Россия в июне-2023. Ч1. Углич (21.06.2023) Вторая часть рассказа о небольшой поездке по российской глубинке, состоявшейся в июне 2023 года
01. Как я рассказал в предыдущей части (ссылка в самом начале этого поста), первый день поездки был длинным, бурным и богатым на события и эмоции, поэтому заснул я быстро и спал беспробудно. С утра же почти выспавшийся нашел в себе силы встать, собраться и даже сделать небольшую прогулку по жилому массиву в северной части Углича по дороге на местную автостанцию. В 9.30 меня уже ждал готовый к отправлению автобус Углич-Рыбинск, на который я заранее купил билет - но смысла в этом, как оказалось, не было, ибо салон был по отправлении заполнен едва ли на треть. Про примерно двухчасовую дорогу могу сказать только то, что она была откровенно скучной - шла она через продолжение всё тех же густых малонаселённых приволжских лесов, через которые я ехал ещё вчера, только во-первых ко второму дню они мне уже поднадоели, а во-вторых колоритный вагончик под локомотивом, едущий по глухоманной слабозагруженной железной дороге в туннеле из скребущихся ветками по обшивке и окнам состава деревьев в интересности по всем статьям переигрывает едущий по неплохому шоссе банальный автобус. Единственным мало-мальским развлечением на всём маршруте был паром через Волгу, связывающий это самое шоссе с находящимся на другом берегу реки городок Мышкин - автомобильных мостов через Волгу после Углича нет до самого Рыбинска (есть ещё железнодорожный около посёлка Волга на ветке из не единожды в прошлом рассказе упоминавшегося мной Сонково в Рыбинск), и единственный более-менее крупный населённый пункт в этой местности связан с ведущими в областной центр прямыми дорогами только этим самым паромом. Или далеко в объезд. И то по самому парому мой автобус не переправлялся, а сделал остановку прямо на берегу Волги около него, высадив часть и без того немногочисленных пассажиров. Временами покрапывал небольшой дождь, который по прогнозу мог испортить мне весь день, не прекращаясь до вечера - но второй день подряд мне повезло; массивные дождевые тучи прошли в основном севернее этих мест, задев окрестности Рыбинска только краем с утра
Примерно к полудню я уже был в Рыбинске, на местном железнодорожном вокзале, который по нередкой для России традиции совмещён с автовокзалом, платформы которого «присосались» к нему сбоку. Здесь снова сразу же рванул к автокассам для того, чтобы купить билет на завтрашний рейс (забегая вперёд, на этот раз это вполне имело смысл) к следующей точке моего маршрута. Предвижу вопрос: почему я не мог покупать билеты на транспорт заранее, через интернет? Дело в том, что хоть белорусской картой «Белкарт-Мир» я и без проблем расплачивался во всех магазинах и кассах всю неделю поездки, но именно к Яндексу привязываться она не захотела ну совсем никак. Затем обед в столовой на привокзальной площади - и можно отправляться в город
02. Скажу сразу, в Рыбинске я уже был ровно за 6 лет до этого, в июне 2017 года. Есть даже рассказ об этой поездке, там много букв, и писал я тогда, на мой взгляд, гораздо хуже чем сейчас, но ссылку разумеется размещу и здесь:
Рыбинск. Поэтому большая часть локаций для меня не нова, за одним очень значимым нюансом - уже после 2017 года в городе прошла довольно масштабная реконструкция исторического центра, об ней я ещё немного поразмышляю дальше. Да и до центра от вокзала ещё надо немного пройти. Но интересности всё равно начались практически сразу - с причудливого «Дома художника», восстановленной в 1990 году копии обветшавшего доходного дома 1900 года постройки
03.
04. И бывшего польского Костёла Сердца Иисуса - ныне здесь расположен актовый зал студенческого клуба находящегося по соседству Рыбинского государственного авиационного технического университета. В принципе, это вполне себе типичная и узнаваемая неоготика начала прошлого века (год постройки - 1910), какой и в белорусской глубинке хватает (а в Польше, насколько я знаю, она вообще считается банальщиной и практически не привлекает внимания туристов), но видеть её на улицах райцентра Ярославской области максимально непривычно
05. Небольшой уютный Карякинский парк среди городской застройки напротив главного корпуса Рыбинского государственного авиационного технического университета
06.
07.
08.
09. Чем дальше по улицам на север, тем старше городская застройка, но пока она ещё не особо опрятна
10. Но что-то реставрируется и тут
11. В переулках
12.
