вернуться на первую страницу II. Получение отечественных автомобилей от промышленности
1. Работа автомобильной промышленности до войны
До войны автомобили выпускали 4 завода:
1. Горьковский автозавод им. Молотова;
2. Московский автозавод им. Сталина;
3. Ярославский автозавод;
4. Завод «КИМ» в Москве.
Заводы Ярославский и «КИМ» давали незначительное количество автомобилей и практического значения в снабжении Красной Армии не имели.
Снабжение Красной Армии автомобилями производилось в основном заводами «ГАЗ» и «ЗИС». Довоенный выпуск автомобилей составлял:
1937 г. - 200 тыс. шт. или 16,6 тыс. в среднем в месяц;
1938 г. - 211,2 тыс. шт. или 17,6 тыс. в среднем в месяц;
1939 г. - 186,8 тыс. шт. или 15,6 тыс. в среднем в месяц;
1940 г. - 124,4 тыс. шт. или 10,4 тыс. в среднем в месяц; т.е., начиная с 1939 г. выпуск автомобилей снижается.
В 1941 г. (до начала войны) выпуск автомобилей несколько увеличился и составлял (тыс. шт.):
Заводы
Выпущено с 1.01 по 22.06.1941 года
Среднемесячный выпуск
ЗИС
30,7
5,1
ГАЗ
42,5
7,1
Итог о
73,2
12,2
Специально армейских автомобилей промышленность до войны не выпускала.
В 1940-1941 гг. были спроектированы, испытаны и подготовлены к производству армейские автомобили:
легковой ГАЗ-61 с двумя ведущими осями и на его базе «Пикап» для буксировки легких артсистем;
легковой ГАЗ-64 с двумя ведущими осями;
грузовой ЗИС-32 3-х тонный с 2 ведущими осями;
грузовой ГАЗ-63 2-х тонный с 2 ведущими осями.
Производство этих машин началось в 1941 г., но с началом войны было прекращено.
2. Поставка автомобилей Наркомату обороны до войны
В 1941 г. (до начала войны) Наркомат обороны получал 47% от общего выпуска автомобилей: (тыс. шт.):
Заводы
Выпуск с 1.01 по 22.06.1941 года
Сдано НКО
% получения НКО от выпуска
ЗИС
30,7
17,9
58
ГАЗ
42,5
16,4
38
Итог о
73,2
34,3
47
Основные типы поставляемых автомобилей:
грузовые - 1,5-тонные ГАЗ-АА и ГАЗ-AAA (трехосные);
грузовые - 3-тонные ЗИС-5 и ЗИС-6 (трехосные);
легковые - М-1, ЗИС-101;
пикап М-1;
автобусы санитарные, штабные и пассажирские.
Кроме того, поставлялись шасси грузовых машин - стандартные и специальные для изготовления спецмашин различных родов войск (прожстанций, радиостанций, походных ремонтных мастерских и др.).
3. Выпуск автомобилей за годы войны
Выпуск отечественных автомобилей в период ведения войны резко сократился.
Причинами сокращения выпуска явились:
1. Эвакуация заводов ЗИС, «КИМ» и прекращение выпуска автомобилей Ярославским заводом. Филиалы завода ЗИС, выпускающие автомобили, были организованы в 1942-1943 гг. в Ульяновске, а начиная с 1944 г. в Миассах, с переключением Ульяновского завода на выпуск моторов.
2. Систематическое невыполнение производственной программы автозаводами из-за недостатка металла и других материалов, перебоев в снабжении электроэнергией и недостаточной организации работы автозаводов и смежных производств.
Наркомсредмаш и директора автозаводов уделяли основное внимание производству боевой техники и в последнюю очередь автомобилям.
Выпуск автомобилей за годы войны составил (тыс. шт., по данным автозаводов):
Заводы
1941 г. (с 22.06 по 1.01.1942 г.)
