Мне сегодня воздастся три ступеньки от царства

Nov 20, 2024 09:00



Из всех искусств чисел больше единицы и двойки для нас важнейшим является, конечно, число три. Именно столько сыновей было у Ноя, Кроноса и Бора - и у всех отцов русских сказок. Христианский Бог един в трех лицах - но троицу образуют и верховные индуистские божества. У буддистов - три сокровища, у таоистов - три добродетели. Змей-Горыныч у нас о ( Read more... )

математика

Leave a comment

Comments 88

mary_spiri November 20 2024, 17:02:11 UTC

Здорово! Один, два, три, много... А в Азии, особенно у японцев, 4 это плохое число, ассоциируется со смертью. В госпиталях иногда после 3 этажа сразу идёт 5-й. Вот тут про это есть https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5

Отсутствие этажей по началу удивляет. Потом привыкаешь, как и к тому, что в отличие от прочих цифр, которые обычно записываются арабскими, четыре часто записывается иероглифом (чтобы отличить от смерти, у смерти чтение то же, но иероглиф другой). На табло раньше постоянно так бывало, типа четвертый путь и т.д.

Reply

egovoru November 20 2024, 23:01:25 UTC
Ого, как интересно: то есть, 4 - это японское 13? Я почему-то не заметила этого, когда была в Японии - видно, не знала, куда смотреть. А вот древние греки, наоборот, любили число 4 - у них 4 темперамента, 4 первоэлемента и т.д.

Reply

mary_spiri November 20 2024, 23:13:44 UTC

Вроде бы там все завязано на звуковое чтение "си" иероглифа 4 (есть ещё чтение "йон"). Так же читается иероглиф "смерть".
В Японии отсутствие четвертого этажа - это обычно госпитали и сильно навороченные отели. В университетах вполне есть четвертые этажи (я на одном работала).

Reply

egovoru November 20 2024, 23:40:14 UTC
Видимо, вспоминают об этом в таких местах, где опасаются чрезмерной чувствительности к суевериям :)

Reply


regent November 20 2024, 17:26:58 UTC

А ещё 7 и 11 :)

Reply

egovoru November 20 2024, 23:04:00 UTC
Да, семь - определенно следующее по популярности после трех, у меня про него уже был пост. Но вот 11? Мне что-то только 11 друзей Оушена в голову приходят, а что еще?

Reply

regent November 21 2024, 07:57:30 UTC
Пиковая дама Пушкина. "Тройка, семёрка, туз"
11 - это туз.

Reply

egovoru November 21 2024, 12:08:03 UTC
Ого, а мне это никогда не приходило в голову! Я всегда думала, туз - это какой-то персонаж, который выше короля по положению - может, император?

Но даже если и так, все равно 11 редко где-нибудь всплывает по сравнению с тройкой и семеркой.

Reply


riftsh November 20 2024, 17:33:11 UTC
А вот у евреев числа разные нужны, числа всякие важны. В очень старой и очень популярной песенке об этом прямо поется, т.е., песенка просто об этом.

Reply

egovoru November 20 2024, 23:08:59 UTC
Ну, в этой песне просто приводится по хотя бы одному примеру на каждое число, но подозреваю, и у евреев именно три - самое любимое из них, ведь не только Авраам, Исаак и Иаков, но еще и Сим, Хам и Иафет - и наверняка много еще кто и что?

Reply

riftsh November 21 2024, 03:17:23 UTC
> у нас нет никакой части тела, представленной в трех экземплярах

Полителия у людей довольно широко распространена (до 5% населения по некоторым оценкам). И в подавляющем большинстве случаев это 3.

Три базовых цвета.
Три смены.
Три еды в день.

"Трижды в сутки - в одиннадцать, в семь пополудни и в три"
"Построились полки в шеренги и, трижды салютуя в нашу честь"
"Такие школы есть в Москве, не то их три, не то их две"
"Пусть под вашу песню в три ручья пленница заплачет, знамо чья..."
+ еще много у этого автора

Запись в ЖЖ, практически одновременно с Вашей.

Я несколько недель назад начал писать про книжку с названием "Третий триумвират", никак не соберусь закончить.

Reply

egovoru November 21 2024, 04:50:31 UTC
"до 5% населения по некоторым оценкам"

Ну 5% - это не показатель :)

Что же касается трех базовых цветов и т.д., то, мне кажется, это следствие, а не причина нашей необъяснимой любви к числу три.

"+ еще много у этого автора"

Ну да, я и сама могла бы еще долго перечислять в посте разнообразные троицы, но вовремя спохватилась :)

"Запись в ЖЖ, практически одновременно с Вашей"

Спасибо, замечательный пост по Вашей ссылке. Девять - конечно, тоже важное число: это ведь трижды три :)

Reply


olaff67 November 20 2024, 17:56:59 UTC
Да, четыре уже много - не схватывается слету. Три видно сразу, а четыре уже приходится считать.

Reply

egovoru November 20 2024, 23:11:56 UTC
Ну, недаром же: один, два, три - и много :)

Reply

green_fr November 21 2024, 09:27:15 UTC
С другой стороны: 1 рубль, 2-3-4 рубля, и только 5 рублей. Переход от точного счёта к "много" бывает в разных местах у разных культур.

Reply

egovoru November 21 2024, 12:27:09 UTC
Да, но это все же исключение. Пишут, что, когда испытуемым предлагали карточки с разным числом кружочков и замеряли время, нужное для их подсчета, то выяснилось, что один, два и три требуют одинакового времени, а после трех время начинает линейно расти в зависимости от величины числа. Вроде бы у нас есть две системы счета: первые несколько мы воспринимаем как дискретные величины, а все остальное оцениваем при помощи непрерывной системы как больше-меньше. A граница между областями их применения зависит от... языка, на котором мы разговариваем!

Кстати, книжка, о которой я рассказываю в посте по ссылке, может быть, заинтересует Ваш книжный клуб: ее автор, как я понимаю, француз, и должно существовать оригинальное франкоязычное издание.

Reply


jackclubs2 November 20 2024, 18:11:03 UTC

А вот Жан-Жак Руссо считал, что самое главное число - это четыре. Потому что это первый полный квадрат, а у него была идея, что общество порождает элиту в размере квадратного корня из численности. И три друга (сразу вспоминаются мушкетеры, хотя Руссо про них не знал) могут жить наравне, а вот вчетвером уже будет расслоение 3+1 (либо один изгой, либо один командир).

Reply

egovoru November 20 2024, 23:13:56 UTC
Не знала про Руссо, но число четыре явно любили древние греки: четыре темперамента, четыре первоэлемента и т.д. Но четыре - естественное для нас число - в конце концов, у нас четыре конечности. А вот три?

Reply


Leave a comment

Up