Астрахань 1870-х, часть 4

May 03, 2021 20:45

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Доминанты

Нам осталось только рассмотреть на нашей панораме самые заметные, возвышающиеся над другими сооружения. По большей части это, конечно, храмовые строения. Хотя подавляющее большинство из них на настоящий момент не существует, нам известно, где они находились и как выглядели. Все фотографии "кликабельны" - рекомендую фото со списком сразу открыть в соседней вкладке и по мере надобности при чтении статьи, обращаться к ней.




Глядя на снимок, можно сразу сказать, с какой стороны света он сделан: все храмы повёрнуты к фотографу апсидами, а они, как известно, всегда пристраиваются с восточной стороны. Так, как мы их видим, определяет нам направление съёмки на город с северо-востока.

Судя по теням, съемка велась утром.


1. Крестовоздвиженская церковь

Самый близкий к фотографу храм - церковь в честь Воздвижения Честного Креста Господня (Воздвижения Святого Креста, Крестовоздвиженская, Воздвиженская). Построена была в 1734 году на средства известного купца Тихона Демидовича Лошкарёва, владельца Демидовского подворья.
Он представлял из себя тип храма "шестерик на четверике": на кубическом объёме основной части располагался шестигранный 2-ярусный барабан. Его верхние окна - тоже в форме правильных шестиугольников. В одной связи была сделана 3-ярусная колокольня.

По имени церкви называлась улица, которая уходила от неё в сторону рынка Больших Исад, Кресто-Воздвиженской (сейчас - ул.Наташи Качуевской), и ближайший мост через Кутум - Воздвиженским.

Храм был снесён в 1930 году.
Его местоположение легко представить из сравнения следующих двух снимков, дореволюционного и современного:







Как видите, окружающие постройки сохранились до сих пор. Это место - за пределами Белого Города. Сейчас здесь - сквер, в котором установлен крест в честь Просветителей Кирилла и Мефодия.

2. Благовещенский монастырь

Рядом располагался Благовещенский женский монастырь, занимающий эту обитель с начала 18 века. До этого, с начала 17 века, здесь находился мужской Вознесенский монастырь, сразу за стеной Белого города у Вознесенских - в честь монастыря - ворот. В 1706 году, в реформы Петра I, Вознесенский был упразднён. Братия была переведена в Спасо-Преображенский монастырь. Есть версия, что монастырь был закрыт, потому что настоятель и братия явились активными подстрекателями, так называемого, "свадебного бунта".

На фото видна монастырская каменная ограда с башенкой. Каменные стены были возведены в 1754 году. К середине 19 века они пришли в ветхое состояние. Из "Исторических хроник" А.Штылько мы знаем, что в 1870-х стены восстанавливались. Очевидно, на фотографии мы видим только что подновлённую монастырскую ограду. В наше время, уже в 21-м веке, она также приводилась в порядок, восстанавливались утраченные части стен. Та часть, что видна на снимке, с противоположного конца:




Примерно с того же места, но в перпендикулярном направлении - вдоль ул.Советской:




На территории монастыря видны две церкви. Ближе к Крестовоздвиженскому храму - церковь Иоанна Богослова, перенесённая в монастырь в 1722 году из кремля, когда там освобождалось место под дворец Петру I и убиралось всё лишнее. До того времени храм являлся воеводской домовой церковью, был деревянный. В 1765-м году, уже в монастыре, его перестроили в камне. В 1928 году он был снесённ.




Рядом с ним - храм Благой Вести, который был освящен в 1699 году. Разрушен в 1930-м. На снимке храм незадолго до своего разрушения, перед ним, на переднем плане - остатки строительного мусора после разбора Иоанна-Богословской церкви.




3. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Ещё правее на снимке мы видим собор Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся ранее на месте сквера Пушкина на углу улиц Советской (в то время Екатерининской) и Коммунистической (тогда улица именовалась Рождественской в честь этого храма).

