Очень продуктивная получается дискуссия с одной интересной женщиной из Заботливой Альфы, Марией, по животрепещущей теме привязанности и просветительской деятельности канадского учёного Г. Ньюфельда и его последователей в России:
Начало диалога в З.А.:
http://alpha-parenting.livejournal.com/1611366.html?thread=68649318#t68649318Продолжение дискуссии в жж Марии:
http://mria-ts.livejournal.com/12515.html?view=comment Ну, вот и кто после этого скажет, что дискуссии ни к чему доброму не приводят? Последний из утверждавших нечто подобное не получил веником по голове только потому что пребывал в виртуальной реальности. А я вам говорю, что если дискутируют двое порядочных людей, то и результат получается весьма порядочный .:)
mria_ts Мне кажется вопрос не столько в подборе деток, сколько в постановке задач. Подбор детей - это
уже производное от поставленной задачи. По-крайней мере у Эльконина точно было про деловую
активность разновострастных коллективов детей, просто в зависимости от возраста - задачи в
трудовой деятельности были разными. Старшие дети, например, выступали уже бригадирами. Тут еще
важно, чтобы все контролировалось и направлялось адекватными взрослыми (а не по принципу армейской
дедовщины).
dz0rin Это было у Антона Макаренко, он занимался восстановлением предметного мышления у детей
беспризорников. И это, по большому счёту, задачи коррекции развития, свойственного ребёнку до 3-х лет. В
этой ситуации разновозрастный коллектив выполнит любую задачу, и каждый возьмёт для себя ровно то, что
ему для развития действительно необходимо, и научится всему постепенно, встраиваясь в наличную
предметную разнообразную среду, которая предполагает множество различных деятельностей и
соответственно может послужить базой, на основе которой развиваются те или иные умения.
После того как в разновозрастном коллективе все дети овладели на достаточном уровне операционной
составляющей предметной деятельности, предметным способом мышления, коррекция произошла, дальше
каждый развивается уже соответственно собственным представлениям. Грубо говоря, ноги носят голову, а
она может увидеть уже во времени и пространстве всё большее количество самых разных и интересных
объектов для исследования. На всё нужно время и силы чисто физические и физиологические. Годовалый
ребёнок, при всех его возможностях, не мог к своему годику нарезать на своих двоих столько километражу, чтобы
тягаться с самым "недоразвитым" из трёх-леток. Ну, салага ещё - понимаете, в каком я смысле? В более
глубоком, нежели просто словесные оболочки, которые могут кем-то из "продвинутых" удерживаться и создавать
кажимость картины необычайного развития "ума".
Ну, в конце-то концов, не держим же мы своих детей в четырёх стенах, наподобие тех мамашек, которые
готовы водить своих детей в садик, где нет возможности даже на прогулку выходить? Или, всё-таки, уже
держим?.. Но если так, тогда очень скоро Вы можете оказаться правы и существенных, качественных
различий между возрастами скоро не будет вообще. И можно легко перейти на обучение в рамках
разновозрастных коллективов, ни чем при этом не рискуя..:((
Ноги - вот что на самом деле обеспечивает мозгу понимание происходящего..:) А Вы мне - про хвосты! У
павлина самый великолепный хвост, самочки млеют. Ну, и что?!..:)
Ещё несколько интересных на мой взгляд цитат из этой дискуссии:
dz0rin Мария, я вас понимаю, и важность ваших аргументов ничуть не отрицаю! Хорошо, отвечу иначе. Но коротко вряд ли получится.
Однажды, когда я возвращался со службы на ТО флоте (а база у нас была под Владивостоком, там и сам посёлок, как Владик, располагался на сопках, и кругом одни сопки, и к этому я, конечно, адаптировался, за три-то года - при-вык), когда я прилетел в Бийск и ехал оттуда в Новосибирск на автобусе..., боже мой!.. Мой взгляд не мог насытиться свободой глядеть куда угодно далеко... Понимаете? Нигде не встречая преграды, ни во что не упираясь. Я ехал, и всю дорогу не мог глаз оторвать от горизонта и думал - вот она, моя Родина настоящая, вот где простор-то! Я тогда понял, что истосковался по родным местам, оказывается, ещё и по этой причине. А ведь никогда не обращал прежде внимания на эту возможность жителя равнинных мест смотреть не только где-то рядом, у себя почти под носом, чуть дальше тарелки со щами..:)), но и куда угодно далеко, даже, иной раз, и на высокое дерево или сопку для этих целей не взбираясь! Причём - начиная практически с самого раннего детства иметь эту возможность. Я тогда это по-настоящему оценил, впервые в жизни...
