Предыдущая страница:
Скрытые в горах: Дзякко-ин и Сандзэн-инСтояла ранняя весна. Не то, чтобы снег почти растаял, и по улицам бежали искрящиеся на солнце ручьи, - нет, снега не было вовсе, а сакуры набирали силу перед порой своего благоухания. Зима в Киото не такая суровая, как мы привыкли, да и считается, что 1 января - начало не только нового года, но и самой весны, времени возрождения и обновления. Фронт цветения сакур мощной волной продвигается с юга на север, без боя завоевывая все новые и новые пространства, а утонченные японцы стараются не упустить момент и насладиться набухающими бело-розовыми бутонами и едва проклюнувшимися лепестками.
Тропа философии (Тэцугаку-но мити)
Как умиротворенно и спокойно было пройти под сенью распускающихся деревьев знаменитой двухкилометровой Тропой философии (Тэцугаку-но мити), недалеко от Серебряного павильона («Дворец горы Хигасияма»), любуясь зеркальными отражениями канала вдоль пустынной пешеходной дорожки, ведущей, как обычно, к храму. Когда-то здесь одиноко прогуливался Китаро Нисида, профессор Киотского университета, посвятивший свою жизнь изучению философских доктрин Востока и Запада и нахождению точек соприкосновения двух мировых культур. Эта тропа давала ему возможность замедлить калейдоскоп времени, событий, бега, впечатлений, цифр и погрузиться в размышления о хрупкости земной жизни и о смысле всего сущего.
Аллея бамбуков между главными и средними воротами Гинкакудзи
«Восточная гора» Хигасияма, поросшая непроходимым густым лесом, некогда приютила у своего подножия буддийский монастырь. Но во времена сёгунского правления Ёсимасы Асикага обнищавшие монахи вынуждены были продать его. С высокого склона открывался чудесный вид на Киото, тогда как «за спиной» неприступным монолитом возвышалась гора. Сёгун, уже удалившийся от государственных дел, чтобы посвятить себя делам духовным, посчитал это местоположение более чем подходящим и приказал выстроить здесь свой загородный павильон. Ёсимасы Асикага прекрасно разбирался в поэзии, садовом дизайне, живописи, театре, искусстве чайной церемонии, обладая при том большими деньгами.
Вид на Киото и территорию Гинкакудзи со склона Хигасиямы
Гинкакудзи (Ginkakuji Temple), или Серебряный павильон, был сооружен в 1483 году, как и еще 12 основных построек комплекса. Здесь самоустранившийся от власти Ёсимаса Асикага мог предаваться дзэнским медитативным практикам, созерцанию природы, занятиям любимыми искусствами и развлечениям. Последствия такого шага оказались плачевными: столица была разрушена в ходе вспыхнувшей гражданской войны, а сам клан Асикага, из которого происходил слабовольный сёгун, уничтожен. Известен факт, что когда во время битвы между кланами Дворцу Цветов Ёсимасы в монастыре Сёкокудзи угрожала реальная опасность, а все были охвачены паникой, он сам спокойно собирался на поэтический вечер. Монастырь тогда выгорел до тла.
Комплекс Серебряного павильона Гинкакудзи
Постройки комплекса Серебряного павильона
Гинкакудзи представляет собой довольно скромный и на первый взгляд невзрачный двухэтажный павильон. К сожалению, в тот момент, когда мы туда приехали, он был на реконструкции: раздвижные стены первого этажа разобраны, бумага, которой были оклеены решетчатые окна, снята, и ее заменяла клеенка, постройку сковали строительные леса. «Дворец горы Хигасияма» был пуст изнутри и снаружи. Только потемневший от времени деревянный каркас. В придачу ко всему хмурая прохладная погода не прибавляла достойных впечатлений от дворца, считающегося величайшим сокровищем Японии.
