История ухода от мифов. 2

Jul 10, 2015 05:59

С 1721 года, вводился Духовный Коллегиум с регламентом. Эта реформа проводилась без участия представителей церкви. Временность членов Синода, которые назначаются царем, казалось, похоронили независимость церкви от властей. Обер-прокурор Синода обязан был выполнять только волю царя.
История ухода от мифов 1. - (http://egor-23.livejournal.com/71867.html)
История ухода от мифов - (http://egor-23.livejournal.com/71198.html)
После смерти Петра, такие реформы стали сходить на нет, как и остальные его преобразования. Екатерина первая провела реформу Синода, разделяя его на два отдела. Анна уже столкнулась с огромными недоимками церкви перед государственной казной. Для этого, Анна шла на определенные меры по отношению у духовной власти. Для этих целей Сенат, который представлял Волков, сократил недоимку при помощи воинских команд. С 1741 года, когда престол сотрясала череда переворотов, Синод добивается от Анны Леопольдовны возвращение части земель. И при Елизавете, все владения церкви были ей возвращены. По стране стали разъезжать солдатские отряды, которые секли каждого, за кем числился долг. В 1764 году выходит указ о секуляризации церковных земель. И с этого времени, церковная верхушка лишилась основных своих доходов. После этого, священники перешли полностью на жалование от государства. Отныне представители церкви превращались в чиновников, а церковь стала зависеть от государственной власти. Надо отдать должное церковным деятелям России. В целом они понимали правильность преобразований, так как они шли на пользу России. Прежде всего, это касалось усиления центральной власти в стране, и расширения влияния России на мировой арене. С 1784 года, Россия стала делиться на губернии, и представители церкви, вынуждены были произвести региональную реформу, так как ее епархии не совпадали с границами губерний. Архиереи превращались в помощников губернаторов по церковным делам, а самих их назначали именные указы царя. Архиереи не редко подвергались гонениям со стороны губернаторов за их оппозицию в основных вопросах развития региона. Но, власть и политическая элита, считаясь православной на словах, на деле часто отходила от канонов церкви. В 1750 году, власть и элита признавала монаха Антония как за представителя высшей ступени иерархии церкви, оказывая ему почет и давая деньги. Синод не признавал его за епископа, но это не мешало ему даже вернуться из ссылки и получить расположение Екатерины второй. Император Павел, видя такую терпимость и государственную мудрость деятелей церкви, стал награждать их орденами страны.


В приходах картина была еще красочнее. Покупка мест в приходах, получила такое распространение, что на эти злоупотребления вынуждена была обратить внимание власть. Монастырский приказ предписывал при выборе в клире, прихожанам вносить несколько кандидатур. С 1718 года, закрывались все домашние церкви, кроме тех, которые принадлежали представителям царской фамилии. В обязанности низшего духовенства вменялась и борьба с крамолой на местах. Обо всех таких настроениях в народе они были обязаны докладывать высшему начальству. Клирики с одной стороны были представителями веры на местах, так как именно на них держалась вся церковная служба в народе. Но, с другой стороны, жизнь простого народа была тяжела и беспросветна. Поэтому получение должности клирика, позволяла человеку выйти из этой системы. Такое положение давало только преимущества, и должность клирика рассматривалась не как служение Богу, а как возможность жить лучше остальных. С 18 века, передача таких должностей по наследству или продажа «теплого» места в церковной системе, стала носить повсеместный характер. Семейственность приводила к конфликтам внутри семьи, так как семья в России это не только родители и дети. В эту категорию входили все родственники, включая невесток и ее родни. Появление множества клириков, приводило к появлению множества приходов, которые нередко насчитывали не более 15 дворов. И всю эту ораву священнослужителей нужно было обеспечить всем необходимым. И это положение понималось властями страны. Еще Петр стремился разрешить такую проблему. Дело в том, что клириков развелось такое количество, что они не гнушались и разбоем на дорогах, и огромное их количество колесило по стране.
Сначала власть стала определять численность штатов приходского духовенства. Екатерина столкнулась с проблемой, когда при проведении такой территориальной реформы, появилось много безработных священников. С 1705 года, власти стали забирать таких лиц на военную службу. Анна поступила решительно. Дело в том, что с началом ее правления, многие клирики на местах не присягнули императрице. Это было вызвано несколькими причинами, в которых священники были не виноваты. Такое положение, однако, было достаточным для властей, что бы начать разгром местных церковных институтов. Пороли буквально всех, от детей до взрослых. Только 5000 человек, из тех, кто не принял присяги, были взяты на военную службу, при этом, призыву подлежали и остальные лишние люди, которые выявлялись при разборе дел на местах. Но, священники шли на разные ухищрения для того чтоб спасти своих от такой участи. И поэтому все это дело поручили офицерам, которые не церемонились, и стали забирать даже служащих священников. Эта чистка продолжалась довольно долго. Но, это приводило только к временным успехам. В стране появились попы и беглые и те, кто не подлежал учету. Поэтому правительство страны относилась к низшему звену в церковной иерархии довольно прохладно, считая ее представителей «подлым родом людей». На клириков же возлагались главные обязанности, которые заключались в воспитании подданных империи к любви к стране и царю. Для этих целей нужен был культ императорской власти. И императорские изображения стали включать в иконопись церкви. Все службы в церквях имели по ходу действия направленные на прославление царствующих особ. (А почему сегодня нет таких молитв?) Определенные дни в году были посвящены исключительно молитве во славу императора. Такие действия священников строго контролировались, и нарушение этого вело к наказанию.