У нас с этим, наверное, как-то всё-таки попроще. И даже экзистенциональные страхи перед всякими там "бесконечностями" чуть реже, чем где-нибудь ещё, скажем в Японии, случаются в России.
При наличии изначально достаточного ресурса пространства можно в нём структурировать под себя всё, что необходимо, из какого угодно подручного материала, даже коробками, ничего не стоящими, можно достаточно быстро создать границу, вернее, обозначить её вполне предметно и весомо, и товарищам, которые её не видят именно как границу, об этом достаточно уверенно и твёрдо рассказать, чтобы смысл слов дошёл. И если есть у человека внутри себя потребность что-то обозначить этими или другими "границами", тогда он увидит любой материал в окружающей среде, который подойдёт для этих целей, и способы найдёт довольно эффективные, чтобы границы удерживать было легче, и чтобы материалы, из которых она сделана, не разваливались.
Если ребёнок изначально имеет возможность в рамках имеющегося безопасного пространства (оно должно быть безопасно - это аксиома) всё это делать, понимая, для кого (для себя) и для каких целей, понимая смысл собственной деятельности, он уже предпринимает свои попытки выйти из скорлупы, в которой вынашивался, потом из гнёздышка вылазку предпринимает, потом и первые полёты начинает учебные. И всегда, безусловно, используя защиту и поддержку, в т.ч. эмоциональную, от взрослых, от умелых, от них, от способных и уверенных и пр., тем не менее, в это же самое время, в этом же самом месте - действовать прежде всего от самого себя, полагаясь на свои силы, живя своим умом. Изначально. Это крайне важно. Потому что это всё закрепляется ещё и механизмами импринтинга, которые ничуть не конкурируют с теми же механизмами, обеспечивающими ему чувство защиты, и чувство это, защищённости, само по себе, в не меньшей, если не большей степени, зависит он наличия этой изначальной возможности - развиваться, ориентируясь на себя, изнутри себя вовне, а не используя внешние для себя ориентиры, подпорки, костыли и пр. И взрослые, которые сами достигли достаточного уровня индивидуального развития, которые сами прошли путь становления самостоятельности уже вполне, те, которые действительно уверены в себе, удерживают свою позицию и пр., могут ему позволить идти от себя. Только такие взрослые могут позволить это ребёнку, никакие другие. Потому что им уже становится не интересно кем-либо манипулировать и указывать что и как делать. Они сами уже достаточно реализовались как люди, как личности состоялись. Им интересен сам ребёнок, то, как он мыслит, действует, интересно, как он будет решать жизненные задачи, которые естественным образом появляются в жизни одна за другой. Не лишая ни на йоту при этом его ни своей поддержки необходимой, ни общения с ребёнком, не необходимого контакта и т.д.
mria_ts Поскольку я выросла на Урале, то у меня потребность в равнинном пространстве гораздо менее выражена. И, кстати, читала исследование об условиях, которые жизненно необходимы детям в садике: там, кроме вычлененного Вами природного места, требовалось обязательное присутствие спрятанного пространства, где ребенок может побыть один или с другом.
dz0rin Урал, понимаю, это нормально. Там ведь не непреступные гималайские или памирские пики, слава тебе, Господи (в таких местах только люди с бесстрашным интеллектом могут взобраться высоко в горы и не только выжить там, но и набраться великой мудрости). Поэтому и потребность забраться на гору, чтобы оттуда посмотреть и выйти в ситуацию апперцепции - целостного видения достаточно широкого пространства - у всех жителей этого и подобных ему регионов России - выражена с самого детства.
