"Лугом не пользуется живущий в городе"? Хмм... Города-то в англосаксонскую эпоху были совершенно не такие, как сейчас. Да и сейчас есть куча городов, жители которых спокойно выпасают на лугах коров. Окончательный вариант гораздо более убедителен.
Кстати, про лёд и стекло. Тут ход мысли совершенно верный. Хотелось бы добавить, что стекло в англосаксонскую эпоху было весьма ценным материалом само по себе. Сначала англосаксы его делать не умели, импортировали. Потом научились, но оно оставалось новинкой и, видимо, воспринималось как техническое чудо. Степень ценности стекла кое-что добавляет к пониманию этого текста.
Хотелось бы добавить, что стекло в англосаксонскую эпоху было весьма ценным материалом само по себе.
Не только у англосаксов. Любопытно, что в Речах Сигрдривы есть своего рода список "вещей наилучших" - того, на что нанесены руны. И стекло туда попало вместе с золотом (с которым аллитерирует), т.е. с тем, что считалось дорогим и красивым.
Правда, не очень ясно, насколько древен этот список и когда в него попало стекло. Если судить по тому, что он отсылает к рунам, а число объектов - двадцать четыре, то сама идея подобного списка, в принципе, может относиться и к эпохе старшего футарка (хотя и не обязательно), т.е., теоретически, даже быть известна в Англии до сложения Поэмы. С другой стороны, отдельные элементы в нем могли со временем заменяться (например, подозрительно в этом смысле попадание туда божества поэзии Браги)...
Разумеется, это не более чем любопытный факт, говорящий о том, что соседняя и родственная англосаксам культура тоже, видимо, видела в стекле нечто дорогое, красивое и, отчасти, волшебное.
Re: О Wynn и ФродиereynionMarch 14 2010, 13:33:36 UTC
Строго говоря - не совсем абсурдно, мысль, что "не знает счастья тот, кто не знал горя" не нова. Не знаю, есть ли подходящая английская пословица или книжная максима подходящей эпохи.
В Вашем примере, "знать" - "быть известным". Тому, кто не знал горя, неизвестно истинное значение счастья. Но это не значит, что у него его нет. Это значит, что он его не осознает (популярная пословица звучит "Тот, кто не знал горести поражения, не почувствует радости победы"). Тогда как у brucа "наслаждаться" связано с основным значением - "использовать". При попытке такой трактовки получится, что тот, кто знает мало горя, не в неведении о собственном счастье, а не пользуется им, не имеет его. Так что мне это кажется более чем маловероятным.
Если честно, я не помню древнеанглийских параллелей к "кто не знал горя, не знает радости".
Зато радость часто описывается как "утехи беспечальные" и т.п.. Если надо - найду соответствующие формулы.
Мне кажется, точнее сказать, что мир Фроди был приписан к "миру Августа", когда Снорри приводил северную
( ... )
Re: О Wynn и ФродиtradisMarch 15 2010, 15:43:54 UTC
В эпоху написания Норвежской рунической поэмы Мир Фроди уже был переосмыслен как связанный с Миром Августа.И у этой трактовки есть перекличка с "летом".(с
( ... )
Re: О Wynn и ФродиereynionMarch 15 2010, 16:46:58 UTC
Это спорный вопрос.
Обычно ассоциация идет с самым ярким и необычным фактом. Таким фактом в отношении Фроди был мир, стоявший в его время, а не изобилие. Обратите внимание, что мир-то Фроди, но изобилие приписывается не ему, а Фрейру ("... урожайные годы во всех странах. Шведы приписывали их Фрейру"). Фроди же приписывается именно мир. А сам Фроди в качестве прозвища имеет "Миротворец".