Люди империи, которые проповедовали старую веру, подверглись в конце 17 века, гонениям, и вынуждены были иммигрировать за границу. Особенно такая эмиграция стала увеличиваться при правлении Бирона. Эта иммиграция привела к тому, что Кавказ и Сибирь, стали разрастаться за счет новых поселений раскольников. Некоторые крестьяне и члены старообрядческой церкви, забирались в такие глуши и уголки империи, что годами были неизвестны, и вели замкнутые хозяйства. Известна община, которая образовалась на Ветке. В России это были первые старообрядческие поселения, которые за короткий срок разрослись до крупного торгового центра. От Украины и Белоруссии, их связи в торговли протянулись во все уголки России. Дело дошло до того, что члены общины стали контролировать всю торговлю в регионе. Несмотря на меры, которые принимало правительство, община возрождалась вновь и вновь.
Сегодня говорить о людях, которые не приняли новую веру сложно, потому что это движение раскола имело множество окрасок, как в религиозном аспекте, так и в общественном положении. Но, эти движения сыграли огромную роль в истории России. В среде таких людей были разные личности, от Григория Талицкого, который проповедовал неповиновение Петру первому, до монаха Геронтия, который призывал не подчиняться церкви и ее догматам. Приверженцы старой веры растекались по России, расширяя ее владения с одной стороны, и организуя новые хозяйственные формы, с другой. Множество таких людей двинулись за Урал, множество работало на заводах Демидова, были и такие, которые шли в неизвестность, неся веру и страдания Богу. Вместе с ними, движения за истинную веру распространялось и в городе. Членами таких организаций были люди ремесленные и обладающие определенной свободой. Таким был кружок, открытый в Москве в 1713 году Тверитиновым. В этот кружок входили довольно известные люди того времени, такие как ученый Магницкий и префект Прибылович. Проповеди Тверитинова доказывали глупость обрядности, на основе текста святых писаний, говорилось о множестве не стыковок и противоречий.


Движение раскола было настолько массовым, что этим вопросом вынуждены были заниматься власти страны. Екатерина вторая даже разрешила всем эмигрантам вернуться на Родину, и тем, кто возвращался, правительство давало льготы. Для этих целей, власти выделяли земли по реке Иргиз, где вскоре возникли большие поселения. После манифеста 1762 года, в этом регионе наступил расцвет старой веры.
Все старообрядческое движение можно разделить на два основных лагеря. Это направления поповщины и беспоповщины.
Поповщина, возникшая в среде посадских людей, нуждалась в своей централизации, так как посадские люди городов представляли собой производственную и торговую силу, имеющие определенную свободу в своих экономических желаниях и действиях. В 18 веке, такой вопрос встал особенно остро. Приверженцы такой веры, считали официальную церковь еретической и в то же время относились к ней как к имеющей святость. Само миропомазание должно было совершаться определенным образом сваренным "миро". Такое миро было, и его еще в конце 17 века, на Ветке, сварил поп Феодосий Ворыпин, но, в его святости многие сомневались. Спор зашел о том, кто главнее, Синодская церковь или старообрядческая? В результате в Москве был собран собор, который работал на Рогожском кладбище, в 1779-1780 годах. В результате было учреждено единоверие. Такие действия позволили старообрядчеству обрести единый центр.
Другую картину являли общины, которые относились к беспоповщине. Такой была Выговская община в Поморье, которая возникла в результате воистину героического труда ее членов. Они были просто отрезаны от всего мира, и сами шли на изоляцию. Все эти действия вскоре прекратились, так как существование замкнутой системы было не возможно. Вся их жизнь была похожа на коммунизм, где свободы хватало с избытком во всем. Все имущество в таких поселениях считалось общим. Все члены такой веры не принимали ни царя, ни молитвы в его честь. Мир для них, это область где правит сатана. Позже, когда в их стороне стали строиться заводы, они стали менять свою точку зрения и называли себя богомольцами царя. Возвышению этой общины, способствовали ее успехи в экономике и признание правительством ее существования. С членами этой общины даже велся теологический спор, когда иеромонах Неофит задал им 106 вопросов. «Поморские ответы» и «Устав общины» - в этих трудах давались разъяснения целей и смысл существования общины. После этого события, некоторые члены старой веры, не признали желание общины идти на компромисс с властью, и в результате произошел раскол. В 1738 году, была послана карательная экспедиция в этот регион. Несмотря на массовые аресты, люди общины вели себя с покорностью действующей власти. Некоторые, уходя в леса, предпочитали самосожжение.