Я был в Красноярске со своими мальчишками, и сам там с мамой в детстве был, на Красноярских Столбах (скалы такие на сопках). Мы приехали не в туристический сезон. Так вот, там довольно большое количество местных, включая подростков, лазает постоянно, некоторые - вместо зарядки и физкультуры это делают.
Что касается исследований.
У нас в усадебной культуре была предусмотрена для каждого ребёнка собственная такая комнатка маленькая, светёлка, где он, как только подрастал немного и эта потребность в уединении в нём проявлялась, становился полным хозяином, обустраивающим пространство по образу и подобию с собственными представлениями о мироустройстве. Войти в это его пространство могли только те, кому позволит сам ребёнок. Это была норма. Не для всех. Представители из бедных классов и сословий позволить себе этого не могли, но стремились к этому, кто просто на уровне подражания богатым, кто просто из зависти, а кто понимая ценность такого пространства для ребёнка.
Ребёнок до 3-х лет, который психологически от мамы и близких родственников и не думает ещё эмансипироваться-обособляться, потребности в таком пространстве в общем не испытывает. Он находит это пространство в трудных для себя ситуациях под грудью маминой или другого взрослого, который её хотя и не заменяет, и заменить не может (да этого и не нужно), но представителя именно той самой "деревни". А вот уже в 3,5-4 года потребность эта проявляется (но только в тех случаях, когда субъектность ребёнка не начинала урезаться, начиная уже с момента его появления на свет). И очень желательно, чтобы в каждой семьё что-нибудь, хотя бы в некотором приближении к светёлке, было бы. И в садике, во 2-й младшей, а также в средней группе эту ситуацию необходимо создавать. Зонирование целесообразно в этом возрасте. Когда становится индивидуальная творческая самостоятельная игра, рисунок, лепка, образная речь и пантомима, творческий танец и др. виды символической деятельности. Затем, начиная со средней группу, и желательно не позже, перегородки эти должны постепенно уменьшаться. Чтобы все игры индивидуальные в группе по факту перешли в индивидуальные же - но уже игры РЯДОМ. Повторю - если индивидуальные игры доросли до уровня обобщения индивидуальной картины мира (ребёнок внутри собственного сознания научился выходить как бы в ситуацию апперцепции, т.е. видеть в образном плане конкретную - МОДЕЛИРУЕМУЮ В ИГРЕ, а не воспринимаемую здесь и сейчас, непосредственно - предметную ситуацию, в которой он действовал прежде, но уже как бы сверху, как бы взобравшись на дерево или на горку, или на сопку...). Чтобы каждый, хочет он того или нет, но мог бы уже увидеть не только то, что он сам сделал в своём уголочке, но и то, чем занят сосед, а сосед имел возможность заглянуть внутрь твоей постройки.
Таким образом задаются первоначальные условия для того, что называется дошкольным образованием, но не тем, что все привычно называют "социализацией" (задачи социализации изначально крохотны, по сравнению с тем, какие условия для полноценного развития психики необходимо создать в период дошкольного детства). При этом индивидуальные светёлки дома должны сохраняться при любых условиях. А вот в средней группе детского сада каждый ребёнок должен постепенно научиться выстраивать любые границы уже самостоятельно, исходя из собственных представлений, отстаивать их и т.п. Но ежели сделать изначально все эти "границы" железобетонными, тогда никогда ребёнок не увидит другого ребёнка как носителя подобного своему представления о мире. Что касается представления о мире у взрослого человека, то оно для ребёнка 4 лет ещё настолько сложно, многоуровнево и многопланово, что никакой ещё возможности это понять, расшифровать и удержать как информацию, вполне соотнесённую с индивидуальными представлениями, пока нет. Это не значит, что ребёнок дошкольного возраста не может и не должен продолжать открывать для себя взрослого КАК ДЕЯТЕЛЯ. Взрослого, уже как человека с особо развёрнутым собственным индивидуальным внутренним миром ребёнок получит возможность открыть уже в школе, в ходе постепенного овладения знаково-символической культурой, но не путём замены собственной индивидуальной символики на взрослые образцы, а путём постепенного созревания психологического, постепенного уточнения и расширения кругозора, мировоззрения, и выращивания этих индивидуальных символических меток, которые всё это у него обозначают, до уровня символики взрослого, до знаковых форм фиксации вовне собственных представлений о мире, понятных уже любому представителю культуры, а не только сверстнику и взрослому, присутствовавшему в момент совместной и индивидуальной предметной деятельности, а потом индивидуальной, групповой (где индивидуальное представление не подменяется абстрактным "групповым", хотя растёт, уточняется и расширяется, благодаря взаимодествию и пониманию внутреннего представления у других членов группы, сопоставлению собственной картины мира с тем, как представляет этот же аспект мира тот или иной сверстник) и коллективной (индивидуальное представление так же - не подменяется коллективным) творческой символической деятельности...
