СОДЕРЖАНИЕ Начало Предыдущая страница Создание системы подготовки командных кадров. Слабый уровень профессиональной подготовки комсостава на конец Гражданской войны. Система переподготовки командных кадров. Подготовка новых командных кадров - создание системы нормальных военных школ. Основная проблема - комплектование военно-учебных заведений: отсутствие престижа военной службы, низкий общекультурный уровень населения. Оторванность школ от армейской жизни. Эксперимент с введением бригадного метода обучения. Подготовка комсостава запаса. Курсы усовершенствования. Реформа высшей военной школы.
Как уже показывалось выше, серьезнейшей проблемой было именно качество, профессиональный уровень командиров. Одним из путей решения этого вопроса было сохранение подготовленных кадров старой армии, но из-за дефицита представителей кадрового офицерства этот вариант позволял лишь в малой степени решить указанную проблему, причем в основном на уровне высшего и частично старшего комсостава.
Между тем как оставалась вопрос с наиболее массовыми группами командиров - средним и старшим, поскольку занимавшие эти должности как правило не обладали теоретической подготовкой и в лучшем случае имели лишь боевой опыт Первой мировой на уровне командира роты либо опыт гражданской войны, который при всех его плюсах все-таки не давал навыков ведения боевых действий в условиях войны современной, технологичной и масштабной. Точно так же наряду с отсутствием теоретических знаний у данной группы офицеров отсутствовали и навыки службы в мирное время, обучения и воспитания войск. Это факт в частности отметила в своем докладе комиссия Гусева, созданная для комплексного обзора состояния вооруженных сил 2 июня 1923 года и работавшая по январь 1924 года, в ходе своей работы изучившая деятельность центрального аппарата Военведа, штабов и войск четырех округов и Балтийского флота и собравшая огромное количество материалов. В частности, в ее итоговом докладе отмечалось, что «неудовлетворительная постановка обучения в Красной армии является результатом слабой квалификации в теоретическом и инструкторском отношениях подавляющего большинства командного состава - до старшего включительно в строевых частях и отчасти высшего - в войсковых соединениях, отсутствия методических руководств, наставлений, наглядных пособий, приборов, слабой постановки стрелкового дела, отсутствия единого взгляда в Красной Армии на задачи и роль конницы в современном бою и т.д.» {1}
Хотя в ходе сокращений удалось добиться значительного улучшения комсостава с точки зрения военного образования{2}, однако качество этого образования оставляло желать лучшего: «в 1925 году 36% старшего и 50% среднего командного состава стрелковых войск имели военное образование ниже нормальной военной школы. Еще хуже обстояло дело в кавалерии, где 26,7% среднего и 48% старшего командного состава вовсе не имели военного образования. В инженерных войсках только 30% командного состава имели нормальное военное образование, а 17% вовсе не имели военного образования. В войсках связи только 20,4% командиров имели нормальное военное образование, а 39,2% командиров не имели военного образования»{3}. Параллельно с необходимостью повышения военно-образовательного уровня существующего комсостава, задачей добиться его однородности в военно-образовательном отношении, перед вооруженными силами встала и проблема создания полноценной системы подготовки новых командных кадров.
Начнем с первой, временной по существу задачи - переподготовки существующих командных кадров. Как уже неоднократно указывалось выше, эта задача была одной из актуальнейших для РККА - причем она касалась как высшего и старшего комсостава, среди которого присутствовали офицеры военного времени и частично унтер-офицерский и рядовой состав, а также не служившие, так и в гораздо большей степени самого массового слоя - средних командиров. По возможности, что опять же уже указывалось выше, эту проблему пытались решить в ходе чисток комсостава, когда признак профессиональной пригодности, как правило, ставился на первое место, однако данный путь по объективным причинам не мог быть основным путем решения проблемы, поэтому перед руководством армии всерьез встала проблема переподготовки красных командиров.
