Максимилиан Робеспьер: маска и лицо. Часть первая. Маска

Jan 09, 2014 13:54

О «реконструкции» физического облика Максимилиана Робеспьера

Часть первая. Маска - Часть вторая. "Реконструкция" - Часть третья. "Диагноз"



(une peinture de Robespierre, réalisée au Canada par Marie Lasbleiz - рисунок, выполненный непосредственно на фотографии маски Робеспьера в качестве своего рода художественного ответа на эту «реконструкцию»)

В середине декабря 2013 года сначала во французских СМИ, а затем и за рубежом, в том числе в России, появилась информация о 3D реконструкции «подлинного облика» Максимилиана Робеспьера - на основании маски, якобы снятой с его головы после казни Мари Грошольц (Гросхольц), будущей мадам Тюссо. Сообщение, сопровождавшееся фотографией полученного результата,




вызвало достаточно широкий резонанс и весьма неоднозначную реакцию - достаточно обратить внимание на некоторые заголовки сетевых публикаций:

- La reconstitution du visage de Robespierre révèle les traits d'un psychopathe!
- Злой гений Революции Робеспьер был зомби еще при жизни
или
- Faux masque en 3D et authentiques calomnies antirobespierristes
- «Recapitation» de Robespierre - Quand la science perpétue l’imagination monstrueuse
- Pourquoi la reconstitution du visage de Robespierre énerve les historiens

Замечу попутно, что в последующих публикациях результат «реконструкции» уже не выглядит столь отталкивающе - но об этом отдельный разговор…







Часть первая. Маска.

Реконструкция физического облика Робеспьера была осуществлена на основании гипсовой маски, хранящейся в музее Греви в Экс-ан-Прованс,



а также аналогичного артефакта из музея естественной истории в Париже



(оба изображения появились в сетевых публикациях лишь 20 декабря, а до того демонстрировалась лишь фотография столетней давности; замечу также, что до публикации в «Ланцете» в наименовании местонахождения исследуемого артефакта наблюдалась крайняя путаница).
Филипп Фрош, создатель 3D модели утверждает, что это - копия посмертной маски, снятой Мари Грошольц. Более того, в сообщениях об этой реконструкции утверждается, что во время французской революции мадам Тюссо было поручено снимать маски с известных людей приговоренных к гильотине. Не до казни, а после - с отрубленных голов. Мари Тюссо собственноручно снимала с них посмертные маски, и через несколько дней любой желающий мог увидеть "живого" казненного в ее галерее...
К сожалению, никто - даже среди критиков - почему-то не вспоминает, что этот рассказ находится в непримиримом противоречии с действительной политикой властей - с тем, что со времен казни бывшего короля французов, чьи останки были засыпаны негашеной известью, дабы никто и никогда не смог сделать из них реликвию, объект для поклонения, те же самые меры предпринимались и в отношении всех казненных политических преступников. Но вдобавок к этому общему правилу 10 термидора на сей счет Комитетами Конвента было отдано специальное распоряжение.
Ну вот и всё. У подножия гильотины трупы были сложены в тележки, головы - в отдельный ящик, и процессия двинулась от площади Революции к кладбищу Эрранси, что у заставы Монсо. Дверь в городской стене открылась, пропуская телеги и комиссара полиции, и тут же захлопнулась. Никаких зрителей. Никаких посторонних не должно было оказаться у этой могилы. Никто не должен был узнать, куда положили тела.
Похороны двадцати одного казнённого 10 термидора - сто девяносто три ливра, включая стоимость извести - извести, которая сожжет их, "чтобы воспрепятствовать обожествлению" когда-нибудь. И семь ливров - для ровного счёта - могильщикам

Таким образом, весьма сомнительной оказывается уже сама возможность доступа Мари Грошольц к телам казненных и тем более - возможность снятия посмертной маски.
Но даже если предположить, что это ей каким-то невероятным образом удалось, и в созданном ею Музее восковых фигур в Лондоне экспонируется такая посмертная маска - артефакт, с которым работал Фрош, не может являться ее копией! - Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить фотографии «гримированной» маски, в разное время сделанные в музее мадам Тюссо



фото начала ХХ века из альбома Ипполита Бюффенуара



фото 60-х годов



современное оформление

При внимательном рассмотрении на каждой, вне зависимости от характера оформления, можно заметить складочки на веках - параллельную краю века на левом и неровную несколько выше расположенную на правом (на других гримированных масках - этой и этой - тоже заметно) - складочки, отсутствующие на артефактах, с которыми велась работа:



(Эта фотография начала ХХ века использовалась Фрошем для демонстрации соответствия ей - выполненной им "реконструкции"...

