Ад теряет обаянье, жизнь становится тиха

Oct 30, 2024 09:00



Ранние христиане активно обсуждали третью главу Книги Бытия, повествующую об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание. Пелагий настаивал, что грех этих двоих полностью искуплен жертвой Христа, так что их потомки могут достичь божественного совершенства - а значит, и полновесного счастья - если будут следовать христианским заветам: «Итак, будьте ( Read more... )

религия, ecce homo

Leave a comment

Comments 141

lj_frank_bot October 30 2024, 14:01:55 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Общество, Психология, Религия.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru October 30 2024, 19:33:18 UTC
Так и есть, Фрэнк!

Reply


partizan_1812 October 30 2024, 14:16:25 UTC
Понятие первородного греха не блаж. Августином введено и не сводится просто к 'склонности человека ко злу'.
Мне кажется мнение Пелагия было не совсем таким, как Вы передаете. Хотя я не поручусь, не изучал особенно глубоко.
Пелагий, насколько мне помнится, отрицал необходимость жертвы Христа для искупления первородного греха, т.е. имел очень неортодоксальное мнение о самой природе первородного греха. Христос, по мнению Пелагия, не искупление первородного греха совершил, а задал человекам верное направление, показал идеальный пример для совершенствования. Если я не ошибаюсь и передаю все правильно, то это, конечно, совсем не христианское учение.

Reply

jackclubs2 October 30 2024, 16:46:50 UTC

Ровно так. Потому что для Пелагия важна свобода воли. Он учил, что без свободы воли нет греха. Не могу сказать, что учение "не христианское", в современном католицизме очень похоже. Адам и Ева приобрели "похоть ко злу", но свобода воли существует.

Reply

partizan_1812 October 30 2024, 16:59:01 UTC
И даже католики :) не отменили первородный грех.

Reply

egovoru October 30 2024, 19:44:57 UTC
Конечно, саму идею первородного греха не Августин придумал. Вот что пишет Макмэхон ( ... )

Reply


riftsh October 30 2024, 14:44:34 UTC
> рассказывает о меняющихся представлениях о счастье

Почему ты вбила себе в голову, что должна быть счастливой?©

Reply

verum_corpus October 30 2024, 14:57:26 UTC
Это вроде в американской Конституции написано.)

Reply

egovoru October 31 2024, 10:18:34 UTC
Нет, американская конституция (и даже не конституция, а Декларация независимости) гарантирует не счастье, а свободу его поисков:

"We hold these truths to be self-evident, that all men are created equal, that they are endowed by their Creator with certain unalienable Rights, that among these are Life, Liberty and the pursuit of Happiness."

Reply

egovoru October 30 2024, 19:33:58 UTC
Да, именно. Правда, не узнаю, откуда же эта цитата?

Reply


verum_corpus October 30 2024, 14:56:43 UTC
Эти вещи за прошедшие века хорошо разобраны, например, в "Бревилоквиуме" Св.Бонавентуры ( ... )

Reply

jackclubs2 October 30 2024, 17:22:07 UTC

Если я правильно помню - это не противоречит Пелагию, поскольку можно во всякий момент, по своей воле, обратиться за благодатью, поскольку "Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9). То есть, пусть не своими силами, но по своей воле можно.

Reply

verum_corpus October 30 2024, 18:24:18 UTC
Тут всё упирается в то, что воля у согрешившего человека становится больной, рассеяной и слабой, так что протестанты, вслед за Лютером, считали её вообще ни на что хорошее не пригодной без Божьей благодати; католики, однако, в целом отстаивали определённую силу свободного суждения, которая остаётся у человека и в падшем состоянии; об этом была острая полемика Лютера ("О рабстве воли") с Эразмом Роттердамским, а спор на эти темы между самими католиками - иезуитами и янсенистами (последние были близки в этом вопросе к протестантам) - получил отражение в прекрасных, с литературной точки зрения (по крайней мере IMHO) "Письмам к провинциалу" Блеза Паскаля (Паскаль, близкий к янсенистам, считал иезуитов полупелагианами). Также см. материалы Тридентского Собора (есть полный русский перевод).

Reply

jackclubs2 October 30 2024, 18:32:45 UTC

Но современное католическое учение, если я правильно понимаю, как раз иезуитское.

Reply


jackclubs2 October 30 2024, 16:42:35 UTC

Первородный грех твердо укоренен в современной политической теории. Идет от Гоббса: поскольку человеческая природа испорчена, предоставленные сами себе люди, побуждаемые завистью, злобой и выдуманными обидами, погружаются в войну всех против всех, что делает жизнь "короткой и несчастной". Поэтому нужен король и иерархическое общество, чтобы пресекать.

Reply

egovoru October 30 2024, 19:57:18 UTC
А что же, Гоббс связывал испорченность человеческой природы именно с первородным грехом? Вроде бы он не был особо истовым христианином?

А что касается влияния этих представлений на политику, то, вообще говоря, вера в испорченную человеческую природу характерна только для консерваторов; либералы верят в ее благость. A ближе всех к истине был, надо полагать, Шекспир ( ... )

Reply

jackclubs2 October 30 2024, 21:05:31 UTC

Нет, не был. Он просто считал, что беспринципный хищнический эгоизм - естественная человеческая природа. Ну так и христиане, особенно протестанты, так считают, у них есть теория ("первородный грех") откуда это произошло, но Гоббс считал, что эти разглагольствования не имеют смысла, а надо работать с тем, что есть :)

Но он был сын священника, не без этого.

Reply

egovoru October 31 2024, 00:07:35 UTC
Ну, то есть, Гоббс просто принимал порочную природу человека за аксиому, не заморачиваясь никакими мифами, христианскими или нет. Должно быть, тяжелое детство - или просто трезвый взгляд, как у рабби Телушкина?

Reply


Leave a comment

Up