1942 год
1943 год
1944 год
1945 г. (с 1.01 по 9.05)
Всего за годы войны
Среднемесячный выпуск за годы войны
ГАЗ
26,8
23,6
21,3
23,2
7,4
102,3
2,2
ЗИС
19,3
6,8
22,5
31,0
11,6
91,2
2,0
Ульяновский ЗИС
1,9
4,1
0,4
6,4
0,1
УралЗИС
2,8
2,3
5,1
0,1
Итог о
46,1
32,3
47,9
57,4
21,3
205,0
4,4
Как видно из приведенной таблицы, среднемесячный выпуск автомобилей составил за годы войны 4,4 тыс. шт., в то время как в 1941 г. (до войны) автозаводы ГАЗ и ЗИС выпускали 12,2 тыс. машин в среднем в месяц.
Количество выпущенных автомобилей за 4 года войны равняется годовому выпуску машин в 1937-1938 гг.
4. Поставка отечественных автомобилей Наркомату обороны за время войны
За время войны Наркомату обороны было сдано 73,3 % от общего выпуска отечественных автомобилей, а в отдельные годы армия получала до 85 % от выпуска (тыс. шт.):
1941 г. (с 22.06 по 1.01.1942 г.)
1942 год
1943 год
1944 год
1945 г. (с 1.01 по 9.05)
Всего за годы войны
Выпуск автомобилей
46,1
32,3
47,9
57,4
21,3
205,0
Поставка НКО
37,3
25,0
40,6
36,7
10,8
150,4
% от выпуска
80,9
77,4
84,7
64,0
50,7
73,3
Начиная с 1944 г. поставка отечественных автомобилей Наркомату обороны снижается за счет увеличения выдачи машин народному хозяйству главным образом для восстановления хозяйства освобожденных от противника территорий.
По заводам, типам и маркам автомобилей поставка НКО за годы войны составила (тыс. шт.):
Заводы, типы и марки машин
1941 г.
(с 22.06 по
1.01.1942 г.)
1942 год
1943 год
1944 год
1945 г. (с 1.01 по 9.05)
Всего за годы войны
Горьковский автозавод им. Молотова
Грузовые ГАЗ-АА
19,0
15,7
15,7
12,5
3,4
66,3
Грузовые ГАЗ-AAA (трехосные)
0,9
0,3
04
1,6
Шасси ГАЗ-АА-ААА
1,8
0,95
0.6
0,5
3,85
Самосвалы
0,3
0,2
0,1
0,6
Автобусы штабные
0,1
0,3
0,2
0,1
0,1
0,8
Автобусы санитарные
1,1
1,0
0,7
1,2
0,3
4,3
Автобусы пассажирские
0,1
0,1
Пикап М-1
0,3
0,3
Шасси МС (для бронемашин)
0,4
0,4
Легковые М-1
0,2
0,2
Легковые ГАЗ-61-64 (с 2 ведущими осями)
0,7
0,05
0,75
Легковые ГАЗ-67 (с 2 ведущими осями)
0,5
1,6
0,4
2,5
Итого по заводу ГАЗ
24,9
18,3
18,3
16,0
4,2
81,7
Московский завод им. Сталина
Грузовые ЗИС-5
9,3
4,2
14,6
13,9
4,4
46,4
Грузовые ЗИС-6 (трехосные)
0,3
0,3
Шасси ЗИС-5-6
0,75
0,3
1,5
1,9
0,7
5,15
Шасси ЗИС-12
0,6
0,6
ЗИС-32 (с 2 ведущими осями)
0,2
0,2
ЗИС-42 (вездеход)
0,6
2,1
2,0
0,5
5,2
Автобусы ЗИС-16, ЗИС-44
0,5
0,2
0,2
0,9
Легковые ЗИС-101
0,05
0,05
Итого по заводу ЗИС
11,7
5,1
18,4
18,0
5,6
58,8
Ульяновский завод ЗИС
Грузовые и шасси ЗИС-5
1,6
3,9
0,7
6,2
Уральский завод ЗИС
Грузовые и шасси ЗИС-5
2,0
1,0
3,0
Ярославский завод
Грузовые ЯГ-6 и самосвалы ЯС-3
0,6
0,6
Завод «КИМ»
Легковые КИМ-10 и Пикап КТ
0,1
0,1
Всего автомобилей
37,3
25,0
40,6
36,7
10,8
150,4
Следует отметить, что завод ЗИС (директор т. Лихачев) работал несравненно лучше Горьковского автозавода как по выполнению программы и качеству выпускаемых автомобилей, так и по обеспечению нужд армии.