Замечу попутно, что маска, по фотографии которой сделан рисунок, помещенный в начале поста, возможно является еще одним артефактом:



- если только это не современный копиист добавил линию по верхнему краю глаза)

Кроме того, очевидно, что эта маска не отражает лицевых повреждений, полученных Робеспьером в результате огнестрельного ранения (в какой мере отражает их - и отражает ли вообще - маска из музея мадам Тюссо - из-за грима сказать практически невозможно): Фрош, отвечая оппонентам ссылается на врачебный отчет о перевязке, в котором указывает на малый размер раны, не обращая внимания на манипуляции, произведенные хирургами:
Обмыв раненому лицо, мы увидели прежде всего отёк во всё лицо, особенно заметный слева (со стороны раны); а также повреждение кожи и синяк под глазом с той же стороны. Пуля вошла на уровне рта, в дюйме от угла губ. Поскольку пуля прошла наискось, снаружи внутрь, слева направо, сверху вниз, и рана проникала в рот, пуля повредила кожу. соединительные ткани, треугольные мышцы, щёчную мышцу и т.д. Просунув в рот палец, мы обнаружили перелом с осколками в углу нижней челюсти и удалили клыки, первый моляр и несколько осколков кости из этого угла; однако проследить ход раневого канала нам не удалось, и мы не нашли ни выходного отверстия, ни пули. Мы даже считаем, судя по малому размеру раны, что пистолет был заряжен только дробью.
Более того, совершенно забытыми оказываются и обстоятельства самой казни, то, что в последний момент палач сорвал повязку, поддерживавшую разбитую челюсть, и у отрубленной головы должен быть широко разинутый рот.
Между тем реконструкторы настаивают, что работали именно с посмертной маской: в интервью газете «Прованс», данном за два месяца до предъявления публике окончательного результата, Филипп Фрош ссылается на «топографию лица», удивляясь при этом выраженности мускул лба... - Медики меня поправят, но у меня создается впечатление, что он не столько решает задачу, посмертная маска или прижизненная, сколько убеждает себя и других, что посмертная...
Дело в том, что имеется версия существования прижизненной маски Робеспьера: около 1816 года появилось свидетельство о том, что маска Робеспьера была в личной коллекции Доминика Виван-Денона, первого директора музея Лувра (а коллекция у Виван-Денона была, и прелюбопытная, и не лишённая "макаберных" экспонатов). Гипсовый слепок головы Робеспьера и правда присутствует в описи его имущества, сделанном в 1826 году, после смерти владельца, под номером 632 с курьёзной подписью, гласящей, что маска снята перед смертью. (Отголоски этой истории тоже всплывают до сих пор, есть вероятность, что именно отсюда родом странная легенда о том что та же мадам Тюсо снимала с Робеспьера прижизненную маску.) Кроме того, скульптор Давид д'Анжер упоминает, что Гудон снял прижизненную маску Робеспьера, но свидетельства того, что он когда-либо делал его портретный бюст, нет.
И у меня есть некоторые основания полагать, что артефакт, с которым работал Филипп Фрош - действительно является маской Робеспьера, только не посмертной а прижизненной.
Дело в том, что вопреки утверждению и самого Фроша, и его оппонентов, существует профильный портрет Робеспьера, карандашный рисунок (он хранится в Версальском замке), на котором совершенно отчетливо и четко запечатлены оспинки на его лице



(к сожалению, репродукции, которые удалось найти в сети, не передают этого в полной мере).

Но интересен он не только этим! Давайте сравним его с еще одним редко встречающимся гравированным портретом - физионотрасом:



Совершенно очевидно, что карандашный рисунок является прототипом этой гравюры. То есть перед нами, судя по всему, тот самый первичный рисунок, в котором, благодаря используемому техническому приспособлению, оказывается возможным запечатлеть черты портретируемого с предельной точностью, - а это, в свою очередь, позволяет сопоставить расположение оспинок на профильном портрете и на маске! - И мне кажется, даже при недостаточном качестве изображений можно говорить об их совпадении,
и следовательно, мы имеем два самостоятельных артефакта, позволяющих действительно реконструировать физический облик Максимилиана Робеспьера - и можно с уверенностью утверждать, что он будет отличаться от версии, предложенной Филиппом Фрошем.

А потому - ставлю копирайт (с) - и повторю его в первом комменте, где невозможно изменить время
Previous post Next post
Up