубу и сесть у лобового стекла. Его еще опустить можно было, но очень уж холодно было, а цели сделать идеальные фотографии никто и не ставил :) Но все равно можно показать виды больших улиц исторического центра с непешеходного ракурса.
1.
2.
3.
Прямо видно, как "осовременивается" облик улицы по мере приближения к центральной части.
Потом пересели на
метро.
Гонконгская подземка - это прямо моя любовь. Я уже немного показывал ее. Все удобно, все доступно и понятно. Все станции однотипны. Ну, может, раскраска плитки меняется - есть еще синие
4.
и фиолетовые станции, не только красные :)
На "платное территории", то есть внутри турникетов, запрещено есть и пить. На бесплатной территории есть более-менее стандартных набор из магазинов прессы, еды, выпечки (но без мест, где можно было бы сесть и поесть). Есть туалеты - но на платной территории.
Оплата осуществляется либо покупкой за монеты или банкноты билетов до нужной станции в автомате, либо "октопусом" - местной бесконтактной платежной системой. Ее терминалы есть везде - даже в лавках, где обычные кредитки не принимают. Судя по всему, какая-то местная социально-ориентированная разновидность visa wireless. Наверное, нечто похожее на то, что хотят сделать под видом "единой карты" в России.
В час пик к местам, где будут двери поезда, выстаиваются очереди, и приставляются молодые люди с табличками. Они дают отмашку машинисту, когда можно закрывать двери. Поезда, как я рассказывал уже, бесстыковые - сплошная огромная гусеница. И шире московских. Поэтому народу туда влезает дай боже. Однако никто не создает давку, и когда очередь самостоятельно останавливается, потому что дальше, по ее мнению, уже некуда лезть, в вагоне еще можно перемещаться, если достаточно часто извиняться. В московском стиле туда можно было бы еще столько же людей впихнуть, но тут ведь культура. Кстати, это очень отличает гонконгцев от материковых китайцев - у тех с чувством персонального пространства совсем все плохо.
5.
Станции показываются на дисплеях, объявляются на трех языках - двух китайских и английском. Включая бессмертное "please mind the gap".
Выходы (не конец-начало поезда, а каждый конкретный выход на поверхность) обозначены буквами, и на станции висят таблички с перечнем улиц и рядом расположенных достопримечательностей, соответствующих каждой букве. Мегаудобно, как и все остальное.
И, наконец, на
электричке.
Электричка возникла в этом перечне потому, что наша первая цель находилась почти буквально у черта на рогах - в дальнем спальном районе (само по себе неожиданно), недалеко от границы с материковым Китаем.
Электрички у них похожи на трамвайчики
6.
Ходят сверху между открытыми платформами. С нами в электричке ехали какие-то школьники. Уж не знаю, с учебы или на учебу в 11-то утра… Все в формах. Тоже, думаю, английское наследие
7.
Наконец, цель достигнута! Даосский монастырь
Ching Gung Koon. На сколько я понимаю, даосы, не вдаваясь в тонкости, политеисты. Множество божеств, духов, все такое. Но, в отличие от, например, грекоримлян, они вполне себе могут поклоняться им всем сразу, и поэтому их храмовые комплексы не являются посвящением кому-то конкретном, а просто - "даосские монастыри". Ну и сами они, соответственно, даосы, а не "последователи бога земли"
8.
Эта часовенка именно ему стоит на входе в монастырь.
На самом деле достаточно необычно видеть всю эту традиционную архитектуру в сердце спального района
9.
10.
11.
Но правда красиво - там несколько храмов и других зданий
12.
13.
14.
15.
И маленький уголок-садик
16.
17.
А учитывая чудовищную, по местным меркам, удаленность, кроме монахов и редких верующих там особо никого и нет.
18.
Поэтому все туристы, которые о нем не знают и в него не едут - сами виноваты, зато мы смогли в спокойствии погулять там.
Пункт два на повестке дня - очень известный храм
Wong Tai Sin. Известен он своими размерами
19.
20.
А также тем, что там находится центр гаданий. По галерее вокруг храма расположены лотки разных хиромантов и прочих ясновидящих, но это все сопутствующий сервис.
21.
Основное гадание - это часть молитвы в храме, когда трясешь связку специальных палочек, пока одна не выпадет.
22.
23.
Вот люди как раз вымаливают счастливую палочку.