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, уже не существующая, для Астрахани всё равно имеет особое историческое значение.
В летописном лицевом своде Ивана Грозного говорится:

"И воспоминая царь и великий князь древнее свое Отечество, яже преже бывый его родитель, свято почивший великий князь Владимер, просветивый Рускую землю святым крещением, разделяя области на части детем своим, и ту Асторохань - тогда именовалася Тмуторокань - и дал ее сыну своему Мстиславу. В ней же храм Пречистые сотворен был."

Как раз в честь того "храма Пречистые" (что значит - храм Богородицы) и был сотворён этот - Рождества Пресвятой Богородицы. Это первая христианская церковь в новой, русской, Астрахани. К тому же она олицетворяет связь времён: древней Тмутаракани и Астрахани современной. Правда, позднее местоположение Тмутаракани было определено историками на Тамани (что, кстати, не для всех явилось фактом убедительным и неоспоримым), тем не менее, через храм Рождества Богородицы существует такая духовная и историческая ниточка в древность.

Кстати, в Астрахани за колокольней кремля издревле закрепилось это старинное архаичное название - Пречистенская, т.к. она тоже стоит при "храме Пречистые", храме Богородицы. Ворота под этой колокольней соответственно называются Пречистенскими воротами.

Первый деревянный Рождественский храм в 1709-1722 году был заменён на каменный, исполненный в стиле русского барокко - тот, что видим на фотографии. Есть предположение, что его созданием занимался Дорофей Мякишев, строитель главного кремлёвского собора Успения Пресвятой Богородицы.

На нижеследующем фото начала 20 века этот храм снят с противоположной стороны - как бы в сторону той каланчи, с которой снимал наш фотограф:




Такой тип православного храма, все части которого (притвор, трапезная, основное помещение, апсиды) выстроены в одну линию, называют "кораблём". Обратите внимание: мы снова видим храмовые окна в виде правильного многоугольника, как у Крестовоздвиженской церкви, только здесь они восьмиугольные.

Кого только ни приютил этот храм за своё существование: был он и главным соборным храмом города до 1568 года (ещё в деревянном исполнении), был и просто приходским, побыл в 18 веке соборным грузинским (даже главная святыня православной Грузии - крест равноапостольной Нины - здесь хранилась), был приписан в начале 19 века Каспийской флотилии. А в то время, что мы видим его на снимке, в 1870-е годы, флот перебазируется из Астрахани в Баку. Храм снова обретает статус обычного приходского.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была разрушена в 1932-м году.

4. Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Чуть ближе к месту съёмки, перед Рождественским собором, на снимке можно различить совсем простенькую деревянную церковь с обычной 4-скатной крышей и с главкой посередине на небольшом подножии. Мы знаем, что на этом месте (недалеко от угла Большой Демидовской и Запасной улиц - ныне соответственно улиц Свердлова и Калинина) раньше была старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы - очевидно, это она.




Такой вид русского храма, "четверик" - самый простой и очень древний. Он хорошо знаком астраханцам по надвратной Никольской церкви кремля, заменившей предыдущую деревянную в 1729-1738 гг.. Посмотрите, на воротах стоит практически такой же по своим архитектурным особенностям храм, только каменный. Даже расположенный справа притвор у него был добавлен позже, в нач.20 века.




Церковь Покрова снесена в 1930-х гг.

5. Смоленская церковь

Следующая по близости расположения на снимке - Смоленская церковь (во имя иконы Смоленской Божией Матери), отстроена каменной в 1737 году заместо деревянной. Колокольня была сделана значительно позже, в 1857 году, на средства коломенского купца. Вот такое получилось в этом храме единение российских регионов: церковь астраханская, часть средств - коломенская, название - Смоленская.

Архитектура церкви достаточно необычна, её верхняя часть выполнена в виде ступеней.




Похожая по конструкции, церковь Покрова, была в дореволюционные годы в Покрово-Болдинском монастыре.

Находилась Смоленская церковь в черте Белого города, на углу улиц Эспланадной и Смоленской, названной в её честь. Сейчас это улица Шелгунова.
Церковь снесена в 1930 году.

6. Спасо-Преображенский монастырь

За Смоленской церковью мы видим постройки Спасо-Преображенского монастыря.

