Усадьба ВЫСОКИЕ ГОРЫ (Усачевых-Хлудовых-Найденовых), Москва, ул. Земляной Вал, 53 (часть 1)

Sep 27, 2013 23:29

Оригинал взят у deadokey в Усадьба ВЫСОКИЕ ГОРЫ (Усачевых-Хлудовых-Найденовых), г. Москва, ул. Земляной Вал 53 (часть 1)

Усадьба «Высокие горы» последнее творение в Москве знаменитого Дементия Жилярди. В парке усадьбы Усачевых-Найденовых - грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом. Особенность главного дома - закругляющийся пандус, ведущий от ближайшего к Яузе торца дома к парку. Великая Княгиня Елена Павловна выражала настойчивое желание приобрести его в собственность, а художником Боголюбовым была написана картина «Вид на Москву из Хлудовского сада». Парки в фильмах «Покровские ворота», «Интердевочка», «Гостья из будущего» - это усадебный парк «Высокие горы»...



18 сентября 2013 г.

Усадьба
ВЫСОКИЕ ГОРЫ
(Усачевых-Найденовых)
ул. Земляной Вал, д.53

Часть 1.
Прогулка по усадьбе.

Рюриковичи, Гагарины,
Усачевы, Хлудовы, Найденовы

М О С К В А

Усадьба ВЫСОКИЕ ГОРЫ. Часть 1. Прогулка по усадьбе Усачевых-Хлудовых-Найденовых.
Усадьба ВЫСОКИЕ ГОРЫ. Часть 2. Старые фотографии и карты.


Обширная усадьба сначала занимала 2 участка, один из которых, купленный у купеческой вдовы Степаниды Невежиной, в XVI веке занимала усадьба великого князя Ивана III, а затем князей Гагариных.

В июне 1828 известные в Москве чаеторговцы Василий Николаевич и Петр Николаевич Усачевы приобрели участок земли у купеческой вдовы Степаниды Невежиной на высоком берегу реки Яузы. Впоследствии участок этот был значительно расширен. По их заказу в 1829-31 архитектором Д. Жилярди (при участии А. Г. Григорьева) был отстроен усадебный комплекс, во многом сохранившийся до наших дней. Петр Николаевич был страстным садоводом-любителем, им был oтстроен регулярный парк с образцовыми оранжереями, пользовавшимися в Москве известностью и посещавшимися москвичами. Усачевы были так популярны в Москве, что даже сам Высокояузский мост назывался «усачевским».

Доменико Жилярди (1785-1845) - швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора Джованни (Иван Дементьевич) Жилярди, дядя Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др.

В Москве Жилярди строил усадьбу Гагариных на Поварской, 25а (1820-1822); усадьбу «Студенец» на Пресне; конный двор и Музыкальный павильон в усадьбе Кузьминки (1820-1832). Собственный стиль Жилярди (и отчасти Григорьева, Григорьеву также принадлежит авторство дома усадьбы Ершово, 1820-е гг.) опирается на европейский ампир, творчество Луиджи Каньолы и Антонио Антолини, строителя Форума Бонапарта - с их работами Жилярди познакомился в Европе в 1800-е годы. Ампир Жилярди - итальянский, а не французский, как у петербургских архитекторов.



2. Вход в усадьбу со стороны Земляного Вала.



3. Главный дом, приподнятый на высокий цокольный полуэтаж, украшен восьмиколонным портиком и лепным декором.



4. На территории усадьбы сейчас находится МНЦПСМ.



5. При входе слева расположен каретный сарай.



6. Обратите внимание на кованные ворота со стороны Земляного Вала.

Художником Боголюбовым была написана картина «Вид на Москву из Хлудовского сада», по которой можно судить о великолепном местоположении усадьбы и прекрасном виде, открывавшемся на город. Картина эта в настоящее время находится в музейной экспозиции усадьбы Кузьминки.

В «Историческом Вестнике» можно прочитать: «...дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец. Прожил Герасим Иванович более полжизни в этом доме безмятежно и благополучно, приумножая богатство, возвышая свою коммерческую репутацию...».

При Хлудовых усачевский усадебный парк был расширен и обогащен тропическими и субтропическими растениями, в дом и сад была проведена вода из мытищинского водопровода, в главном корпусе было устроено калориферное отопление. Хлудовский дом задавал тон всей московской буржуазии. Гостей поражал парк с редкими породами деревьев: туи, серебристых елей, карельских берез, кедров; в теплой оранжерее, построенной в 1880, выращивались пальмы, мандарины, апельсины, лимоны, изумительные розы и белые гортензии.

Герасим Иванович был коллекционером, с 1850-х гг. в усадьбе появилась картинная галерея. Начало ей положили картины тогда еще юного В. Г. Перова «Приезд станового на следствие» (1851) и «Первый чин дьячковского сына» (1858). Затем появились «Разборчивая невеста» П. А. Федотова, «Вирсавия» К. П. Брюллова (эскиз), пейзажи И. К. Айвазовского и А. П. Боголюбова.

После смерти Г. И. Хлудова в 1885 усадьба перешла к его наследницам - четырем дочерям, имевшим к тому времени свои семьи. Коллекция картин была поделена между наследницами. Усадьбу вскоре выкупила у своих сестер Александра Г. Найденова. В усадьбе Найденова не жила, имея собственный дом на Покровском бульваре, но поддерживала в ней идеальный порядок вплоть до революции и национализации.



7. Угол каретного двора.