В отношении высшего комсостава проблема была не столь насущна по причине наличия там большого количества опытных специалистов старой армии, более высокого образовательного уровня (среди наличествовавших в данной группе офицеров военного времени были нередки лица с высшим и полным средним гражданским образованием) и его относительной малочисленности. Для решения этой задачи в 1921 году были созданы Высшие академические курсы, «перед которыми были поставлена задача вести переподготовку высшего командного состава Красной армии, дать соответствующие знания тому командному составу Красной армии, который вышел из рядов рабочего класса и трудящегося крестьянства и благодаря своей энергии, военным дарованиям и преданности революционному делу выдвинулся на высокие командные посты в армии… [но] ему недоставало теоретической подготовки… Существовавшие до осени 1924 г. Высшие академические курсы проделали большую работу. Через эти курсы был пропущен почти весь высший командный состав Красной армии»{4}.
Хуже обстояло дело со средним и отчасти старшим командным составом, поскольку среди них преобладали лица, прошедшие ускоренные командные курсы в ходе гражданской войны, унтер-офицеры старой армии, окончившие лишь учебные команды, либо вовсе без военного образования. Для подготовки этих лиц использовались окружные повторные курсы, подвергшиеся реорганизации в 1924 году. До реорганизации они находились в подчинении командующих округами и отличались крайне пестротой учебных программ, организационного устройства и пр. Чтобы увидеть разнообразие различных повторных курсов, существовавших в первой половине 20-х годов, как и разнообразие и пестроту их организационных форм, достаточно простого перечисления их названий (причем часто разных названий одних и тех же курсов), упоминающихся в биографических справочниках «Комкоры» и «Командармы». Это и просто повторные курсы (10-е Бакинские повторные курсы начсостава РККА, Ленинградские повторные курсы среднего комсостава, Краснодарские повторные пехотные курсы комсостава), и различные высшие школы (Омская высшая военная объединенная школа, Высшая военная школа в Казани, Киевская высшая военная школа), в том числе специализированные, как правило предшественники будущих КУКСов (Высшая артиллерийская школа комсостава и Ленинградская высшая кавалерийская школа, она же Петроградская высшая кавалерийская школа, упоминаются также годичные курсы командиров полков при Высшей кавалерийской школе в Петрограде, повторные курсы командиров полков при Высшей школе в Петрограде), различные фронтовые, окружные и армейские повторные курсы (повторные кавалерийские курсы и повторные курсы среднего начсостава Туркестанского фронта, повторные курсы комсостава ПриВО, повторные курсы комсостава Кавказской Красной Армии, пулеметное отделение повторных курсов комсостава при штабе ККА в Тбилиси, повторные командные курсы при штабе 5-й армии, повторные курсы комсостава РККА при штабе 7-й армии, курсы комсостава 14-й армии), различные повторные школы (повторная школа среднего комсостава МВО, Киевская повторная пехотная школа, Харьковская повторная школа комсостава), иные учебные заведения (например, Киевская военно-педагогическая школа (группа тактики) и курсы при ней же). Особенно большая концентрация повторных курсов и учебных заведений (или же разнообразие названий) наблюдается в двух городах - Харькове и Смоленске (где находились штабы УВО и Запфронта). В Харькове располагались Харьковская высшая повторная школа (она же высшая повторная школа старшего комсостава в г. Харьков), повторные курсы старшего комсостава при штабе Войск Украины и Крыма в г. Харьков (они же Харьковские высшие повторные курсы старшего комсостава, высшие повторные командные курсы в г. Харьков, повторные курсы комсостава в г. Харьков, курсы старшего и высшего комсостава в г. Харьков, см. также отделение военных комиссаров военных повторных курсов в г. Харьков), Высшая повторная кавалерийская школа старшего комсостава в г. Харьков, повторные курсы высшего комсостава кавалерии в Харькове. В Смоленске в различное время существовали курсы высшего и старшего начсостава (Высшие повторные курсы) при штабе Западного фронта в г. Смоленск, по всей видимости они же повторные курсы комсостава в г.Смоленск, Высшие строевые курсы начсостава Западного фронта при Объединенной высшей военной школе 2-й ступени в г.Смоленск, повторные пехотные курсы при штабе Запфронта, повторные курсы Высшей объединенной школы Западного фронта, повторные курсы среднего комсостава при штабе Западного фронта в Смоленске, Высшие повторные курсы при штабе Западного фронта, Смоленские высшие объединенные курсы, отделение старших строевых начальников Объединенных высших военных курсов Запфронта, впоследствии преобразованные в Высшую объединенную военную школу Западного фронта в г. Смоленск или Смоленскую объединенную военную школу при штабе Западного фронта.