Монастырь находился в квартале между улицами Эспланадная, Индийская (теперь Володарского), Рождественская (Коммунистическая) и Спасская(ул.Молодой Гвардии и её продолжение до ул.Володарского). Как вы, наверное, догадались, последняя была названа в честь монастыря.

Ниже показано его расположение на современном плане. Розовым цветом отмечены сохранившиеся строения. Это северо-восточная башня на пересечении Эспланадной и Коммунистической улиц и здания братских келий с епархиальной библиотекой (сейчас в них находятся Филармония и Музыкальное училище).




На момент съёмки Спасо-Преображенский монастырь только-только перестал существовать: в 1873 году он был упразднён Святейшим Синодом по причине малочисленности монашествующих и ветхого состояния, требующего очень больших вложений. Братия была переведена в оренбургский и вятский монастыри, ставшие к тому времени тоже малочисленными. Имущество в основном было передано Духовной семинарии. Именно в этой семинарии учился Борис Кустодиев.

Создание монастыря связано с великими историческими событиями на заре становления Астрахани: он был основан в честь отступления от стен города турецких и крымских войск в 1569 году.

Этот монастырь оставался единственным в границах Белого Города.

Кроме того, мы видим его уже без своего главного храма - Спасо-Преображенского собора, утраченного ещё в первой половине 19 века. В 1831 году в главном соборе начали переделку по расширению нижнего храма и затронули опорные конструкции. Из-за этого по стенам пошли трещины, а в 1841 году обрушилась внешняя галерея с северной стороны. После этого храм был закрыт, в нём прекратились богослужения. В 1865 году он был разобран. Тот Спасо-Преображенский храм, что знаем мы по немногочисленным изображениям и видим на панораме, построен над святыми вратами монастыря в 1732 - 1756 гг. и освящён был в честь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Уже после закрытия монастыря, перейдя во владение семинарии, он стал главным семинарским храмом и был переименован в Спасо-Преображенский. До него семинарским храмом была церковь Входа Господня в Иерусалим (близ кремля). Вот так выглядела семинарская Спасо-Преображенская церковь (бывшая - Зосимы и Савватия):




И у этого храма окна-восьмиугольники, как у церкви Рождества Богородицы.

На сайте Русские церкви есть сохранившееся описание монастырского Преображенского собора:

"Двухэтажный монастырский храм, построенный в основных своих формах в начале XVIII века, по облику очень напоминал воздвигнутые в то же время такие же двухэтажные астраханские храмы: сохранившийся доныне Успенский собор и разрушенный в 1932 году Рождество-Богородицкий храм. При входе в святые врата Спасского монастыря богомольцы сразу же попадали на лестницу, ведущую на второй этаж в верхнюю соборную церковь Преображения Господня. Вокруг верхнего храма шла открытая каменная галерея, покоящаяся на сводчатых арках. Каменные перила вокруг нижнего храма вместе с арками образовывали закрытую галерею подобно той, что можно сейчас увидеть в Успенском соборе. Перила вокруг храма соединялись с такими же перилами, соединявшими храм с настоятельским домом и с храмом над святыми вратами. Вообще, этот храм по своему величию и красоте считался первым после Успенского собора. Единственное, что немного портило его внешний вид - это колокольня, стоявшая над притвором храма. Она по сравнению с храмом была значительно малой по высоте (16 саженей) и с западной стороны совершенно закрывалась храмом Преподобных Зосимы и Савватия, что только увеличивало тесноту и не придавало храму благолепия."

Есть ещё небольшое описание монастыря, оставленное английским математиком Уильямом Споттисвудом в его записках о путешествии в восточную часть России осенью 1856 года (Spottiswoode, "Tarantasse journey in Eastern Russia in the autumn 1856")

"Сама старая церковь и современная резиденция монахов стоят наискосок к воротам. Последняя представляет собой невзрачное здание с деревянной галереей и балконом впереди, незначительное само по себе, но в то же время имеющее восточный оттенок, придающий ему привлекательность в наших глазах.
Церковь представляет собой, или представляла, массивную громаду кирпичной кладки, богато украшенную лепниной и оштукатуренную. Арочные проходы кое-где пробивают твердую массу стены, иногда имеют боковые двери в толще стены; окна выглядывают на разной высоте; и необъяснимые галереи дополняют приятную неразбериху. Но штукатурка отслаивается, кирпичная кладка осыпается, а по стенам ползет яркий, но своенравный колорит, порождение природы, а не искусства."