Все старообрядческое и антицерковное движение в России имело огромный размах, Синод который занимался этим вопросом, еще в 1722 году, констатировал, что численность такого движения не поддается анализу, при этом старообрядчество как явление, не подвластно церковному контролю, и церковному идеологическому влиянию.
В истории России не было явления как реформация, которая охватила Европу. Сопротивление церкви как официальной доктрине происходило другими методами и способами. Еще в 13 веке, в церковном институте России появились первые противники официальной теологии. Известен труд, под названием «Слово о лживых учителей», автор которого остался неизвестным. Это первое заявление народу о том, что иерархи Православия погрязли в разврате и стремлению к наживе. Несмотря на репрессии, которые власть и церковь применяла к еретикам, мысль отличная от официальной, постоянно будоражила умы России. В 16 веке, Матвей Башкин был заточен в тюрьму, за то, что считал институт холопства на Руси не совместимым с истинной верой. Феодосий Косой договорился до того, что стал ставить человека на уровне Спасителя, так как человек сам мог спастись, и спасение зависело от него самого.
Такая оппозиция играла огромную роль в развитии культуры страны. Ее представители разукрашивали литературу простыми и народными словами. В стране появились две веры, одна - официальная православная и другая выражалась в домашней вере, которая основывалась на традициях и древних верований. Такая ситуация не изжита и до сих пор. При этом, умные мужи из среды староверов, переводили научные труды зарубежных стран, которые касались разных наук, от астрономии до философии. Давая оценку такому процессу, я выделю главное:
Во-первых: Существование сект на Руси и старообрядчества, в отличие от Европы не привело к революциям и мощному крестьянскому движению. России удалось не допустить идеологию зарабатывания денег. Это было достигнуто за счет эксплуатации крестьян и городского населения. При этом в стране стало существовать два народа, правящий класс который составлял не более 10% от всего населения, и остальные, которые считались просто массой и были бесправными.
Во-вторых: Старообрядчество в стране было неотъемлемой частью крестьян и простого человека в плане его единения с предками и с землей, на которой он трудился. В крестьянской среде всегда господствовала мысль о свободе, которая имела совсем другой смысл от Европейского понятия. Если в Европе свобода это, прежде всего свобода в экономике, (Для единиц) то, в России это понятие ассоциировалось с волей народа. (Воля) Крестьянин России считал землю своей духовной составляющей. И эта воля по отношению к земле, нарушалась феодалами и помещиками. Парадокс заключался в том, что по всем законам, такие понятия старины обязаны были умереть с развитием новых отношений в стране. Так как старина не отвечала современным требованиям. Но в стране, произошло обратное. Такая идеология вывела членов старой веры на новый уровень. Это было связанно с тем, что люди в старой веры противопоставляли себя внешнему миру. Это предполагало сплочение и поддержку своей вере и ее представителям, где бы это не происходило. Средствами борьбы выступали хозяйственные связи с одной стороны и обожествление труда как такого, с другой. Дело в том, что носители народной культуры добивались в такой деятельности огромных успехов. Они узнавали друг друга в разных регионах, и всегда поддерживали и помогали. Поэтому, старообрядчество дало очень много талантливых промышленников и торговых людей.
В-третьих: Не смотря на то, что власть и церковь шла на репрессивные меры по отношению к расколу, они не достигли огромных масштабов, и не приняли форму идеологии, направленную на полное искоренение ереси. Были и монастырские тюрьмы, и репрессии властей. Но в целом, представители старой веры играли положительную роль в деле спасения России. С одной стороны, это привело к тому, что общество в стране не являлось единым целым. Вера на Урале и в Сибири, и в других регионах, ее особенности и традиции, часто были противоположны по смыслу. Россия, таким образом, представляла собой не целостный организм, а массу идеологий и национальных, региональных особенностей, под жестким управлением царя и его политической элиты. Именно царская власть не дала стране разложиться на мелкие составные части. С другой стороны, постоянное сопротивление власти собственным духовным и трудовым подвигом, раздвигало империю, как в культурном отношении, так и в территориальном. Народы России были не просто терпимы к другим нациям, они вместе совершали этот удивительный подвиг. Старообрядчество было не единственным методом молчаливого сопротивления. Огромное влияние на характер страны оказали секты. Секты появлялись в разное время, и появление их было связанно с определенными этапами развития страны.
Известных сект России было мало. Основными, были прозванные официальной властью, «хлыстами», секта «Веры Христовой». Основателем ее считается Муромский крестьянин Иван Суслов. С 1740 года, в Москве появился проповедник секты, Андрей Петров.