13. Даже не знаю - новодел ли это «под старину» или слишком лубочная реконструкция
14. Каланча пожарной части №8 около моста через реку Черёмуху
15. Чуть дальше - небольшая обзорная площадка с беседкой
16. И парой лавочек с видом на увешанную замочками ограду, реку, дорожную развязку и дальние высотки одного из спальных районов города
17. Наконец дошёл до центра города. Спасо-Преображенский собор
18. Со своей высокой колокольней - пожалуй, самой узнаваемой достопримечательностью Рыбинска
19.
20. Здесь начинается исторический центр города, через который вдоль реки проходит Крестовая улица. Красная площадь с Лениным в теплой зимней шапке
21. А за ним - здание Рыбинского музея-заповедника, большая часть которого - это построенная в 1912 году Хлебная биржа. Внутрь музея я попал уже на следующий день, когда коротал половину дождливого дня перед вечерним автобусом походом по музеям Рыбинска
22. Застройка площади
23. Идущая дальше по историческому центру города Крестовая улица
24. Одной из особенностей центра Рыбинска после той самой недавной реставрации стала замена вывесок магазинов на исторических улицах на стилизированные «под старину», с дореволюционной орфографией. Под неё попали даже магазины федеральных сетей
25. Я бросил пару фотоснимков центра Рыбинска в Инстаграм - и там у меня после этого почти сразу завязалась дискуссия с одним из подписчиков, сказавшим мне, что это ни грамма не красиво, и подобные новоделы - это безвкусица и «киркоровщина». Мол, историческое здание надо оставлять в аутентичном состоянии, даже если состояние его не очень хорошее. В принципе, мне эта позиция знакома, но всё же тем, кто считает так же, предлагаю всё-таки пройти по ссылке в начале рассказа и посмотреть, что представлял собой исторический центр Рыбинска до реконструкции
26.
27. Вот, собственно говоря, и берег могучей Волги
28. Памятник адмиралу Ф.Ушакову
29. А около реки - Остапу Бендеру, с реконструкцией знаменитой начальной сцены из фильма «Двенадцать стульев», снятой на этом самом месте
30. Думаю, люди, хорошо знакомые с кинематографом, узнают эту локацию хотя бы по закруглённому зданию на перекрёстке
31.
32. Вид на музей, шпиль колокольни, реку и мост, который в эти дни был на масштабном ремонте, из-за чего все подъезды к нему были в больших пробках (назавтра мне тоже предстоит постоять в ней в салоне автобуса)
33. И вид вверх по течению Волги. Вдали в левой части кадра из-за фонаря выглядывает сооружение на одной из формирующих Рыбинское водохранилище плотин, в правой же части кадра видно устье реки Шексны; на стрелке же этих двух рек я побываю чуть позже
34. Дохожу оставшиеся несколько сотен метров Крестовой улицы до гостиницы
35. Электросамокатная зараза добралась и сюда, но рыбинские расстановщики, в отличие от белорусских, хотя бы не ставят свои транспортные средства поперёк тротуаров
36. Церковь Сретения Господня
37. В рассказе из 2017 года я уже сказал пару слов об особенностях географии Рыбинска. Из-за слияния двух полноводных рек и двух плотин на них же, формирующих огромное водохранилище, довольно существенная и населённая часть города, находящаяся на стрелке Волги и Шексны, расположена фактически на острове, добраться на который можно только очень далеко в объезд, по обеим дамбам. Как выглядит дорога из центра в тот район, можно схематично увидеть по схеме городского общественного транспорта города ниже, отследив маршруты 14 и 16э. В прошлый раз из-за нехватки времени я доехал автобусом только до шлюзов, не уделив никакого внимания заречной части города, в этот же раз решил наверстать упущенное и выделив тем районам остаток этого пасмурного дня
38. На самом деле автобус идёт туда очень долго, по пути даже выезжая за черту города, потом возвращаясь в него уже около шлюзов, затем по дамбе переезжает через Волгу - и поворачивает вдоль берега вниз по течению реки вплоть до конечной. Я проехал этим маршрутом один раз в жизни, а кто-то так ездит на работу на трясущемся ПАЗике каждый рабочий день утром и вечером. Большей частью этот район города представляет собой советский спальный высотный микрорайон и промышленные зоны, но под конец вырывается из них, приезжая на конечную в уютный жилой район лет постройки гидроэлектростанции, которая находится совсем недалеко, чуть выше по течению Шексны
39. Район этот сложен из идиллических аккуратных двухэтажек, он очень зелёный, аккуратный и по крайней мере внешне тихий. Я немного побаивался местных жителей и спрятал беззеркалку, делая снимки отсюда на смартфон, но похоже что нужды в этом не было - по крайней мере мне маргинальный контингент тут не попадался
40.