В результате реформы повторные курсы и школы были переданы в ведение ГУВУЗа, а их организация и учебные программы стали более единообразными: «Учебные программы повторных курсов должны были в основном приравниваться к программам последнего класса нормальной военной школы с добавлением некоторых общеобразовательных предметов. Учебный год был установлен в десять месяцев. В составе окружных курсов было положено иметь только стрелковый и кавалерийские классы. Комплектоваться окружные повторные курсы должны были исключительно средним командным составом (от командиров взводов до командиров рот включительно), который может усвоить в течение одного года комбинированную программу нормальной школы. Командный состав, не удовлетворяющий этим требованиям, должен был направляться в школы красных командиров с двухгодичным сроком обучения». В ходе реформы «большинство курсов было реорганизовано в повторные отделения при нормальных школах»{5}. Кроме того, наряду с повторными курсами и нормальными школами к переподготовке среднего комсостава привлекались и курсы усовершенствования, а также их предшественники - так называемые высшие школы - Высшая кавалерийская школа, Высшая артиллерийская школа, Высшая военно-химическая школа и пр., как правило, с двухлетним сроком обучения.
Например, в докладе начальника УВУЗ Якира от 21 февраля 1925 года о политической доподготовке комсостава выделялись следующие группы комсостава, требовавшего не только политической, но и военной доподготовки:
а) нуждающиеся в военной доподготовке как не окончившие комкурсы и не имеющие вовсе военного образования лица, занимающие главным образом должности командиров взводов и помощников командиров рот - их предлагалось пропустить через нормальные военные школы, Объединенную Киевскую школу им. С.С. Каменева (с двухгодичным сроком обучения, для среднего комсостава) и повторные курсы (в 1924-м году через нормальные школы было пропущено 1050 пехотных командиров и столько же через повторные курсы - предполагалось,, что масштабы переобучения 1925 года будут сравнимыми - на военные школы отводилось 1000 человек, на школу им. Каменева - 400 человек, на повторные отделения - 1400 человек){6};
б) комсостав, занимающий должности командиров рот и выше, также не окончивший военной (нормальной) школы, который в силу более высокого уровня занимаемых должностей предполагалось отправлять на курсы усовершенствования командного состава. Данные курсы могли пропустить в 1925-м году около 1800 человек, при этом считалась, что этой подобной вместимости недостаточно для того, чтобы пропустить через курсы всю эту группу комсостава{7};
Данная система просуществовала с 1924-го по 1926 год{8}, однако ей были присущи серьезные недостатки - высокая непрофильная нагрузка на нормальные школы и курсы усовершенствования, поскольку переподготовка и доподготовка являлась «мерой временного характера», проблемы постановки четкой воспитательной работы в нормальных школах, связанные с тем, что в них одновременно обучались две разные категории военнослужащих - обычные курсанты и командиры, и финансовые проблемы («Кроме отмеченных уже затруднений переподготовка сокращает пропускную способность военно-учебных заведений в отношении выпуска новых командиров и вызывает большие сравнительно расходы… в настоящее время имеется 1752 курсанта-командира, содержание которых обходится на 1 396 000 рублей дороже, чем такого же числа курсантов»), что было очень важно для страны в то время{9}. Тот же документ, в котором описывались вышеупомянутые недостатки, упоминал и об очень слабой теоретической подготовке командиров («в большинстве ниже курса военных школ»), которыми комплектовались курсы усовершенствования и повторные отделения{10}.
В итоге Управлением военно-учебных заведений было предложено «отказаться в дальнейшем от переподготовки в ВУЗах комсостава, не обладающего минимумом военных знаний, и увольнять их в запас постепенно по мере замены вновь выпускаемыми из военных школ». Исключение предлагалось сделать лишь для части командиров - участников Гражданской войны - сохранив для этого школу им. С.С. Каменева и Сибирские повторные курсы{11}. По состоянию на начало 1926 года среди комсостава РККА насчитывалось 11 053 командира, не обладающих минимумом военных знаний{12}. Для их переподготовки требовалось 3 года, но по финансовым соображениям было принято решение «оставить без изменения план ГУ РККА доподготовки комсостава, отнесенного к 7-й категории и выше{13}. Для остальных доподготовку на повторных курсах проводить в самых минимальных размерах, а доподготовку в школах нормального типа совсем исключить»{14}. Более того, когда в 1926 году началась очередная чистка комсостава, как уже упоминалось, была сделана специальная установка на отсев именно этой группы красных командиров («лиц, выдвинутых Гражданской войной» без нормального военного образования).