Члены этой секты известны тем, что в основу своей веры приняли обряд очищения через истязание себя самих через самобичевание. Власть проводила следствие в 1745 году, в результате которого, к расправе было привлечено более ста человек. Идеология сектантов основывалась на аскетизме всех ее членов. При этом акт супружества рассматривался ими как грех идущий с Адама. Они отвергали все священные писания, бросая их в реку, как еретические. Аскетизм в повседневности, со временем стал проигрывать современным тенденциям, и сектанты шли дальше, вводя в обиход идею оскопления. Сектанты мало участвовали в бунте Пугачева, но их ряды возросли после восстания. Скопцы предавали кастрации важное значение, так как миф о том, что Петр третий ушел в мир под именем Кондратия Селиванова, и был одним из них, распространялся последователями новой секты. Сектанты, борясь с миром и отказываясь от благ цивилизации, сами со временем, превращались в довольно успешных и богатых членов общества. Экономия во всем, труд как благодетель, выводили их из нищеты крепостничества.
В этом же ряду стоит секта субботников. Но, к 18 веку, все секты становятся на новый уровень развития. Появилось духоборчество и молоканство. В селе Никольское Екатеринославской губернии, Силуан Колесников и его последователи, объявили себя «духовными христианами», продолжатель их дела, Побирохин проповедовал на Тамбовщине. Представителями этих верований были закабаленные крестьяне, не имевшие статуса крепостных. Выступая за общность имущества и мифический идеал общества, секта довольно быстро распространилась по стране. В 30х годах 19 века, была организованна коммуна. Ее организатор, крестьянин Михаил Попов, основал на Молочных Водах общину, которая жила по "коммунистическим" принципам. Если духоборчество это крестьянская идеология, то молоканство распространялось и в городе. Для них Библия и святые писания имели священную роль во всем, в отличие от духоборства, где с писаниями обращались довольно просто и по своему уразумению. После 1861 года, эти движения пошли на убыль. Вместо них, стал появляться штундизм. Это течение возникло в немецких поселениях, где уже проповедовался баптизм. Главным догматом для членов этой идеологии, был труд. Частная собственность это зло, так как все что есть на Земле, сотворено Богом для людей.
Особенностью сект было то, что, выступая порой против всех существующих порядков в стране, они не привели к социальным взрывам и конфликтам. Роль их в экономике страны была огромной. В экономическом плане сектанты и приверженцы старообрядчества, выиграли у официальной церкви. Тем самым они доказывали, что не смотря на многие противоречия в своих взглядах, их идеология была передовой в плане производства и торговых отношений. (Ответ протестантизму) Это движение привело к тому, что в России появился новый тип крестьянина. Этот крестьянин являлся крупным производителем. Его трудолюбие и бережливость, приводили его в стан богатых и значимых людей в обществе. Сектанты, имея базы в городах и ячейки своих сообщников, охватывали связями деревню и города. Накопленные средства шли на выкуп крестьян из крепостной зависимости. И крестьяне видя, что вступление в ту или иную секту дарит им такой шанс обрести свободу, не просто вступали в ее ряды, но и являлись ее активными участниками. Мощное единение всех членов сект, образовывало в стране, что-то вроде экономических замкнутых сообществ, которые начинали играть не последнюю роль в производственных отношениях России. Новые общины, откалываясь от старых, из-за возникавших материальных и духовных споров, давали развитие новым ячейкам таких экономических форм. При этом у крестьян был пример довольно успешной «карьеры» выходцев из крестьян.


