Нет мысли в наводненье. Только страх

Aug 28, 2024 09:00



«Берлинский дневник» Уильяма Ширера - записки постороннего наблюдателя становления Третьего рейха. Kнижка Себастьяна Хафнера (псевдоним Раймунда Претцеля), написанная в 1939 и посмертно опубликованная его сыном - свидетельство восприятия событий изнутри происходящего (вот ее немецкий оригинал и русский перевод). Это вдохновляющая история ( Read more... )

мой 20-й век

Leave a comment

Comments 95

lj_frank_bot August 28 2024, 14:02:02 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История, Общество.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru August 28 2024, 22:47:12 UTC
Верно, Фрэнк!

Reply


greygreengo August 28 2024, 15:32:52 UTC
Пучок соломы вместе - сила,
Но, как известно, без мозгов.
Чего бы партия просила,
Один ответ у дураков.
Я не ругаюсь, право слово,
Я со статистикой знаком -
В пучке сплоченном чьей-то силой,
АйКью на минимуме том
Который равенство скрепило.

Увы, порядок тот иском
Во многих странах и проектах,
В которых множество людей
Не сами мыслят интеллектом,
А воле следуют вождей.

Reply

egovoru August 28 2024, 22:53:01 UTC
Спасибо. Я читала английский перевод, сделанный сыном автора, но не стала давать на него ссылку в посте, подумав, что русский, вероятно, будет более доступен для некоторых читателей. Но бесплатный русский текст в сети я поленилась искать, так что Ваша ссылка очень кстати. А Вы сами-то прочли эту книжку?

Reply

greygreengo August 28 2024, 23:29:04 UTC
Читаю еще.

Reply


olaff67 August 28 2024, 17:49:10 UTC
Наверное, это пост-имперское сознание так реагирует: страх атомизации без выработанных компенсаторных механизмов местного самоуправления бросает людей в объятья вождя.

Reply

egovoru August 28 2024, 23:00:39 UTC
Причем, похоже, в одних странах этот эффект сильнее выражен, чем в других. Мне показалось интересным замечание Хафнера о немцах по сравнению с англичанами и французами (а он в качестве журналиста подолгу жил и в той, и в другой стране), что у них якобы не развита частная жизнь. Мне оно показалось странным, потому что, когда я жила в Германии, я как раз поражалась обилию там всяческих "клубов по интересам" для неформального общения. Но, может быть, это относительно недавнее явление?

Reply

olaff67 August 29 2024, 00:29:09 UTC
Скорее всего - да, недавнее. Я думаю, что если сравнить распространение такого клубного времяпровождения Востока и Запада Германии, то счет будет не в пользу Востока.

Reply

egovoru August 29 2024, 01:13:30 UTC
Ну, коммунизм-то явно не предполагал никаких частных сборищ - только по указанию и под надзором партии. Но вот в 1930-е, о которых пишет Хафнер?

Reply


old_grumbler August 28 2024, 21:05:29 UTC
Закон Годвина нынче похерен окончательно и бесповоротно, правда ( ... )

Reply

egovoru August 28 2024, 23:10:30 UTC
""фашист" означает на самом деле лишь "противник моих политических взглядов, который мне не нравится"

Может быть и так, но, заметьте, я-то ни разу не употребила слово "фашизм" в посте - так что тут, видимо, можно говорить еще и о другом характерном явлении: читатели видят это слово даже там, где его нет :)

"Чтобы сбросить атомную бомбу (2 шт.) на Японию - как ни странно, никакой фашизм оказался не нужен"

Верно, но в книжке Хафнера речь идет отнюдь не о внешней агрессии - он ведь описывает события до 1933 года включительно (а в 1938 он вообще эмигрировал в Англию). Предмет его книжки - внутренняя политика государства по отношению к своему народу.

Reply

old_grumbler August 29 2024, 00:36:03 UTC
> видят это слово даже там, где его нет :)
Даже не ожидал таких дешевых трюков. "Третий рейх" вам не фашизм, то бишь синоним?.. И мой комментарий даже не о конкретном слове, а о комплексе понятий.

> Предмет его книжки - внутренняя политика государства по отношению к своему народу.
А предмет моего комментария - о том, что не надо делать "священную корову наоборот" из Германии середины 20 века.
И не последуй "внешняя агрессия" - никому бы не интересно было, на "ты" или на "вы" называли друг друга в спортивных лагерях, т.е. внутренняя политика.
...Впрочем, ладно, чего-то я завелся. Не буду больше писать про это, нефиг, ерунда это всё. На самом деле, мне эта тема не так интересна. Просто достали уже все эти интернет дискуссии, где главным аргументом становятся не факты, а принадлежность оппонента к определенному политическому лагерю, т.е. аргументация ad hominem, по сути. И подобные книжки - льют воду на эту мельницу, как по мне.