Интересно отметить, что из 670 будущих командиров общевойсковых армий и стрелковых корпусов, присутствующих в неоднократно упоминавшихся здесь биографических справочниках, 153 окончили в 20-е годы различные учебные заведения (речь не идет о комкурсах гражданской войны) уже после получения первого «офицерского» звания, то есть, по сути как раз и являются упоминаемыми выше повторниками. При этом у 72-х из них указано, что они окончили военные школы (причем около 30 из них учились в Киевской объединенной военной школе им. Каменева, в то время как в других школах учились по одному - два, максимум - три повторника), соответственно остальные закончили различные повторные курсы.
Если разбить повторников на два периода - например до 1925 года включительно, и после него, то можно увидеть следующее. До конца 1925 года отучились 111 человек, из них 67 закончили повторные курсы (разнообразие которых мы видели выше), а 39 - нормальные школы. После 1925 года учились 53 человека, причем пропорции были обратными - 33 человека закончили нормальные школы, а 14 - повторные курсы (Пятеро - Сибирские повторные курсы среднего начсостава в Иркутске, остальные повторные курсы при нормальных школах - по двое при Московской и Западной пехотных школах, по одному при 5-й Киевской пехотной, Объединенной им. ВЦИК и Объединенной им. Ленина в Ташкенте, еще по двоим название курсов не указано). Конечно возможно часть командиров, про которых указано, что они учились в нормальных военных школах, также заканчивали повторные отделения при этих школах, но даже без учета этого можно выделить некоторые моменты. Во-первых, наглядно видно упорядочивание системы переподготовки командиров-повторников - если до середины 20-х основная масса училась на многочисленных и разнообразных курсах, то после 1925 года практически все учатся либо в нормальных школах, либо на курсах при них. Во-вторых, видно, что после 1925 года наблюдается концентрация повторников в двух учебных заведениях - Киевской школе и на Сибирских курсах в Иркутске, то есть было реализовано то, что и предлагалось сделать УВУЗом РККА в докладе от 10 февраля 1926 года.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ {1} Берхин, стр. 57, там же: «Красная армия соответственно своему духу и задачам обеспечена командным составом неудовлетворительно»
{2} «Если к концу 1922 г. только 56,6% командиров Красной армии имели военное образование (к тому же у многих оно было очень слабым), а 43,4% не имели никакого образования, то в 1925 г. число командиров, получивших военное образование, составляло 90,5% к общему числу командиров Красной армии. К концу 1926 г. этот процент поднялся до 96%». Берхин, стр. 264
{3} Там же.
{4} Берхин, стр. 287
Там же оценка работы ВАК со стороны М.В.Фрунзе: «Высший комсостав Красной армии несомненно вырос значительно и стал более однообразным по своей подготовке… переподготовка основного кадра высшего комсостава нашей Красной армии закончена».