Все требования управления по срочной отправке и выдаче автомобилей для фронта т. Лихачевым выполнялись, несмотря на большие трудности, в кратчайшие сроки.
5. Упрощение конструкции, снижение качества и борьба за улучшение качества автомобилей
Ввиду недостатка металла в стране постановлением СНК СССР №1549-743 от 17.09.1942 г. автомобильным заводам было разрешено выпускать грузовые автомобили упрощенной конструкции:
с брезентовой кабиной без дверок взамен металлической;
без передних тормозов;
с упрощенными крыльями вместо штампованных;
с деревянными подножками и полом вместо металлических;
с одной фарой вместо двух;
с одним задним открывающимся бортом в платформе и с уменьшенным количеством оковки.
Буксирное приспособление устанавливалось только на 30% машин, а также были произведены другие более мелкие упрощения.
Кроме того, заводы самовольно провели ряд упрощений в технологии, изменение сортов металла, ослабили технический контроль.
Все это снизило качество автомобилей.
Управление на протяжении всего периода войны вело работу по улучшению качества машин.
В Правительство и народному комиссару среднего машиностроения были сделаны десятки представлений о необходимости улучшения качества автомобилей.
По инициативе Главного автомобильного управления Красной Армии в июле 1943 года НКСМ было созвано совещание по качеству автомобилей с участием представителей управлений, заводов, военных приемок и войсковых частей, в результате которого Наркомсредмашем был издан приказ по улучшению качества машин.
Повседневной работой управления и военных приемок, настойчиво добивавшихся улучшения качества машин путем контроля за правильной технологией, участия в заводских контрольных испытаниях, индивидуальной приемкой некоторых марок машин к 1944 г. удалось значительно улучшить качество автомобилей по сравнению с 1942 годом.
Помимо снижения качества, за время войны ухудшилось укомплектование выпускаемых автомобилей отдельными деталями, агрегатами, выпускаемыми заводами-смежниками: шоферским инструментом, электрооборудованием, карбюраторами, воздухоочистителями, дисками колес, шинами и др.
Вследствие этого бывали периоды до 1-1,5 месяцев, когда с конвейера сходили автомобили на 4 колесах (ЗИС-5), без воздухоочистителей (ГАЗ-АА), не полностью укомплектованные инструментом и т.п.
Управление ввиду срочной потребности в машинах для отправления на фронт было вынуждено зачастую оказывать помощь заводам в укомплектовании машин отдельными агрегатами, выдавая их со своих складов.
Кроме того, по вопросам выпуска некомплектных машин делались неоднократные представления в Правительство и Наркомсредмаш.
Из всего изложенного следует, что в течение войны Наркомсредмаш недостаточно уделял внимание работе по выпуску автомобилей.
Основное внимание уделялось производству танков, боеприпасов и вооружения, выпускаемых автозаводами.
За выполнение программы по этим видам продукции были введены премии и другие поощрительные мероприятия, а в выпуске автомобилей заводы заинтересованы не были.
Все отрасли военной техники в Советском Союзе за годы войны ушли далеко вперед, уровень же автомобильной промышленности остался довоенным и отстал от других отраслей производства.
6. Новые автомобили, поставленные на производство за годы войны
За годы войны под большим нажимом со стороны Главного автомобильного управления Красной Армии были поставлены на производство два армейских автомобиля: легковой с двумя ведущими осями ГАЗ-67 и полугусеничный тягач ЗИС-42.
Эти машины были спроектированы заводами наскоро и конструкции их оказались не вполне удачными.
Тягач «ЗИС-42»
Недостатки в конструкции автотягача ЗИС-42, выявившиеся при его эксплуатации в войсковых частях, в основном сводились:
1. Недостаточная надежность автомобиля в целом, главным образом за счет двигателя и шестерни главной передачи.