Описание, конечно, большой ясности не даёт, но зато Уильям Споттисвуд оставил нам вдобавок неплохой рисунок монастыря:




Вероятно, видимая часть колокольни на притворе и часть здания справа - это и есть главный монастырский Спасо-Преображенский собор. В то время он уже претерпел разрушения, 15 лет как был закрыт, так что неудивительно его неприглядное состояние, описываемое Споттисвудом. А перед собором изображена с алтарной стороны надвратная церковь Зосимы и Савватия, ставшая впоследствии семинарской Спасо-Преображенской церковью.

Ещё один снимок - уже семинарских владений:




С левой стороны мы видим здание семинарии, стоящее на углу улиц Индийской (Володарского) и Эспланадной. Есть очень хороший снимок семинарского здания как раз с этого угла:




Главным семинарским зданием стал бывший настоятельский корпус монастыря, построенный в 1827 - 1830 гг. в стиле классицизма. На фотографии, с левого края, видна северо-восточная башня, дожившая до наших дней.

При семинарском храме Преображения Спаса состояли священник и дьякон. Священник жил в келье как раз этой башни:




На старом снимке-панораме башня немного видна (с правого края). Также мы видим ещё одну монастырскую башню, юго-восточную. В 1709 году монастырь стали обносить каменной оградой, по углам которой, согласно описанию, и были поставлены 4 башни. Но ещё о северо-западной и юго-западной башнях ничего не нашла, и на нашем снимке-панораме они не видны. Возможно, их и не было либо были разобраны значительно раньше.

В юго-восточной башне в 1757 году на верхнем этаже был устроен храм Всех Святых, бывший там до 1830 года. На момент съёмки она была просто кладовой.

После упразднения монастыря в юго-восточной башне была размещена епархиальная библиотека с читальней.
И эта башня, и Спасо-Преображенская церковь семинарии были разрушены в 1930 году.
Сама семинария перестала существовать значительно раньше, в ноябре 1918 года.

Территория, занимаемая монастырём, отмечена мной на плане в виде трапеции - про трапецию говорится и в описании на сайте Русские церкви. Но на фотографии семинарии со стороны ул.Индийской и на рисунке Споттисвуда мы видим срезанный юго-западный угол, и идущую под углом ограду от церкви Зосимы и Савватия (семинарской Спасо-Преображенской). Причём, Споттисуд отметил этот факт и в описании.

Ещё он написал, очевидно, про церковь Рождества Богородицы: "Чуть дальше мы видим другую церковь, возможно, не совсем такую старую, но во многом того же стиля архитектуры и стоящую высоко над улицей с другой стороны."

Это подтверждает выводы, что Успенский собор кремля, Рождественско-Богородицкая церковь, Спасо-Преображенский собор монастыря, а также семинарская Спасо-Преображенская церковь представляли из себя схожие по стилю сооружения. Этот стиль относят к русскому (нарышкинскому) барокко.

7. Гостино-Николаевская церковь

Ещё дальше, почти на самом горизонте, справа на снимке видна Гостино-Николаевская церковь. Построена она была в начале 17 века напротив Артиллерийской кремлёвской башни рядом с гостиным двором, что и отразилось в её назывании: Николы Гостиного, Гостино-Николаевская. Каменное здание возвели перед приездом Петра I, в 1721 году. На панораме церковь с новой колокольней, возведённой накануне, в 1864 году. И как раз в эти годы, в 1874-1875 гг., производилась серьёзная реконструкция самой церкви. Похоже, что мы видим уже подновлённый храм - именно таким он предстаёт на предреволюционных снимках - в стиле неоклассицизма.