{5} Берхин, стр. 288-289
{6} Этот путь в начале своей карьеры прошли такие известные впоследствии советские военачальники, как, например, Берзарин Н.Э. - в 1923 г. окончил 2-е Петроградские пехотные курсы, в 1925 г. - пулеметные курсы при «Выстреле», в 1927 г. - повторные сибирские курсы; Бирюков Н.И. - в 1922 окончил Орловские пехотные курсы, а в 1927 году повторные курсы при Московской пехотной школе; Варенников И.С. - в 1923 году - 3-и Омские командные кавалерийские курсы, а в 1927 г. - Киевскую Объединенную школу им. С.С.Каменева; Ватутин Н.Ф. - в 1922 г. Полтавскую пехотную школу, а в 1924 г. - Киевскую Объединенную школу им. С.С.Каменева; Захаров М.В. - в 1918 г. 2-е Петроградские артиллерийские курсы, в 1919 высшую московскую школу штабной службы, а в 1924 г. - Харьковские повторные курсы комсостава; Сандалов Л.М. - в 1920 г. - Ивано-Вознесенские политические курсы, а в 1926 г. - Киевскую Объединенную школу им. С.С.Каменева. С должности комвзвода ушли в военно-учебные заведения (и на нее же потом вернулись в войска) будущие генерал-лейтенанты Ручкин А.И. (рядовой царской армии, учился на повторных курсах Высшей объединенной школы Западного фронта) и Рыжиков Е.В. (в старой армии не служил, учился в Киевской объединенной военной школе), генерал-майоры Почема Ф.Е. (в старой армии рядовой-артиллерист, 5-я Киевская пехотная школа), Ткачев А.Г. (не служил, Рязанская пехотная школа), Якунин Н.П. (не служил, Крымская кавалерийская школа), полковники Есипенко Х.Ф. (не служил, 2-я Московская военно-пехотная школа) и Сафонов С.В. (мл. унтер-офицер, повторные курсы среднего комсостава при штабе Западного фронта в Смоленске). В военных школах и на повторных курсах отучились бывшие в двадцатые годы командирами рот будущие генерал-майоры Шмелев Ф.П. (рядовой старой армии, повторные курсы комсостава СибВО), Фролов С.Ф. (рядовой, повторное отделение Западной пехотной школы в г. Смоленск, ушел на курсы с должности врид командира пулеметной роты и после курсов вернулся в свой полк на должность уже командира этой же роты), Преображенский Г.Н. (Герой Советского Союза, в старой армии прапорщик, повторные курсы среднего комсостава ЛВО), Ерохин М.Е. (мл. унтер-офицер), Корязин И.П., будущий генерал-лейтенант Кравцов И.К. (унтер-офицер, Герой Советского Союза, трое последних учились в Киевской объединенной военной школе), командиры эскадронов Тихонов М.Ф. (в старой армии не служил, будущий генерал-лейтенант и Герой Советского Союза, закончил повторные курсы высшего комсостава кавалерии в Харькове) и Шарабурко Я.С. (рядовой старой армии, будущий генерал-майор, учился в Высшей кавалерийской школе). В военных школах учились и командиры батальонов - как например, будущие генерал-майоры поручик старой армии Рагуля И.Л. (в старой армии закончил Ораниенбаумскую офицерскую школу, до курсов после комбата был адъютантом кавалерийского дивизиона и инструктором стрелково-пулеметного дела на Саратовских кавалерийских курсах, после курсов снова занял должность командира батальона) и унтер-офицер и комвзвода в старой армии Рубцов Ф.Д. (будучи комбатом, учился в Харьковской повторной школе комсостава).
{7} Указ. Документ см. в Сборнике, кн. 1., стр. 333-336
{8} Например, осенью 1925 года военные школы дали РККА 6 605 командиров, в то же время повторные курсы - 1137, а курсы усовершенствования (по большому счету в то время также занимавшиеся в основном переподготовкой) - 1563 человека. Справка о состоянии военно-учебных учебных заведений Красной армии после их реорганизации в 1924-25 гг., «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн.1, стр. 445-446
{9} см. Предложения УВУЗ РККА в РВС СССР по подготовке командных кадров, от 10 февраля 1926 года, Сборник, кн.1, стр. 495.
{10} Там же, стр. 497
{11} Там же, 496
{12} Доклад начальника Снабжений РККА Д.П. Оськина председателю РВС СССР К.Е. Ворошилову о возможности сокращения начальствующего состава РККА и увеличении его денежного Содержания от 15 февраля 1926г., «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 1, стр. 514
{13} Начиная от 7-й категории - это лица от командира батальона и выше. Согласно вышеупомянутому документу, таковых на начало 1926 года было 2344 человек.
{14} Справка Управления делами НКВМ и РВС СССР с обобщением предложений центральных органов РККА и командования военных округов об основных мероприятиях в области прохождения службы начсоставом и доподготовки комсостава РККА от 9 марта 1926г.,«Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 1, стр. 533
ПРОДОЛЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