8. В главном доме усадьбы находится главный корпус поликлиники



9. Обратите внимание на пуговицу во рту льва.



10. Грифон.

В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.

По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.

От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.

Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.

Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых-Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».

В парке усадьбы Усачевых-Найденовых - грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.



11. Грифоны - мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья. Грифоны - противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль и в различных мифах и в литературе неоднозначна. Они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери.



12. Лепнина над главным входом.



13. Львы на замковых камнях. Лев скульптора Замараева, это любимые украшения ампирной и классической Москвы.



14. Вход украшают грифоны и львы-сфинксы. Жилярди также стал автором интерьера главного дома.

В советское время в парке устроили санаторий. Его сотрудники бережно сохранили строения. Не случайно, когда нужно показать старый городской парк в фильмах, выбирают именно усадьбу Усачевых-Найденовых. Парки в фильмах «Покровские ворота», «Интердевочка», «Гостья из будущего» - это парк «Высокие горы». А художник Боголюбов запечатлел это живописное место на картине «Вид на Москву из Хлудовского сада».

Но в отреставрированной в 1950-х годах усадьбе, к сожалению, в конце XX сгорел Чайный домик. Однако были практически полностью восстановлены интерьеры главного дома с «перспективной» живописью М.Скотти (по другим данным, Антонио Клаудио). Сейчас время усадьба Усачевых-Найдеёновых в Москве занята цетром спортивной травмотологии, но, как и раньше, вход охраняют все те же четыре льва и два грифона.



15. В зале дома по эскизам Жилярди расписаны потолки, обширный купол.



16. Грот. Возле грота очень много курящих, поэтому в дневное время сложно сделать фотографию, приходится прятать курильщиков за деревья.



17. Конюшни напротив главного дома.



18. Каждый уголок усадьбы полон художественных перспектив.



19. Одна из аллей в парке.



20. Всего в парке четыре скульптуры.



21. Скульптуры олицетворяют времена года.



22.



23. От пандуса аллея вела к музыкальному павильону.



24. "Эти уходящие вниз закругленные изгибы приближаются к Архангельскому".



25. Вазоны с орнаментом.



26. Пышный сход от дома был мотивирован высоким местоположением дома.



27. С террасы открывается прекрасный вид на Яузу в одну сторону и в другую на город.



28. Жилярди превосходно задумал и выполнил опускающуюся террасами дорожку, окаймленную вазами, законченную широкой каменной плитой со стерегущими львами.



29. "В отношении архитектуры и художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и утраченный дом в Кузьминках."



30. Этот прием, закругляющийся пандус, ведущий от ближайшего к Яузе торца дома к парку был заимствованн архитектором из Камероновой галереи Царского Села, в Москве использован только здесь.



31. Лепнина на торце главного дома.



32.



33. И здесь грифоны.



34. Вид на грот с пандуса.



35. "В двух шагах от фабрик и шумных мощеных улиц в густой зелени вырисовываются белые колонны, извиваются спуски, окаймленные мраморными вазами".



36. Парадный вход с торца главного дома.



37. Здесь, правее старого дерева, стоял чайный домик.



38. Парк на берегу Яузы был создан уже в XVIII веке, до работы Жилярди.



39. Сейчас в усадебном парке существуют две беседки. Шамурин в 1914 году пишет про одну беседку, на старых картах отмечена одна беседка, а в современных источниках написано, что две беседки были созданы в 1840-х годах.



40. Рядом с беседкой еще до революции стояла скульптура. Смотрите вторую часть рассказа.



41. Бабушки.



42. Лепнина под куполом беседки.



43. Автором беседки считается мастер ампира, ученик Жилярди А.Г. Григорьев, они работали вместе.



44. Перспектива от западной беседки на вторую беседку на востоке.



45. Повсюду грифоны.



46. Все скульптуры делались в мастерской Витали.



47. Кладовые.



48. "Строя дом для Усачева, Жилярди получил такой простор для проявления своего искусства, какой редко выпадает на долю русского художника."



49. Административное задание.



50. Охрана не дремлет.



51. За конным двором. Ландшафтным дизайном занимался Менелас.



52. Сады. При Хлудове здесь были теплые оранжереи, построенные в 1880. В них выращивались пальмы, мандарины, апельсины, лимоны, изумительные розы и белые гортензии.



53. Конюшня.



54. Долгое время здесь сохранялся старый фонарь, сейчас от него остались только тени.



55. Каретная и конюшня образуют вместе с главным домом внутренний двор.



56. Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады.



57. Выходим на Земляной вал.



58. Лепнина на въездных воротах.



59. Усадьба была создана в 1820-х годах.



60. Ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках.



61. "Литературой усадьба совершенно не задета, история ее темна", - писал Шамурин в 1914 году.

Ссылки

http://www.liveinternet.ru/users/andrrr/post244115377/
http://liveinmsk.ru/places/a-541.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/72987/%D0%92%D0%AB%D0%A1%D0%9E%D0%9A%D0%98%D0%95
http://anothercity.livejournal.com/708849.html
http://www.yamoskva.com/node/11365
http://arch-heritage.livejournal.com/979159.html
http://idu-shagayu.livejournal.com/3025581.html
http://aglomerat.livejournal.com/8365.html
http://moscow-walks.livejournal.com/206261.html

Во второй части рассказа огромная подборка старых фотографий разрушенного музыкального павильона, старые карты...

усадьбы, Земляной Вал, парки, старая Москва, скульптура

Previous post Next post
Up