Гусеницы быстро вытягиваются и соскальзывают на разворотах, натягиваются цепи «Галля», образуются трещины в башмаках гусениц и происходит обрыв замков.
2. Недостаточная маневренность тягача, в особенности при подъездах на боевые позиции с буксируемой артсистемой, что обуславливается растягиванием гусениц.
3. Большой расход горючего, практически свыше 100 кг при норме 60-80 кг на 100 км, а при тяжелых дорожных условиях значительно больше.
Повышенный расход горючего вызывается недостаточной мощностью и крутящим моментом двигателя, что вынуждает к длительной работе на повышенных оборотах, не соответствующих наиболее экономичному режиму.
Основная причина неудовлетворительной конструкции ЗИС-42 заключается в том, что эта машина не проектировалась заново, как артиллерийский тягач, а явилась результатом приспособления для этой цели стандартного грузовика ЗИС-5.
С начала выпуска машины ЗИС-42 по требованию Главного автомобильного управления Красной Армии был произведен ряд конструктивных улучшений, однако машина требует коренной модернизации. В марте 1945 года перед Наркомсредмашем поставлен вопрос о сокращении производства ЗИС-42 и переработке его конструкции.
Легковой автомобиль ГАЗ-67
Первая модель автомобиля ГАЗ-67 выпускалась с колеей более узкой, чем у автомобиля М-1 и других легковых, в результате чего колеса машины ГАЗ-67 при езде по проселку не попадали в колею, проложенную другими автомобилями, движение происходило с креном, снижалась скорость, и повышался расход горючего.
С сентября 1943 года по представлению управления машины ГАЗ-67 начали выпускать с уширенной колеей.
Эксплуатация автомобиля ГАЗ-67 выявила неудовлетворительность конструкции переднего моста, в результате чего в сопряженных деталях переднего моста и рулевого управления через 2000-3000 км пробега вследствие быстрого износа возникал люфт, нарушавший устойчивость машины при движении.
По требованиям управления завод произвел модернизацию переднего моста и указанные недостатки были устранены.
С января 1945 года автомобили ГАЗ-67 выпускаются с модернизированным передним мостом и качество этой машины можно считать удовлетворительным.
В 1943 г. ГАЗ-67 использовался как тягач противотанковой артиллерии, как легковой автомобиль повышенной проходимости для связи, разведки и управления войсками.
Автомобили ГАЗ-67 выпускались Горьковским автозаводом и с закрытыми кузовами (ГАЗ-67-420), кроме того, изготовление кузовов и оборудования ими было организовано на ремзаводе №90 Главного управления ремонта танков Красной Армии.
Заводом ГАЗ было выпущено с кузовами 125 машин и ремзаводом №90 - 103 машины.
7. Проектирование новых образцов автомобилей в период войны
В течение войны Главное автомобильное управление Красной Армии неоднократно ставило вопрос в Правительстве и Наркомсредмаше об организации производства новых армейских автомобилей, спроектированных конструкторами на автомобильных заводах.
Однако были изготовлены или модернизированы только опытные образцы и проведены их испытания с участием управления, а серийный выпуск машин начат не был.
Марки и типы новых образцов автомобилей следующие:
Заводы, типы и марки машин
Тоннаж
Число ведущих осей
Запас хода
с полной
нагрузкой
по шоссе (км)
Максимальная скорость (км/ч)
Расход топлива
в литрах на 100 км пути
Год начала проектирования
Завод ГАЗ
Грузовой армейский ГАЗ-63
2
2
850
60
22,4
1938
Грузовой ГАЗ-51
2-2,5
1
500
70
21
1937
Легковой М-20 («Победа»)
5-местный
1
600
105
10
1944
Завод ЗИС
Грузовой ЗИС-150
3,5
1
430
65
35
1943
Грузовой армейский ЗИС-150-А
3,5
2
700
65
42
1944
Легковой ЗИС-110 (высшего класса)
7- местный
1
350
140
23
1943
Ульяновский автозавод им. Сталина
Грузовой УльЗИС-253 (дизельный)
3,5
1
450
65
25
1943
Ярославский автозавод
Грузовой ЯАЗ-200 (дизельный)
5-7
1
600
61
35
1941
Из перечисленных образцов, автомобиль ЗИС-110 утвержден к производству постановлением Государственного комитета обороны №6565 от 20.09.1944 г. с началом выпуска с июля 1945 года. Фактически выпуск начат в августе и в 1945 году будет сдано 70 автомобилей.