[техническое наблюдение - оба кадра сняты примерно с одной точки с интервалом в несколько минут на одну камеру. Первый снимался автофокусным шириком сигмой, второй - мануальным carl zeiss. Совсем разный цвет. Ну, точнее, на пленке был бы разный. А тут особенности объектива заставляют камеру выставлять разный автоматический баланс белого. Ну, что цейсс дает "холодноватые" карточки никто никогда и не сомневался :) Не стал в итоговом варианте для отчета бб править, будем доверять эстетике производителей объективов и аккуратности интерпретации этой эстетики автоматикой камеры :)]
На ней что-то написано, и это что-то тебе монахи расшифровывают. Такое вот традиционное даосское гадание. Храм, кстати, тоже даосский. А прямо перед входом в храм - 12 антропоморфных восточных зодиаков
24.
А за храмовыми постройками разбит китайский сад. На табличке дата - 2000 год, хотя там что-то еще достраивается. Но впечатления от него остаются как от хорошего древнего китайского сада, как мы видели на материке в прошлом году.
25.
26.
27.
Вот тут не видно, но, и это не первый раз уже за эту поездку, часть карпов, кроме того, что они просто гигантские, до, наверное, сантиметров 70-80 в длину, - действительно золотые! И серебряные. Не рыжевато-красные или металлическо-рыбные. А реально золотые, и серебряно-платиновые! Никогда не думал, что такие эпитеты применительно к китайским карпам буквальны и не являются аллегориями. Даже в материковом Китае таких не было. Или по какой-то причине мы на них не натыкались.
В Wong Tai Sin мы задержались дольше, чем можно было бы ожидать от единственного храма, и, в итоге, стало поздно, темно и пошел дождь. Поэтому остаток дня мы догуляли в торговой части исторического центра -
Cuaseway Bay. Там всего вперемешку - больших многоэтажных торговых центров с международными брендами. Правда, многоэтажные они потому, что там 2-4 магазина на этаж. В Гонконге почти все дома, даже небоскребы, непривычно узкие.
Бутиков и магазинов, выходящих на улицу
28.
Лавочек, в основном в переулках, соединяющих улицы.
29.
Ничего особо выдающегося не нашли, но хоть погуляли ( тем более, в этой части города не было дождя). Там же видели, но не посещали, уже совсем приличные и привычные по формату рестораны. Не посещали потому, что нашли в торговом центре около Wong Tai Sin какой-то относящийся к храму вегетарианский ресторан и поели там китайской вегетарианской еды. Колбаса ничего получилась, а вот все остальное - так себе. Но более-менее сытно. До ночи хватило, а там перед сном захомячили по паре треугольных сэндвичей, купленных в метро.
Собственно, с Гонконгом - все. Рано утром в такси - в аэропорт - домой. Хотя, наверное, имеет смысл повосторгаться
гонконгским аэропортом.
Картинок не будет, потому что сам аэропорт еще раз подтвердил первое впечатление - он невыразителен и спокоен, простая "инфраструктурная" архитектура. Фишка его - в организации процессов. Складывается впечатление, что все сотрудники стараются не работу работать, а максимально и эффективно облегчить продвижение пассажиров от входа до самолета. Ни на досмотре, ни на таможне - никаких очередей. Людей моментально направляют в свободные окошки, даже если там написано "только для граждан" или "только с дипломатическими паспортами" или даже, страшно подумать "бизнес класс". Ну и правильно - чего человеку в окошке бездельничать, если люди ждут.
И на досмотре не надо снимать ботинки и ремни. Что явно не уменьшает его качество, потому как у
dragon_can_soar изъяли маникюрные ножницы, которые в том же шарике пропустили.
Даже когда рейс задержали минут на 10-15, сотрудники аэропорта пробежались по залу ожидания и сверили посадочные талоны с паспортами. Поэтому когда открыли ворота, поток очень быстро проскочил в них, потому что уже не было необходимости проверять паспорта.
Еще один приятный момент - в дьюти фри разрешают частично оплачивать покупку местными долларами, а недостающую сумму доплачивать валютой или картой. Тоже ведь очевидно - зачем людям на родине гонконгские доллары. И зачем им покупать ненужные вещи, только чтобы уложиться в сумму оставшейся с поездки валюты.
Поэтому единственная очередь, которую пришлось отстоять - очередь на чекин. Ибо Аэрофлот, да к тому же без автоматов самообслуживания.
Весь блок про Гонконг
Дни 0 и 1 День 2 День 3 День 4