Армения. Техническая информация о поездке.

May 31, 2011 14:55

Друзья, около месяца назад я, Ксюша и Миша (http://asketic-travel.livejournal.com) совершили путешествие в Армению. После возвращения было не так много времени, чтобы заняться написанием отчетов - необходимо было решить неотложные дела по работе и учебе. Но, наконец-то, я разобрал фотографии, собрался с мыслями и потихоньку начну излагать свои соображения по увиденному и прочувственному.

В первом посте я хотел бы рассказать о подготовке к поездке, ценах и другой цифири, которой всегда интересуются в первую очередь.

Поехали...


Маршрут.
Подготовка к путешествию, конечно же, начинается с разработки маршрута. Долгими московскими вечерами мы с Мишей корпели над картами, путеводителями и отчетами других путешественников. И после литров выпитого кофе и нескольких бессонных ночей у нас получился вот такой маршрут (в скобках указано место предполагаемого ночлега):
30 апреля: Ереван (Ереван)
1 мая: восхождение на Арагац, ущелье Касах, крепость Амберд, Бюракан (Бюракан при ясной погоде)
2 мая: Спитак, Кобайр, Санаин, Ахпат (Алаверды)
3 мая: Ахтала, Дебед карьер, переезд в Дилижан (Дилижан)
4 мая: Севан, Севанаванк, Айриванк, Зорац Карер, Шаки (Сисиан)
5 мая: Татев, Шуши, Степанакерт (Степанакерт)
6 мая: Гандзасар, Дадиванк,  возвращение через Лачин (Сисиан)
7 мая: Бхено-Нораванк, Нораванк, Гндеванк (Ереван)
8 мая: Гарни, Гегард и Хор Вирап (Ереван)
9 мая: Эчмиаздин (Ереван).
10 мая: Ереван и отправление домой

На деле, надо сказать, получилось не совсем так, как задумывали. И причина этому: погода! Ее капризы в первые два дня настолько умудрились испортить настроение и дальнейший настрой, что периодически закрадывалась мысль о постигшей нас неудаче. Но про погоду я еще скажу отдельно.

В итоге карта маршрута получилась следующей:

30 апреля. 1 день. Ереван. Прогулка по городу под пеленой дождя.
1 мая. 2 день. Ереван, аренда машины и выезд. Из-за длительного ожидания машины выехали только после обеда. Успели посмотреть церковь в Мугни. Попытались проехать в Амберд, но дорога была в снегу. Переночевали в доме отдыха рядом с Бюраканом.
2 мая. 3 день. Проехали к ущелью Касах, посмотрели Сагмосаванк и Ованаванк, через Спитак и Куртан по дикому серпантину добрались до Алаверди. Переночевали в доме отдыха железнодорожника.
3 мая. 4 день. Санаин, Алаверди, Ахпат. Неудачная попытка попасть в Ахтала (погода), Одзун, Ардви. Хотели уехать в Дилижан, но опять вмешалась погода, и мы переночевали в Алаверди.
4 мая. 5 день. Переезд в Дилижан, по пути посмотрели Джухтакванк, потом Агарцин и Гошаванк. Через перевал поднялись в Севан и осмотрели Севанаванк. Переночевали около монастыря.
5 мая. 6 день. Айраванк, Гавар, хачкары Норатуса, Селимский перевал (один из самых красивых за всю поездку), Селимский караван-сарай, Шатин, погодные происки по дороге в Смбатаберд, ночной марш-бросок в Сисиан. Ночевка в Сисиане.
6 мая. 7 день. Водопад Шаки, Зорац Карер, Татев, переезд в Нагорный Карабах, Шуши. Ночевка в Шуши.
7 мая. 8 день. Шуши, Степанакерт, Цицернаванк, уже затемно вернулись в Сисиан. Ночевка в Сисиане.
8 мая. 9 день. Гндеванк, Нораванк, Хор Вирап, Гарни, на территории которого и заночевали.
9 мая. 10 день. Гегард, Ереван, сдали машину. В этот момент уже немного устали от достопримечательностей. Хотелось просто отдохнуть в красивом и приятном городе. Погуляли, устроили прощальный ужин. Миша вечером улетел.
10 мая. 11 день. Ереван. Завод Арарат. Закупка сувениров и в путь!

Визы и паспорта
Визы для граждан РФ не нужны. Однако необходим действующий загранпаспорт. Срок его окончания роли не играет. У Ксюши паспорт заканчивался в 23-59 10 мая. Из Армении мы улетели в 15-10 того же числа.
По паспорту РФ въехать нельзя.

Транспорт до Армении
Будучи умными путешественниками мы приобрели билеты заранее на сайте Аэрофлота. Туда-обратно с удобным временем вылета мы слетали за 9800 рублей.

Помимо Аэрофлота дешевые тарифы предлагает и Армавиа. Однако удобные вылеты происходят не из Шереметьево, а из других аэропортов. Что было нам не удобно.