Серебряный павильон Гинкакудзи
На территории комплекса Гинкакудзи
Однако история гласит, что изначально Ёсимаса Асикага планировал покрыть стены павильона серебряной фольгой. Но, то ли не успел, то ли раздумал - стены так и остались естественных природных оттенков. Возможно, Гинкакудзи должен был стать неким лунным храмом, обшивка, покатая крыша, увенчанная бронзовым фениксом, и белая матовая бумага на окнах которого отражали бы лунными ночами приглушенное серебристое свечение.
Серебряный павильон - Ginkakuji Temple
Обратный фасад Серебряного павильона
Ёсимаса Асикага задумывал Серебряный павильон как синтез храма, посвященного
богине милосердия и сострадания Каннон, и светского дворца. Первый этаж (Зал Опустошения Сердца) был выдержан в классическом японском стиле и был предназначен для медитаций, приемов гостей, театральных постановок, поэтических турниров и музыкальных вечеров. Впервые в главном зале был сделан декоративный альков - ниша для свитка с живописью и вазы для цветов, называемая токонома, эстетический центр помещения. Пол по традиции укрывался циновками - татами. Второй этаж (Зал Слушания Волн) с буддийским алтарем, посвященным богине Каннон, служил личной молельней бывшего сёгуна, там преобладал популярный в то время китайский стиль.
Комплекс Гинкакудзи
Раздвинув глухие деревянные сёдзи можно было любоваться прилегающим садом с открывшейся террасы. Особенно красив он был тихими лунными ночами, которые так любят поэтичные японцы.
Вид на сад из Серебряного павильона
Сухой ручей в саду Гинкакудзи
Да и ландшафт перед Серебряным павильоном был задуман определенным образом (мастер Соами), по всем канонам дзэнского садового дизайна. В нем доминируют те же серебристые оттенки песка, камней и гальки, из которых выложено каменное Серебряное озеро Гинсадан. По его поверхности четкими структурированными волнами расходятся полосы - как лучи лунного света.
Серебряное озеро Гинсадан
Серебряное озеро перед Гинкакаудзи
На краю озера насыпан ровный усеченный конус, который, как считается, символизирует главную японскую вершину Фудзи. На самом деле это - когэцудай, платформа для любования луной. В этом месте Ёсимаса часто любовался луной, восходившей над окружающими горами, одна из которых так и называется - Гора Ожидания Луны (Цукиматияма). Во всем проговаривает таинственная недосказанность и простота, подчеркивающая внутреннюю суть предметов, глубинную красоту, которая свойственна канонам дзэнской культуры.
Мой домик стоит
У подножия горы
«Ожидать луну».
И мысли мои идут
К гаснущей в небе луне.
(Ёсимаса Асикага)
Когэцудай - платформа для любования луной
Озеро Гинсадан перед Серебряным павильоном
Перед Серебряным павильоном имеется и настоящее озеро с чистой прозрачной водой, в которой отражается силуэт лишенного пышности и помпезности дзэнского павильона Гинкакудзи. На мелком дне поблескивают серебристые монеты, оставленные многочисленными туристами.
Декоративное озеро в Гинкакудзи
Дно озера, усыпанное монетами
Дорожки парка Гинкакудзи
Через озеро проложены извилистые каменные тропинки, по берегу высятся подернутые временем валуны, собранные в некие композиции. А лестница с бамбуковыми перилами уводит на высокий склон Хигасияма, откуда город Киото лежит в горной долине, как на ладони.
Бамбуковая лестница, ведущая на склон «Восточной горы»
Карта комплекса Серебряного павильона Гинкакудзи
После смерти Ёсимаса Асикага, «Лоренцо Великолепного Востока», как назвал его американский японист Эрнест Феноллоза, Гинкакудзи перешел в ранг дзэн-буддийского монастыря Дзисёдзи (Храм Сияющей Благодати). Но новое название так и не прижилось, и японцы до сих пор продолжают называть творение сёгуна, принявшего сан буддийского монаха по имени Дзисё, Серебряным павильоном Гинкакудзи. И приходят сюда любоваться с высокого склона «Восточной горы» Хигасияма пышным цветением сакур и ярким огненным пурпуром осенних кленов.
Следующая страница:
Золотой храм КинкакудзиЧитать с самого начала:
Вначале была Фудзи