Мне сегодня воздастся три ступеньки от царства

Nov 20, 2024 09:00



Из всех искусств чисел больше единицы и двойки для нас важнейшим является, конечно, число три. Именно столько сыновей было у Ноя, Кроноса и Бора - и у всех отцов русских сказок. Христианский Бог един в трех лицах - но троицу образуют и верховные индуистские божества. У буддистов - три сокровища, у таоистов - три добродетели. Змей-Горыныч у нас о ( Read more... )

математика

Leave a comment

Comments 88

matsea November 20 2024, 18:14:41 UTC
Я когда-то тоже думала, почему в сказках всего три - и мне пришло в голову, что именно три точки определяют тенденцию. Две точки всегда на прямой - а вот третья может лечь, а может не лечь. Поэтому чтобы определить прогресс ученика, логично посмотреть на три попытки. Допустим, второй наконечник для стрелы лучше первого - это ничего еще не значит - он может быть лучше или хуже случайно - 50/50. Но если также третий лучше второго - это прогресс. Или если с первой охочы чувак принес одного кролика, а со второй двух - это ничего не значит еще - могло повезти. Но вот если он с третьей принес трех - он научился. Отсюда мог возникнуть стандарт трех испытаний - ну и все прочее как следствие.

Reply

egovoru November 20 2024, 23:15:23 UTC
Интересная идея! Что же, получается, и три сына - проверка отца на прочность? :)

Reply

matsea November 21 2024, 05:33:57 UTC
Которую отец не прошел :) Два умных - но третий дурак.

Reply

egovoru November 21 2024, 11:57:43 UTC
Да, но ведь именно Иван-дурак и женится на царевне :)

Reply


staerum November 20 2024, 18:25:48 UTC

У нас есть правые органы, левые органы и непарные органы. Ещё у нас есть голова, тело и конечности. Кроме этого наше время состоит из настоящего прошлого и будущего. А Гегель выделял две противоположности, а также их единство и борьбу приводящую к синтезу - опять троичность.

Reply

egovoru November 20 2024, 23:17:25 UTC
Во всех этих примерах мне видится некая произвольность, т.е., вы выделяем именно такие градации потому, что нам по каким-то причинам нравится число три.

Reply

staerum November 21 2024, 04:55:01 UTC

Произвольность того же рода, что зелень травы и синева неба.

Reply

egovoru November 21 2024, 05:03:43 UTC
Ну, вот возьмем Вам первый пример: левые, правые и непарные органы. А почему не просто парные и непарные? По-моему, так даже логичнее :)

То же самое и со вторым примером: голова, тело и конечности. А почему не голова, шея, тело и конечности? Или не голова, тело, руки и ноги? И так со всем. Единственное, что, кажется, трудно поделить иначе, это, пожалуй, три измерения пространства. Может, в них все дело?

Reply


benni72 November 20 2024, 18:29:34 UTC
*Кажется, у нас нет никакой части тела, представленной в трех экземплярах.*

Лия в "Маятнике Фуко" Умберто Эко говорит, что именно поэтому число три и приобрело особое значение.

Reply

egovoru November 20 2024, 23:20:34 UTC
Да, но у нас нет и ничего в числе, например, шести или восьми, но эти числа куда менее популярны. А вот семь почти так же популярно, как три, но нас есть кое-то в числе семь - а именно, шейные позвонки :)

Reply

benni72 November 21 2024, 18:07:42 UTC
Не помню, что там говорится про шесть, а восемь отверстий там насчитали в организме мужчины: глаза, ноздри, уши, рот и задний проход. У женщины, мол, есть девятое, для деторождения, и поэтому девятка лучше восьмерки. А мочеиспускательное забыли?

Reply

egovoru November 21 2024, 23:02:59 UTC
Это считал кто-то, плохо знакомый с анатомией :)

Reply


ablertus November 20 2024, 18:35:50 UTC
Вполне возможно, что это случайность, возникшая на достаточно ранней стадии у общих предков ИЕ и афразийских народов (или у носителей "ностратического" языка, если он существовал). Но не факт, что та же закономерность наблюдается у остальных.

Similarly, various American Indian cultures feature four or five as the preferred number, and this manifests in its oral tradition.

https://www.reddit.com/r/AskHistorians/comments/3uirbd/was_the_number_3_considered_special_or_important/?rdt=57314

Кстати, я совершенно не разбираюсь в теории музыки, но афаик именно для европейской музыкальной традиции характерно особое значение числа три. Это и терция, и трезвучие, и три основных тональных функции - доминанта, субдоминанта и тоника. Опять же, афаик, вне европейской музыки гармония в принципе не нашла развития. Но и в Европе три было особым числом задолго до.

Reply

egovoru November 20 2024, 23:30:00 UTC
О, интересно про индейцев! Греки вот, кажется, тоже предпочитали четыре: четыре темперамента, четыре первоэлемента и т.д. Но все равно это исключения, подтверждающие правило.

Reply

ablertus November 20 2024, 23:50:27 UTC
А также четыре века, три мойры и девять муз. Греки знали толк в символике чисел)

Reply

egovoru November 21 2024, 05:10:18 UTC
Ну, девять муз - это просто трижды три музы :)

Reply


verum_corpus November 20 2024, 18:46:44 UTC
Структура предложения: подлежащее (субъект), сказуемое (предикат), дополнение (объект).

Reply

egovoru November 20 2024, 23:21:39 UTC
Да, примеры можно множить и множить: мы готовы все делить на три части :) Но почему?

Reply


Leave a comment

Up