А вот в тексте Младшей Эдды, где характеризуется собственно сам Фроди и его "Мир", о плодородии ни слова: "У Скьёльда был сын по имени Фридлейв, правивший после него. Сына Фридлейва звали Фроди. Он наследовал своему отцу в те времена, когда Август кесарь водворил на всей земле мир. Тогда родился Христос. И так как Фроди был самым могущественным конунгом в северных странах, считают, что это он водворил мир во всех землях, где говорят по-датски, и люди на севере называют это миром Фроди. Тогда никто не чинил зла другому, даже повстречав убийцу отца или брата, на свободе или связанным. Не было тогда ни воров, ни грабителей, так что одно золотое кольцо
( ... )
Добавлен пост, в котором сведены ссылки на посты с переводом и планируется добавлять ссылки на добавления, изменения и пр. http://ereynion.livejournal.com/4997.html
Comments 23
Окончательный вариант гораздо более убедителен.
Reply
Мне тоже так показалось. Но коль скоро такая версия возможна....
Reply
Reply
Не только у англосаксов.
Любопытно, что в Речах Сигрдривы есть своего рода список "вещей наилучших" - того, на что нанесены руны.
И стекло туда попало вместе с золотом (с которым аллитерирует), т.е. с тем, что считалось дорогим и красивым.
Правда, не очень ясно, насколько древен этот список и когда в него попало стекло.
Если судить по тому, что он отсылает к рунам, а число объектов - двадцать четыре, то сама идея подобного списка, в принципе, может относиться и к эпохе старшего футарка (хотя и не обязательно), т.е., теоретически, даже быть известна в Англии до сложения Поэмы.
С другой стороны, отдельные элементы в нем могли со временем заменяться (например, подозрительно в этом смысле попадание туда божества поэзии Браги)...
Разумеется, это не более чем любопытный факт, говорящий о том, что соседняя и родственная англосаксам культура тоже, видимо, видела в стекле нечто дорогое, красивое и, отчасти, волшебное.
Reply
Reply
Reply
Reply
В Вашем примере, "знать" - "быть известным". Тому, кто не знал горя, неизвестно истинное значение счастья. Но это не значит, что у него его нет. Это значит, что он его не осознает (популярная пословица звучит "Тот, кто не знал горести поражения, не почувствует радости победы").
Тогда как у brucа "наслаждаться" связано с основным значением - "использовать". При попытке такой трактовки получится, что тот, кто знает мало горя, не в неведении о собственном счастье, а не пользуется им, не имеет его. Так что мне это кажется более чем маловероятным.
Если честно, я не помню древнеанглийских параллелей к "кто не знал горя, не знает радости".
Зато радость часто описывается как "утехи беспечальные" и т.п.. Если надо - найду соответствующие формулы.
Мне кажется, точнее сказать, что мир Фроди был приписан к "миру Августа", когда Снорри приводил северную ( ... )
Reply
Reply
Обычно ассоциация идет с самым ярким и необычным фактом.
Таким фактом в отношении Фроди был мир, стоявший в его время, а не изобилие.
Обратите внимание, что мир-то Фроди, но изобилие приписывается не ему, а Фрейру ("... урожайные годы во всех странах. Шведы приписывали их Фрейру").
Фроди же приписывается именно мир. А сам Фроди в качестве прозвища имеет "Миротворец".
А вот в тексте Младшей Эдды, где характеризуется собственно сам Фроди и его "Мир", о плодородии ни слова:
"У Скьёльда был сын по имени Фридлейв, правивший после него. Сына Фридлейва звали Фроди. Он наследовал своему отцу в те времена, когда Август кесарь водворил на всей земле мир. Тогда родился Христос. И так как Фроди был самым могущественным конунгом в северных странах, считают, что это он водворил мир во всех землях, где говорят по-датски, и люди на севере называют это миром Фроди. Тогда никто не чинил зла другому, даже повстречав убийцу отца или брата, на свободе или связанным. Не было тогда ни воров, ни грабителей, так что одно золотое кольцо ( ... )
Reply
Добавлен пост, в котором сведены ссылки на посты с переводом и планируется добавлять ссылки на добавления, изменения и пр.
http://ereynion.livejournal.com/4997.html
Reply
Leave a comment