К примеру, Иван Богдашев и его сестра, имели довольно большой дом в Москве и владели целой фабрикой. И таких примеров успешности было много. Приказчики в таких домах обладали чертами характера, которые позволяли им не просто сопротивляться конкуренции, но и выходить из нее победителями. Такие черты даже отмечал Синод. Главными чертами таких домов, он выделял это общность интересов и дел. Христоверы в Москве имели очень хороший доход. При этом главы домов не гнушались жестокой эксплуатацией своих работников. Да и рабочие были ими выкуплены из крепостной зависимости, и разделяя взгляды секты, они работали на совесть, видя перед собой примеры выхода на новый уровень человека. Стал появляться на Руси новый тип работника, успехи которого зависели от него самого, от его желаний и смекалки. Но, в отличие от Европы, стремление к богатству таких людей играло второстепенную роль. Менталитет крестьянина и душа государственного человека, не приводили такие секты к сопротивлению существующим порядкам. Ее члены вписывались в Российскую экономику и играли в ней заметную роль. При этом эти сектанты были проповедниками по стране политики нового класса в России, класса промышленников и буржуазии. Связь между сектами в разных городах, позволяло без всяких проволочек знать и цены в данном регионе и спрос, который в них возникал. Размах финансовых спекуляций в то время достиг довольно больших размеров. Интересен в этом отношении способ наживы менял из скопцов, который использовали в Петербурге и Москве. Они по сговору, в конце каждого года забирали себе огромное количество монет новой чеканки, отказывая в приеме стершихся монет. Стертая монета падала в цене в разы. Через определенное время, скупленная за бесценок стертая монета использовалась на ярмарках, таких как Нижегородская, с целью наживы. Дело в том, что наличные деньги очень ценятся на таких ярмарках. И с этих же торгов, она расходится по империи. В результате таких спекуляций, доходы менял превышали двести тысяч рублей.
Идеологом сектантства, была деревня.


Но представители сект стали проникать в города. При этом идеология сект менялась со временем, подстраиваясь на потребности времени. Такие движения, основанные на взаимной помощи, приводили не просто к упрощению реализации продукции и спекуляции на финансовом рынке, но и являлись выигрышными по отношению к единоличным хозяйствам России. Главную роль начинает играть купец. Государственные крестьяне в империи не имели крепостную закрепощенность. Этот крестьянин стремился к увеличению товарности и благосостояния своего хозяйства. С началом 19 века, власти начинают политику выселения духоборческих сект в Таврическую губернию и в Закавказье. При этом никто не сжигает еретиков и не убивает их, приклеивая им ярлык еретика. И в этих местностях начинается с одной стороны развитие сект и с другой стороны подъем экономических отношений во всех областях регионов. В сектах того времени уже не было идеи аскетизма, ее заменила идея умеренности во всем. Молоканство все свои действия объясняло с Библией в руках. Такие действия требовали от представителей секты отличное знание писания и умение пользоваться написанным во благо себе. Поэтому библия стала настольной книгой всех членов секты. Это приводило к тому, что трактовку священных слов из писания, мог преподнести каждый человек. Не было единого духовного центра, который бы привел все понятия к общему знаменателю. Молокане относились к жизни терпеливо и с пониманием. Их повседневность выражалась в верности семье в умеренности во всем, в честности перед людьми. В середине 19 века, молокане стали переселяться в Нижнее Поволжье. За счет членов этих сект, начинается заселение Кавказа. Они перемещались по стране и в регионы Сибири, на Енисей и в Якутию, в Иркутск и Амур.


И чем дальше уходили сектанты, тем меньше они чувствовали зависимость от центра. Являясь одной страной и осознавая эту принадлежность, сектанты давали России новый толчок в развитии всех сторон ее жизни. Поэтому секты сыграли в целом положительную роль в империи. Они, раздвигая ее владения и осваивая новые территории, являли собой образ героического в истории России. В новых регионах и местах, эти переселенцы стали показывать хорошие успехи во всех областях производственных отношений. В Приамурье даже стали возникать фермерские хозяйства, где уже использовались машины и труд рабочих. Такие же успехи были и в Тифлисе и в Грузии, где сектанты подняли местное производство в разы. Даже в Якутии появилось товарное земледелие.
Не смотря на то, что идеология старообрядчества и сектантства в России менялось со временем, в их рядах происходили расколы, которые продолжались вплоть до 1917 года, эти движения дали России определенные черты построения государства и экономической уникальности.... Продолжение следует.
Previous post Next post
Up