Автомобили ГАЗ-63, ГАЗ-51, ЗИС-150,УльЗИС-253, М-20 («Победа») и ЯАЗ-200 показали хорошие результаты при испытаниях и на показе в Кремле 19 июня 1945 года утверждены к производству.
Испытания образца автомобиля ЗИС-150-А удовлетворительных результатов не дали и конструкция дорабатывается.
Управление постоянно следило за работой конструкторов на заводах, участвовало совместно с автомобильно-техническим комитетом Главного автомобильного управления Красной Армии в испытаниях и разработке типажа машин и организовало показы новых образцов.
8. Специальные автомобили
В 1943 году на управление было возложено снабжение войсковых частей специальными автомобилями - автобензоцистернами, походно-зарядными станциями (ПЗС) и походными ремонтными мастерскими типа «А» и «Б».
Специальные машины в годы войны выпускались с некоторыми упрощениями, по техническим условиям, составленным УСГ КА (на бензоцистерны) и Главным автобронетанковым управлением Красной Армии (на ПЗС и мастерские), от которых в Главное автомобильное управление Красной Армии перешли функции снабжения этими машинами.
Недостаток оборудования и инструмента для комплектации ремлетучек, листового металла для цистерн и других материалов создали большие трудности в выполнение плана производства спецмашин, вследствие чего установленная программа не всегда выполнялась.
Бензоцистерны - на шасси ЗИС-5 изготавливались на 5 предприятиях (Главвоенпромстроя НКВД, НКМинвооружения и НКЭлектростанций) в соответствии с ежеквартальными постановлениями Правительства.
Кроме того, изготавливались цистерны на 2-осных прицепах и было организовано изготовление одноосных бензоприцепов на шасси трофейных машин.
За годы войны управлением была проведена большая калькуляционная работа, в результате которой была значительно снижена цена цистерн по всем заводам (по сравнению с ценами 1943 г.) и получена экономия в 1958,4 тыс. рублей.
В целях улучшения качества в 1944 году были проведены автомобильно-техническим комитетом при участии управления всесторонние испытания автобензоцистерны на шасси ЗИС-5 завода «Сантехоборудования» Главвоенпромстроя» (худшая конструкция).
При испытаниях был выявлен ряд дефектов, об устранении которых были даны указания заводу.
Недостатком в производстве бензоцистерн в годы войны являлось отсутствие единой конструкции.
Каждый завод выпускал цистерны по своим чертежам, в зависимости от производственных возможностей.
С целью установления единой конструкции в апреле 1945 года по инициативе Управления были организованы сравнительные испытания 4 типов цистерн, которые закончились к июню 1945 года.
Походные ремонтные мастерские типа «А» и «Б» изготавливались до III квартала 1943 г. только на ремзаводе №90 Главного бронетанкового управления Красной Армии и частично (во II квартале 1943 г.) на заводе №686 Наркомэлектропрома, причем завод изготовлял только кузова, а машины и оборудование представлялись Главным автомобильным управлением.
С III квартала 1943 года постановлением Государственного Комитета обороны был дополнительно выделен для изготовления летучек завод «Аремкуз» Мосгорисполкома.
В III квартале 1943 года управление изготовило и укомплектовало 75 походных мастерских «А» и 25 типа «Б» специально созданными бригадами на центральных автоскладах №52 и 511. Кузова были изготовлены на ремзаводе №90.
Программа производства ремлетучек заводами не выполнялась из-за недостатка оборудования, главным образом станков, а также частично непоставки автомобилей под монтаж мастерских из-за необходимости срочных отправок машин фронтам.