Его прежнее здание, согласно описанию, значительно отличалось от нового и было исполнено в стиле нарышкинского барокко.

Эта церковь стала последним храмом, разобранным при советской власти в Астрахани, в 1974 году. Теперь на её месте находится универсам.
Ещё храм известен тем, что в нём в 1831 году был крещён отец Ленина, Илья Николаевич, т.к. семья Ульяниных (Илья Николаевич потом поменяет фамилию на "Ульянов") жила в приходе церкви Николы Гостиного.

8. Входо-Иерусалимская церковь

На панораме у самого кремлёвского собора виден шпиль колокольни Входо-Иерусалимской церкви. Появление её в Астрахани в 1668 году - признак особого положения астраханской митрополии. Только 5 епархий в России как наиболее значимые были удостоены чести совершать на Вербное воскресенье крестный ход, символизирующий Вход Господень в Иерусалим. Для этого и была возведена Входо-Иерусалимская церковь. Из Успенского собора "шествие на осляти" направлялось сюда, и здесь служился праздничный молебен. Но через 10 лет, в 1678-м, обряд был отменён. Церковь стала приходским храмом. В 1703 году церковь на средства благотворителей была перестроена в камне в старом русском стиле "восьмерик на четверике". Зато новая колокольня в 1800 году стараниями всё того же Варвация была сделана в стиле классицизма и стояла в "сплошной фасаде" "сплошного классицизма" близ кремля. Есть фотография, хорошо иллюстрирующая и общий вид, и её местоположение:




А так выглядел весь храм после пожара январских революционных боёв 1918 года со стороны Пречистенских ворот кремля - к сожалению, не встретила пока более мирного снимка, на котором была бы видна сама церковь:




Надо отметить, что и церковь Входа в Иерусалим во времена съёмки исследуемой нами панорамы тоже переживала большие перемены. Дело в том, что с момента образования в 1778 году духовной семинарии Входо-Иерусалимская церковь стала наряду с приходской, ещё и семинарской. Когда же семинария перебралась во владения бывшего Спасо-Преображенского монастыря, этот храм (лишённый к тому же статуса приходского), остался на некоторое время неприкаянным. Но в 1876-м году по ходатайству духовного училища, что располагалось рядом на Почтовой (теперь Чернышевского) улице, церковь была приписана ему (сейчас в здании духовного училища находится городская администрация).

9. На заднем плане

Как видим, в середине 1870х гг. достаточно было забраться на каланчу, чтобы перед тобой предстал весь город в выбранном направлении до самого горизонта. Об армянском соборе Петра и Павла с церковью Григория Просветителя, указанных на панораме левее Крестовоздвиженской церкви, мы говорили в предыдущей части.

Здесь же, из-за апсиды церкви Воздвижения, выглядывает колокольня армянской Успенской церкви. Она находилась рядом с Благовещенским монастырём на месте сквера в конце улицы Советской, где сейчас в её память установлен армянский крест-хачкар. Собор на этом месте был построен в начале 18 века:




Армянский Успенский собор был разрушен в 1930 году.

Далее едва видна, но узнаваема, Персидская мечеть, ещё новенькая, построенная в 1860 году. Её остатки сохранились до наших дней на ул.Кирова, 40а, между улицами З.Космодемьянской и Епишина.




И даже видны расположенные за Татар-Базаром церковь Ивана Златоуста в паре с пожарной каланчой, дожившие до наших дней:




В то время, когда был сделан снимок, Златоустовский храм подновлялся и расширялся по проекту Эрнеста Ивановича Фольрата, городского архитектора той поры.

За церковью Рождества Богородицы видна старая Знаменская церковь, построенная в 1672 году в честь победы над разинцами, в 1751 году перестроена каменной. Эта постройка с некоторыми дополнениями и переделками и отображена на нашем панорамном снимке. В то время церковь переживала не лучшие свои времена: обветшала, постоянно ремонтировалась, но требовала более серьёзного обновления.
К сожалению, пока не найдено каких бы то ни было изображений той старой Знаменской церкви, до её перестройки в 1900-1903 гг..

