Не знаю, как Вы, но мне из любопытства давно уже хотелось поработать в великой компании. Когда я прочитал книгу Джима Коллинза "Good to Great" желание стало более осмысленным. Одновременно пришло понимание, что у нас таких компаний
нет совсем (если кто-то меня переубедит, буду не сказано рад). А время ожидания нарождения великой компании по российским меркам может выйти за рамки моего продуктивного жизненного цикла. Не надо тратить время на их поиски, а самому, постигнув процесс превращения гусеницы в бабочку, взяться за ее создание.
Это должен знать каждый
кто
сознательно ищет себе выдающегося работодателя или хочет стать, кого ищут в качестве идеального работодателя:
- великие компании добиваются революционных перемен вовсе не революционным путем (NB: по данным журнала Fortune новые CEO в настоящее время в три раза более склонны к проведению радикальных изменений, чем это было двадцать лет назад);
- технологии не имеют в сущности ничего общего с переходом от хорошего к великому, технологии - это не причина, а акселератор изменений (NB: аналогичный подход можно найти у Карра);
- известные управленцы-варяги, структура и методы вознаграждения СЕО и выдающиеся результаты компании никак не связаны между собой (NB: все больше в последнее время читаю статьи о том, что экспаты покидают российские компании, так и не добившись значимых результатов);
- хорошо проработанные стратегии есть у всех, так что это не отличительный признак долгосрочного успеха;
- отрасль и ее жизненный цикл не имеет никакого значения для выдающегося успеха - это не игра случая, а вполне осознанный выбор.
Вопрос в том, что же это за выбор?
Процесс перехода от хорошего к великому
можно представить в виде накопления потенциала и следующего за ним стремительного роста. Три основные составляющие этого процесса: дисциплинированные люди, дисциплинированное мышление, дисциплинированные действия.
Каждая из составляющих содержит две основные концепции:
- Руководители 5 уровня: В отличие от известных корпоративных лидеров, обладающих, как правило, сильным характером и не сходящих со страниц журналов и газет, руководители, которым удалось осуществить преобразования на своих предприятиях и перейти от хорошего к великому, кажутся прилетевшими с Марса. Спокойные, незаметные, сдержанные и даже застенчивые, эти руководители представляют необычную комбинацию скромности и профессиональной воли.
- Сначала "кто" затем "что": сначала они подбирают нужных им в путешествии людей, избавляются от людей ненужных, добиваются того, чтобы нужные люди занимали нужные места, и только затем решают, а куда же, собственно, они едут. Старое утверждение "кадры решают все" оказывается неверным. Не просто кадры решают все, а нужные кадры.
- Смотрите суровым фактам в лицо (но все же не теряйте веры): Каждая великая компания столкнулась с тем, что мы назвали "парадокс Стокдейла": вы должны продолжать верить в победу, невзирая ни на какие невзгоды, но в то же самое время иметь мужество смотреть в лицо действительности, какой бы суровой она ни была.
- "Концепция ежа": простая концепция, дающая согласованные ответы на три вопроса: 1. В чем вы можете быть лучше всех в мире? 2. На чем основывается ваша экономическая модель? 3. Что вы особенно любите делать?;
- Культура дисциплины: Сочетая культуру дисциплины с этикой предпринимательства, вы получаете магию выдающихся результатов;
- Технологии как акселераторы: Компании, совершившие переход от хорошего к великому, по-иному понимают роль технологий;
- Маховик и порочный круг: Те, кто затевает радикальные изменения и перестройки организаций, почти наверняка не смогут добиться выдающихся результатов;
C широко открытыми глазами
следует использовать модель Коллинза. Помните, что
- достижение выдающихся результатов сильно завязано непосредственно на руководителя пятого уровня, а, что если его реально нет или его решат уйти из компании?
- нет объективных критериев того, что собственная "концепция ежа" выработана правильно. Нет и четкого алгоритма ее выработки.
Подведем итог
Пропитанная стратегическим духом книга очень удобна для чтения: основные концепции изложены в начале книги и детально рассматриваются в отдельной главе, каждая из которых помимо основных выводов, емких и запоминающихся, заканчивается "неожиданными заключениями", ломающими стереотипы управленческой практики. Хотя книга имеет структуру академической публикации, она читается на одном дыхании, содержит
любопытные метафоры, опыт реальных компаний, как добившихся выдающихся результатов, так и разорившихся, а так же инструменты, системное использование которых приведет Вас к успеху!
Эту книгу советую читать с карандашом.
Скачать книгу.
Джим Коллинз "От хорошего к великому". Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001 г. -285 с.