Походно-зарядные станции (ПЗС-4) изготовлялись заводом №686 Наркомэлектропрома.
В 1944 году по настоянию управления была улучшена конструкция походно-зарядной станции - как кузова, так и расположения и крепления, а частично и замена оборудования.
В целях выявления конструктивных и производственных недостатков, а также эксплуатационных данных, в 1944 году было проведено испытание ПЗС-4 в научно-испытательной базе Главного автомобильного управления Красной Армии.
Испытания показали вполне удовлетворительные качества походно-зарядной станции, а выявленные некоторые недостатки по кузовным работам были в последующем заводом устранены.
Поступление специальных автомобилей от промышленности.
Всего за период ведения войны управлением было получено 4575 специальных автомобилей (шт.):
Автобензоцистерны на шасси ЗИС-5 /
Бензоцистерны на 2-осн. прицепах
Походные
мастерские
типа «А»
Походные
мастерские
типа «Б»
Походно-зарядные станции (ПЗС-4)
Всего специальных автомобилей
1943 год
План поставки
1220
305
110
600
2235
Поставлено
867 / 320
265
46
456
1954
1187
% выполнения плана
95,7
87,0
41,8
76,0
87,4
1944 год
План поставки
1285
390
98
565
2338
Поставлено
970 / 139
311
83
549
2052
1109
% выполнения плана 1945 год (по 9 мая)
87,0
80,0
85,0
98,0
67,6
План поставки
336 / -
100
15
127
578
Поставлено
297 / -
114
15
148
569
% выполнения плана
89,0 / -
114,0
100,0
112,6
98,4
Всего
План поставки
2841
795
223
1292
5151
Поставлено
2134 / 459
690
144
1148
4575
2593
% выполнения плана
91,3
86,8
64,6
89,0
88,8
Выдача спецмашин
Специальные автомобили выдавались главным образом на укомплектование формируемых частей, имеющих большой автопарк, - автомобильных, танковых, артиллерийских, а также в распоряжение начальников автоуправлений фронтов для распределения в части.
Всего выдано по 9 мая 1945 года 4290 специальных машин:
Наименование родов войск
Бензоцистерн
ПЗС-4
Рем. мастерские типа «А»
Рем. мастерские типа «Б»
Всего
специальных
машин
Автомобильные
994
125
224
61
1404
Танковые
481
246
27
4
758
Артиллерийские
219
178
58
18
468
Минометные
36
5
41
Военно-воздушные силы КА
123
2
10
135
Главное военно-санитарное управление КА
2
1
3
Управление снабжения горючим КА
4
4
4
12
Главное дорожное управление КА
55
55
Части ПВО
6
4
10
Авиация дальнего действия
51
51
Воздушно-десантные войска
18
1
1
20
Кавалерийские
25
11
13
3
52
Военные округа
11
24
10
1
46
Фронты и армии
149
426
172
28
775
Иностранные формирования
177
67
84
14
342
Наркомвоенморфлот
2
2
Народный комиссариат внутренних дел
7
2
20
29
Генштаб Красной Армии
6
4
10
Инженерные части
6
4
10
Военно-учебные заведения
3
3
2
8
АХУ НКО
3
1
4
Разные части и учреждения
37
4
9
50
Гражданские организации
5
5
Всего
2420
1098
643
129
4290
Одноосные грузовые и бензоприцепы из шасси трофейных автомобилей
В связи с недостатком бензоцистерн для снабжения войск в сентябре 1943 года по заказу управления на заводе «Сантехоборудования» было организовано изготовление одноосных бензоприцепов из шасси трофейных машин, на которые монтировались контейнеры и бочки.
Кроме того, завод изготовлял и грузовые прицепы для длинномерных грузов.
Всего изготовлено и выдано частям 180 бензоприцепов и 77 грузоприцепов.
15 апреля 1944 года директивой №810 начальника Главного автомобильного управления Красной Армии предложено автоуправлениям фронтов и округов организовать на месте изготовление разного рода автоприцепов из шасси трофейных машин.
Ряд фронтов и округов к этой работе приступили.