Reply

egovoru August 29 2024, 01:27:00 UTC
"не надо делать "священную корову наоборот" из Германии середины 20 века"

Что-то я не могу уловить, что Вы имеете в виду. Что Третий рейх был ничем не хуже других стран того времени? Мне кажется, с этим трудно согласиться.

История Третьего рейха очень хорошо, с немецкой дотошностью, документирована и таким образом представляет собой наглядный пример. Основная мысль Хафнера состоит в том, что приход Гитлера к власти не случаен, а обусловлен эволюцией самого немецкого общества - он начинает с Первой мировой войны и ее восприятии его соотечественниками. Поскольку он по профессии журналист (и начал деятельность на этом поприще еще в Германии, т.е., в описанный им в книге период), то пишет он хорошо - его дневник читать интересно, в отличие от записок некоторых других людей, не имевших пишущей профессии.

Reply


homaaxel August 29 2024, 08:55:34 UTC
На меня зимой 2020 года произвело сильное впечатление посещение Музея Гестапо в Кельне. Возможно, это единственный в своем роде такой музей в стране. Неприятное открытие - все стучали и писали доносы друг на друга, родственники, любовники, друзья, коллеги, соседи. Все хотели за донос что-то получить, например, заехать в квартиру или в комнату "неблагонадежного".

В 1930-х в Германии много было тех, кто против Гитлера, но их быстро посадили, убили или они были вынуждены быстро эмигрировать. Всё это было сделано руками их окружения, даже не гитлеровцев. В этом есть параллель с работой французской милиции в годы Второй мировой, когда они хватали своих жителей и выдавали их немцам в Гестапо.

Люди так рьяно бросаются показать свою лояльность новой власти... Потому что боятся, что иначе настучат на них самих.

Reply

egovoru August 29 2024, 11:49:27 UTC
"Все хотели за донос что-то получить, например, заехать в квартиру или в комнату "неблагонадежного""

Это показано в фильме "Наши матери, наши отцы": когда Виктор возвращается из лагеря домой, он обнаруживает, что в его квартире уже живет другая, чисто арийская, семья. Пишут, что этот эпизод стал откровением для многих в Германии.

"Потому что боятся, что иначе настучат на них самих"

Да, Хафнер пишет об этом. Но новая для меня мысль у него - это разочарование в социал-демократических лидерах. К сожалению, он не пишет подробно о том, какие же события послужили причиной этого разочарования. Он мельком упоминает о каком-то выступлении нацистов (надо полагать, в Берлине?), которое они (СД лидеры) побоялись разогнать, хотя на их стороне была вооруженная полиция, и вот эта трусость, он считает, и заставила людей переметнуться к наци.

Reply

zlata_gl August 31 2024, 09:05:58 UTC
когда Виктор возвращается из лагеря домой, он обнаруживает, что в его квартире уже живет другая, чисто арийская, семья. Пишут, что этот эпизод стал откровением для многих в Германии.
В СССР при Сталине было ровно то же самое.
"Врага народа" - расстрелять, семью - в ссылку, комнату - автору доноса.
Это было стимулом.
Есть ли нынче подобный музей - вопрос отдельный.

Но в Германии тех времен квартиры наверно были частными, а не государственными.
Либо она принадлежала семье Виктора, либо - частному хозяину.
Который, разумеется, сдал ее другим жильцам.

Reply

egovoru August 31 2024, 11:23:05 UTC
Виктор - сын преуспевающего портного, так что его семья наверняка владела своей квартирой. Как я поняла, люди, поселившиеся там, донесли на них в гестапо, и за ними явились. Как я понимаю, у Рейха, по крайней мере в начале его существования, не было проскрипционных списков всех евреев, и некоторые из них пытались выдать себя за арийцев, чтобы не подвергнуться уничтожению.

В сталинские времена, конечно, было то же самое. В этом смысле очень показательна биографическая книжка Окуджавы "Разоренный театр" и вообще все его творчество, где он с такой нежностью вспоминает свой арбатский двор. Только ведь этот двор не был его двором: его "понаехавшие" родители, партийные функционеры, были поселены в квартиру какого-то "врага народа", которую власти оттуда выселили. Конечно, мальчик-Булат ничего этого не знал и об этом не задумывался, но его "но ходят оккупанты в мой зоомагазин", написанное гораздо позже, относится ведь в первую очередь к его собственному семейству.

Reply


Leave a comment

Up