dz0rin Способность читать и писать глубочайшим образом коррелируют друг с другом и являются двумя сторонами одного и того же процесса, причём, крайне желательно, чтобы этот процесс не был раскоординирован. (Как раз на эту тему у нас на сайте была очень интересная и довольно продолжительная дискуссия со Львом Штернбергом, автором одной из методик обучения чтению детей:
http://rostok54.ru/forum/4-25-1). И научается ребёнок этому тогда, когда соответствующие структуры, как Вы и сказали, созрели. Легко, свободно и непринуждённо, в течение именно 2-4 дней. Но темп чтения абсолютно совпадает и поначалу, и впоследствии, с темпом письма, никакого беглого чтения ребёнку не нужно, чтобы удерживать смысловую сторону прочитанного. Более того, нужен медленный темп, соответствующий глубокому и длительному по времени дыханию-выдоху (иначе мысль не будет удерживаться)... При освоении нового материала, любого, нужен достаточно медленный темп, и ни один из тех, настоящих учёных, не думает подобно ребятам-шоуменам из передачи "Что-где-почём?", соблазнивших и развративших в своё время у нас многие и многие горячие головы.
Абсолютно та же самая картина и со способностью писать грамотно. Все дети в классе овладевают этой способностью, ежели учитель понимает природу письменной речи, имеет соответствующие представления и владеет соответствующими методиками. Понимаете, это подлинный профессионализм, требующий времени для того чтобы всем этим овладеть. Не каждая мамочка, даже временем и определёнными ресурсами располагающая, может всё это изучить (да ведь ещё нужно быть готовым к тому, чтобы грамотно выбрать из имеющегося массива информации вычленить эти закономерности самостоятельно или найти модели, которые более-менее эффективно работают, и овладеть этими технологиями). Для того чтобы реализовать идеалы "семейного" воспитания, нужно быть как минимум графиней или графом Л.Н. Толстым, не меньше, нужен соответствующий кругозор, нужно также обладать и соответствующей материальной базой, чтобы иметь возможность общения и обучения в этом смысле у лучших современников, а также для реализации собственных идей в виде конкретной ясно-полянской школы, созданной для собственных детей, в которой, однако, обучались практически и все дети крестьянские, без которых барчата развивались бы неполноценно.
Да, и с математикой как особым языком, с помощью которого человек описывает окружающий мир, все дети в классе точно так же овладевают. С одной стороны - постепенно. С другой, как только накапливается и обобщается соответствующий жизненный опыт (через организацию систематического ознакомления с миром вокруг - преимущественно через практическое его освоение, эмпирическим путём), способности образуются в течение тех же самых 2-4 дней. И на всю оставшуюся жизнь. Как и умение ездить на велосипеде или плавать, или вязать. И с геометрией та же петрушка, и с географией - вообще, с любым новым знанием.
При этом задницу ребёнок спокойно может сберечь :), если конечно двигательная активность, как и речевая ни чем не ограничены изначально. Ну, есть ещё ряд других, не менее важных условий, которые тоже нужно изучать... Как всё это происходит, можно составить представление, хотя бы приблизительное, и на мой взгляд, достаточно посмотреть хотя бы пару раз один из мастер-классов Валентины Васильевны на сайте Росток54. Например, уроки по каллиграфии в 1-м классе, или по математике...