Выводы
1. Выпуск автомобилей, достигший в 1937 году 200 тыс. шт. или 16 тыс. ежемесячно, в последующие годы снизился и к началу войны (в 1 полугодии 1941 года) составлял 12,2 тыс. машин в среднем
в месяц.
Выпуск автомобилей армейского типа был начат в 1941 году, но с началом войны прекращен.
2. Выпуск отечественных автомобилей в период войны резко сократился по сравнению с довоенным уровнем (почти в 4 раза). За 4 года войны было выпущено 205 тыс. автомобилей, в то время как среднегодовой выпуск за 1937-1940 гг. составлял 190,6 тыс. штук.
3. Поставка отечественных автомобилей для Красной Армии за годы войны составила 150,4 тыс.
машин или 73,3% от всего выпуска.
В отдельные периоды (1941 г., 1943 г.) поставка машин НКО достигала 81-85% от выпуска. Лучше других заводов работал Московский завод ЗИС (директор т. Лихачев), всегда обеспечивающий требования армии по срочной отправке машин действующим частям.
4. Качество выпускаемых в период войны автомобилей значительно снизилось из-за недостатка
металла, ряда изменений в конструкциях и технологии изготовления автомобилей, перебоев в снабжении агрегатами и деталями с заводов-смежников, а также по причине недостаточного внимания
Наркомсредмаша к работе заводов, выпускающих автомобили.
Основное внимание Наркомсредмаш уделял производству других видов военной продукции, выпускаемой автозаводами, а в производстве автомобилей заводы заинтересованы не были.
Уровень техники автомобильной промышленности остался довоенным, в то время как все остальные отрасли военного производства за годы войны шагнули далеко вперед.
5. В результате настойчивой повседневной работы управления и военных приемок, к 1944 году удалось добиться значительного улучшения качества выпускаемых автомобилей.
6. В период войны были поставлены на производство два армейских автомобиля: ГАЗ-67 - легковой, повышенной проходимости и полугусеничный тягач ЗИС-42.
Обе машины имели ряд серьезных конструктивных недостатков, которые по ГАЗ-76 удалось устранить в ходе производства в период войны, а тягач ЗИС-42 требует коренной переработки.
7. В период войны автозаводами были доработаны и спроектированы 8 новых образцов автомобилей, из них 2 легковых и 6 грузовых (2 из них армейского типа - повышенной проходимости). Машины изготовлены в образцах, испытаны и утверждены к производству 19 июня 1945 года, за исключением одной (ЗИС-150-А), которая показала плохие результаты при испытаниях и дорабатывается.
8. Начиная с 1943 г. управление снабжает части армии специальными автомобилями - бензоцистернами, походно-зарядными станциями и подвижными ремонтными мастерскими. За этот период (до конца войны) получено и выдано на укомплектование войск 4290 специальных автомобилей.
Недостатком в производстве специальных машин явилось отсутствие унификаций в их изготовлении. Несколько управлений НКО занималось производством одинаковых типов спецмашин для своего рода войск, причем конструкции кузовов и монтаж оборудования были различными в каждом управлении.
Предложения
1. Необходимо добиться коренного перелома в деле автостроения в СССР с тем, чтобы автомобильная промышленность полностью обеспечивала создание мощного, технически современного
автопарка в стране, могущего обеспечить потребности народного хозяйства и Красной Армии как в
мирное, так и в военное время.
Особое внимание обратить на создание автомобилей армейского типа и выпуск их в количествах, обеспечивающих укомплектование армии в период развертывания.
Автостроение должно стать одной из передовых отраслей промышленности в Советском Союзе.
2. По специальным автомобилям необходимо производство спецмашин, имеющих общевойсковое назначение (бензоцистерны, ПЗС, ремлетучки и др.) сосредоточить в одном управлении
Наркомата обороны, которое снабжало бы ими все рода войск.
Унифицировать кузова для спецмашин, ввести стандарт на несколько типов кузовов, которые изготовлять на специализированных заводах.
III-IV. Импорт автомобилей из Англии и Америки. Общие выводы. вернуться на первую страницу