10. Кремль

Видны на панораме и главные кремлёвские строения: Успенский собор с колокольней Луиджи Руска, выглядывают купола Троицкого собора.

А ещё мы видим башню с шатром - по местоположению это должна быть Архиерейская башня кремля - и это замечательное видение!
Делов в том, что в 1825-1828 гг. были разобраны Архиерейская башня, примыкающий к ней Житный двор, а также стены Белого Города около этой башни. Вся крепость пришла в обветшалое состояние.

С 1840 по 1850 гг.велись работы по ремонту кремля. Были восстановлены разрушенные стены, укреплены башни контрфорсами, восстановлены разрушившиеся зубцы - "ласточкины хвосты" стен и башен. Не восстанавливалась только разобранная в 1800 году башня Красные ворота. Архиерейская башня была отстроена по-новой, правда, без соблюдения старых размеров, значительно меньшей (вместо бывшей ранее площади 14х14 кв.метров с толщиной стен 3 м она сделана 8,4х8,4 кв.метра значительно меньшей толщины стен, высота уменьшилась на 60 см). Тем не менее, мы видим башню, стоящую под шатром. А это значит, что в ту реконструкцию для башен были сделаны шатры. Если, конечно, я не ошибаюсь, принимая за кремлёвскую башню какой-то другой объект.

11. Каланчи

По этой фотографии мы знакомимся со всеми, существующими на ту пору, пожарными каланчами: три видны на панораме, а с четвёртой сделан снимок.

В это время, в середине 1870-х, шло активное переустройство пожарных команд. Ранее охраной от пожаров занималось военное ведомство, теперь набирались добровольцы, а на их содержание взимались средства с обывателей. Т.е. было положено начало созданию профессиональных пожарных дружин.

С левого края фотографии на заднем плане мы можем различить каланчу на ул.Калустовской (теперь ул.Дарвина). До сих пор старые здания той пожарной части сохранились, видимая нами каланча располагалась, очевидно, на правом здании:



Второе здание, скорее всего, было построено позже, ближе к концу 19 века.

Строение у храма Иоанна Златоуста до сих пор сохранило даже остатки деревянной каланчи:




Ещё одна каланча находилась рядом со Спасо-Преображенским монастырём, на углу Ахматовской и Индийской (Володарского) улиц, именно с неё был сделан позднее снимок семинарской церкви Преображения Спаса.




И нам осталось только взглянуть на каланчу с набережной Кутума - на ту самую, с которой велась съёмка:




Как видите, все они очень похожи и, очевидно, строились по одному проекту и примерно в одно время.

12. Что не видно на панораме

Наиболее знающие и дотошные астраханцы могут удивиться: а где же на этой панораме такие замечательные объекты, как Белая мечеть (1810 год постройки), а также Чёрная мечеть ( 1816 год)? К сожалению, эти сооружения, несомненно украсившие бы панораму старого города, попадают за храмы Благовещенского монастыря. Поэтому мы их и не видим.
За церковью Николы Гостиного прячется артиллерийская башня кремля, а высокое сооружение с флагштоком, бывшее в то время на месте башни Красные Ворота, попадает точнёхонько в промежуток между Успенским собором и колокольней Л.Руска.

Освещение, мощение улиц, скверы

На фотографии мы наблюдаем очень скудные признаки городского благоустройства. Возле здания полицейского отделения стоят 2 керосиновых фонаря, один - у моста, и даже, кажется, во дворе есть один фонарь. А вот дальше по всей набережной фонарей уже не видно.

Улицы незамощенные. Вопрос о мощении улиц поднимался ещё в 1835 году, да так и оставался без движения до 1875 года за неимением средств. А в 1875 наконец дело сдвигается с мертвой точки и на мощение центральных улиц выделяется 130 тысяч рублей.

В плане зелёных насаждений городу тоже ещё предстоит много потрудиться. Как раз в это время, в 1875 году, Дума постановила устроить на месте Губернаторской площади сад во всю площадь.

Previous post Next post
Up