Кажется, никакая другая страна не произвела столько замечательной литературы о подростках, как США. Одно короткое десятилетие прошедшего века дало три таких шедевра, как «Над пропастью во ржи» (1951), «Вино из одуванчиков» (1957) и «Убить пересмешника» (1960). А ведь еще есть менее известные, но тоже весьма достойные «Кентавр» Апдайка (1963) и «Сердце - одинокий охотник» Карсон МакКаллерс (1940). Не говоря уже о более ранних «Приключениях Гекльберри Финна» (1884).
Интересно, почему это так? Может, это как-то связано с тем, что сама Америка - относительно молодая страна, и здесь проявилась некая закономерность, обратная тому, что наблюдается в биологии, когда онтогенез повторяет филогенез (т.е., индивидуальный организм в своем развитии проходит через примерно те же стадии, через которые проходил его вид в эволюции)?
Но, с другой стороны, никакой Вашингтон Ирвинг о подростках не писал, да и современные американские писатели, кажется, не особенно о них пишут. Более того, хотя гениальный «Гекльберри» и написан от лица подростка, ничего специфически подросткового в его герое нет, в то время как все остальные упомянутые книги посвящены именно чисто-подростковым проблемам, так или иначе связанным с определением своего места во взрослом человеческом обществе.
То есть, было что-то такое не только в стране, но и в эпохе, что способствовало появлению такой литературы. Может, это все тот же послевоенный baby boom, в котором находят объяснение столь многих культурных явлений? Сами авторы, конечно, все родились задолго до войны, но, может, им особенно повезло с читателями?..
Обложка первого издания повести Сэлинджера с портретом автора
(фото с сайта
Mystery Pier Books)
А вот
обсуждение этого поста в сообществе
chto_chitat.