Транспорт в Армении
Исходя из интенсивности нашего маршрута решили брать в прокат машину. Прочитав много положительных отзывов, я выбрал Sixt. Цена/качество автомобилей и обслуживания была на высоте. Заранее забронировали машину по интернету через личную переписку и в аэропорту просто заполнили все документы. В итоге беленькая трехдверная Suzuki Grand Vitara 1,6 с ручной коробкой 2007 года выпуска стала нашей на 8 дней.

Изучить маршруты и скорость передвижения по Армении рейсовым транспортом не получилось. И слава богу! Уверен, что при таком типе передвижений поездка оставила бы несколько другие впечатления. Так как без машины мы очень-очень многого просто не увидели бы в принципе, потому что в эти места не ходит рейсовый транспорт, а рассчитывать на автостоп нет смысла из-за низкого трафика. Плюс ко всему во многие места мы бы не успели - рейсовый транспорт ходит, но не очень интенсивно.

Такси в Армении - отличный способ исследовать страну. Километр в Ереване стоит 100 драм. Минимальная сумма - 600 драм.
Также в Ереване можно договориться с таксистами о доставке в любую точку страны. Нам предлагали за 15000-17000 драм в сутки ехать куда угодно. Все расходы на бензин оплачивал сам таксист.

Дороги и дорожные вопросы
До поездки в Армению я ни разу не ездил по горным серпантинам. Поэтому определенные опасения у меня были. Однако, на практике это оказалось совсем не страшно. Ладони потели не на всех участках))) Кроме дорог в топовые места нигде не были замечено ограждения и удерживающие столбики. Да и те, что были внушали серьезное опасение. Периодически попадались венки. Поэтому водить нужно, конечно, очень осторожно.

Основные магистрали хорошего качества, однако и тут не стоит терять бдительности, так как периодически, привыкнув к хорошему покрытию и выжав 100 км, можно получить сильнейший удар, попав в откуда не возьмись появившуюся яму в ширину всей дороги.
В горных районах и в провинции дороги зачастую отсутствуют. Проезд происходит либо по гравию, либо по грунту. Иногда это даже лучше, так как асфальт в таких местах переживал, наверное, еще бомбардировки времен Первой Мировой.
Освещения дорог нет вообще. Только в городах и то, очень и очень скудное.

Без бензина остаться трудно. Заправки встречаются довольно часто. Однако не стоит ехать с пустым баком на длительные расстояния. Можно и застрять, как однажды чуть не застряли мы. Качество бензина отличается - это чувствовалось в поведении машины. Но выбирать не приходится: цивильные заправки (как BP или Lukoil) не встречаются вообще. Зачастую заправка представляет собой колонку и работника, который тебя обслужит. Очень часто бензин продают в бутылках с рук.

С местным ГАИ пришлось столкнуться только один раз, сразу же, как только взяли машину. Причина - парковка в неположенном месте. Сотрудник категорически не хотел общаться на русском, а я почему-то на армянском. Результат - три минуты зазывающего мычания и заглядывания в глаза со стороны гаишника. И перестановка машины в положенное место.

Погода
Когда мы брали билеты, то совершенно не учитывали погодный фактор. А стоило бы! Как сухо сообщал LP, май - самый дождливый месяц в Армении. В первые два дня мы думали, что дождь будет идти все время. Местные жители сами сильно удивлялись таким погодным капризам и неоднократно говорили, что это не типичная погода для мая. Как минимум должно было быть теплее)

Но, как я уже говорил, реально дождило только первые два дня. Но практически без остановки. На третий день погода наладилась, придав нам сильнейший заряд!

Все остальное время погода была близка к идеальной, подарив нам незабываемые ощущения под Ахталой (куда мы так и не попали из-за сильнейшего града) и на Сисианском перевале (представьте себе, что небо за 10 секунд стало черным и сверху ударил поток воды под сильнейшим давлением. Сдобрим все это постоянными раскатами грома и сверкающими зарницами. Получилось то, что мы переживали в течение 20 минут. Было страшно, но очень красиво!)

Про погоду стоит сказать еще только одно: она очень сильно зависит от того, где вы находитесь. А точнее - на какой высоте. Так, например, в Дилижане было очень жарко и солнечно, а попав через час на Севан нас просто сдувало пронизывающим ветром, а температура не поднималась выше +10.

В целом с погодой нам очень повезло! Хотя от нее зависит, наверное, половина успеха всей поездки!

Жизнь людей
В общем и целом люди живут очень бедно. И именно с бедностью связан постоянный отток армян из страны. Абсолютно все в Ереване жаловались на отсутствие работы и низкие зарплаты. Почему-то я им верю. Однако город не производит впечатления нищего!

Другие города (кроме некоторых) не сильно отличаются от сел. Зачастую разницу заметить просто невозможно, если заранее не знаешь, куда ты приехал.

В селах, насколько нам показалось, единственная работа - это выпас скота. Причем на выпас скотину уводят на несколько дней, так как почва все же очень каменистая и мало пригодная для сильного роста травы.

Цены и деньги
Курс армянского драма к рублю:
1000 AMD = примерно 75 рублей
1000 AMD = 2.6 долларов США

Все цены в дальнейшем буду приводить в драмах.

Обменять деньги можно в банках, но на практике это редкость. Обменники есть в супермаркетах, которые встречаются гораздо чаще. Мы все время меняли в магазине SAS - там самый выгодный курс.