41. Просто много двухэтажек сталинских времен постройки
42. Самое приметное здание района - не помню уже, что тут было ранее (скорее всего что-то административное), сейчас здесь Музей советской эпохи
43. Остатки мощения дороги булыжником
44.
45.
46. Затем немного укатанной грунтовки через лесок
47. И я выхожу на стрелку рек
48.
49. Вдали видны здания исторического центра города и единственный мост через Волгу в городе
50. Парочка панорам. Бело-синее сооружение - это Дворец спорта «Полёт»
51.
52.
53. Стилизированная сторожевая башня и частокол, возведённые в 2006 году на месте существовавшего тут ещё в домонгольские времена (первые упоминания датируются XI веком) города Усть-Шексна. Внутри есть что-то наподобие музея, но при мне ворота были закрыты (да и судя по форуму геокешеров, с которого я и брал информацию об этой локации, с попаданием туда в принципе у многих проблемы)
54. Затем я вернулся через посёлок к конечной автобусной остановке, но не сразу сел на автобус, едущий в центр города, а ещё немного прогулялся мимо гидроэлектростанции (видел издали, но не фотографировал) к небольшому заливу Рыбинского моря. Узкая полоса, разрывающая тёмную лесистую на горизонте в центре кадра - это выход в открытый безбрежный простор одного из крупнейших водохранилищ мира (на момент возведения в 40х годах - крупнейшее; на данный же момент, насколько я помню, просто входящее в десятку лидеров). Шесть лет назад я специально ездил за город, чтобы прогуляться по его берегу; в этот раз у меня было в планах съездить в другую береговую точку на следующий день, но он, забегая вперёд, выдался насквозь дождливым - поэтому на сей раз побывал я на берегу Рыбинского водохранилища только так
55. Завершил я этот день по возвращении на другой берег Волги небольшой прогулкой по вечернему городу. Микрорайон помпезных сталинок около двух крупных заводов - судостроительного и завода авиадвигателей
56.
57. Несколько запущенный вход на стадион «Сатурн»
58. Сам стадион после реконструкции выглядит неплохо, хоть и лишился, судя по старым фото, находившейся с левой стороны большой главной трибуны
59. Небольшой кусок идущей вдоль берега Волги велодорожки. Не могу не отметить, что асфальт на этой дорожке выложен ровнее, чем зачастую его кладут на велодорожках белорусских городов. Пользуется ли эта велодорожка спросом в не самом тёплом северном городе? Насколько я могу судить по тому погожему, но не очень тёплому вечеру - вполне
60. Пара вечерних фотозарисовок. Волга и рыбаки
61. Устье Шексны. Там я был несколько часов назад (при желании можно увидеть между деревьями верхушку сторожевой башни и часовню с фото номер 47
62. Закат близок, но дожидаться его я уже не стал
63.
64.
65. Вечерние улицы
66. Приближались выходные, и около магазинов и питейных заведений уже собирались не очень доброжелательного и трезвого вида компании, поэтому я не стал задерживаться на улице, и пошёл в гостиницу
67. Темнело в тот день, впрочем, поздно - Рыбинск находится на достаточно высоких широтах, чтобы уже иметь в июне свой местный лёгкий аналог «Белых ночей». Не настолько яркий, как в более северных регионах, вроде Санкт-Петербурга, но темнело в эти дни достаточно поздно, а просыпаясь посреди ночи в погожие дни в конце поездки я уже видел, что за окном довольно светло
Так закончился второй день поездки. На третий у меня были довольно масштабные планы, но проснувшись с утра я услышал стук капель дождя об оконное стекло - и шел этот дождь до вечера, отправив меня сначала спать, а потом коротать время в музеях города (впрочем, посещение не особо масштабного, но интересного музея в честь истории города Молога, затопленного при создании Рыбинского водохранилища, находящегося в неприметном здании через квартал от пожарной каланчи на набережной Черёмухи, я потерей времени уж точно не считаю). А уже ближе к вечеру междугородний автобус увёз меня в следующий на моём маршруте город, про который я расскажу в третьей части этой серии рассказов