Кредиткой удалось воспользоваться только в Ереване в супермаркетах. Один раз оплата не прошла (карта Visa от ВТБ24). Все остальные операции проводились успешно.

По моим наблюдениям, Армения - это самая дешевая страна, где мне приходилось бывать. Даже Сирия показалась мне дороже.

Основными тратами были:
1. Аренда машины - 136000 драм за 8 дней
2. Бензин - в среднем 460 драм за литр
3. Ночлег - 3500 драм за человека
4. Еда - полноценный обед с первым, вторым, закусками и питьем на троих обходился в 8-10 тысяч драм
5. Достопримечательности - бесплатно. За все время заплатили дважды: вход в Матенадаран - 1000 драм и вход в Гарни - тоже 1000 драм.
6. Коньяк. Ну тут каждый найдет на свой вкус и кошелек. 0,5 Ани (шестилетний Арарат) стоит около 6 тысяч драм. 10-летний Шираз - 4500 драм.

Это при том, что мы спали в первых попавшихся гостиницах (кроме Сисиана) и ели в первых попавшихся ресторанах.

Кухня
Нам практически нигде не удавалось попробовать чисто национальной армянской кухни. На подобные запросы нам предлагали хоравац (шашлык) и мацуни (сметано-кефир). Чтобы ни говорили о древности и самобытности этой кухни, нам это ощутить не получилось.
Хотя, не скрою, что кормят очень вкусно. А порции достаточно большие, чтобы съесть за один присест.

Первые блюда встречаются редко и только в более-менее крупных ресторанах. Выбор не велик: борщ, грибной, солянка. Из армянских супов удалось попробовать спас - кефирный суп с перловкой. На мой взгляд, не очень вкусно.
К супу, да и к другим блюдам, всегда подают лаваш. Армянской кухни без лаваша просто не существует. Также постоянно на столе хлеб овальной или круглой формы "матнакаш".

Еще одним обязательным атрибутом нашего стола являлась зелень. На вид обычные сорняки, а столько оттенков вкуса. Не скрою, что почти никаких трав я не пробовал раньше. Но, к сожалению, новых названий, кроме тархуна, я не запомнил.
Из мяса преобладает свинина. Баранина, что странно, встречается совсем не часто. Из блюд - это шашлыки, кебабы. Очень редко (только в ресторанах) можно попросить котлету или какое-то блюдо.

Рыба была только на Севане и в Гарни. "Стерляд" и "форел")))

Алкоголь - это не только превосходный коньяк, но и вкуснейшее вино. Причем только в Армении мне удалось попробовать гранатового вина. В Карабахе можно отведать местной тутовой водки. Мне понравилась)

Из безалкогольных напитков, без сомнения, наиболее заслуживает внимания "тархун" (совсем не то, что можно купить в пластиковой бутылке в Москве). Также очень вкусны превосходные минеральные воды. Вареный кофе - на каждом углу и превосходного качества.

Кстати, меню практически нигде нет. О наличии и ценах нужно спрашивать заранее. При расчете, нас вопреки ожиданиям, ни разу не обманули.

Мобильная связь
Самое лучшее покрытие, по отзывам армянских друзей, у МТС. Именно их карточки мы и купили в Ереване за 500 драм (на счету было 400). Этих денег хватило с лихвой: звонок в Россию стоил около 2 рублей за минуту разговора, смска в Россию - около 1 рубля, а звонок на местный номер - несколько копеек за минуту.

Для удешевления связи мальчик-оператор пошаманил над телефонами и подключил какую-то опцию, по которой цены стали именно такими, какие указаны выше. Как называется эта опция, сказать не могу.
Бесплатные сим-карты в аэропорте нам не предлагали. Девушка сказала, что эта акция закончилась в апреле.

Интернет
Много интернет-кафе есть в Ереване и других крупных городах. Видел в Шуши, Спитаке и других. Стоимость часа - меньше 30 рублей. О качестве судить не могу, так как ни разу не пользовались.

Сувениры
Не надейтесь ничего купить в провинции. Кроме Шуши и Санаина мы нигде не увидели ничего похожего на сувениры. Поэтому стоит закупиться в Ереване в конце своего путешествия. Так сделали и мы. В выходные рядом с Площадью Республики работает сувенирный рынок - Вернисаж. Что-то типа цивилизованной блошинки.
Если вы попали в Ереван в будний день, то отличные сувениры можно купить идя от Площади Республики вверх по улице Абовяна.
Примерные цены:
Магнит - 1000 драм.
Национальные головной убор: 6000 и выше
Рог, украшенный резьбой и инкрустированный камнями: 7000 и выше
Нарды: от 25000 и выше. Мне удалось купить нарды из орехового дерева с богатой ручной резьбой за 100 долларов.

Если я что-то забыл, то спрашивайте. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Также рекомендую обратить внимание на журнал Миши - http://asketic-travel.livejournal.com/39715.html, где он также приводит исходную информацию и уверен будет интересно рассказывать о нюансах нашей поездки и случившихся с нами приключениях!

Армения, Путешествия

Previous post Next post
Up