"Трудная проблема" сознания

Nov 10, 2019 21:07



В попытке решения "трудной проблемы" сознания Вольф Сингер предполагает, что нематериальную природу квалиа можно объяснить в рамках натуралистической структуры, если учесть, что не только восприятие окружающего нас мира, но и восприятие самих себя является результатом конструктивистского процесса, который зависит от априорных принципов.
Основное допущение состоит в том, что первоочередные задачи для нашей модели себя обеспечивают социокультурная среда, нематериальные социальные реальности, которые люди создали, когда в эволюции культурные и биологические измерения стали интерактивными.


✔️ Многочисленные психофизические и нейронаучные данные указывают на то, что наше восприятие является результатом сложных вычислений, в которых редкие сенсорные доказательства интерпретируются на основе огромного количества предварительной информации о мире.
Эта информация содержится в функциональной архитектуре мозга.
Предпологается, что восприятие основано на priors - предустановках сенсорных систем, возникающих при их развитии как результат многократного повторения одной и той же стимуляции. Предустановки для своего появления требуют большой статистики, но после того, как статистика набрана, они становятся неоспоримыми, и не изменяются сознательным усилием. Это очевидным образом необходимо для выживания, т.к. оспаривание их привело бы к задержкам реакций на стимулы, опасным для жизни.
Такие предустановки по сути описывают материальный мир, назовем их поэтому материальными.

✔️ Как только агенты, наделенные уникальной комбинацией когнитивных способностей, начали сотрудничать и общаться друг с другом, они начали создавать новый класс явлений - «социальных реальностей».
Усиление роли социализации в эволюции человека вызвало необходимость выделения и категоризации поведенческих особенностей людей и правил их взаимодейстния - "лень", "храбрость", "справедливость", "жадность", "приличия" - а также передачу информации об этих новых категориях друг другу.
В результате появилась новая категория предустановок - предустановки нематериальные.

Тут следите за руками: материальные предустановки неоспоримы, доказательством их правоты является само их существование, нематериальные установки использовали те же корковые механизмы, в результате чего они тоже стали неоспоримы, просто потому что другого механизма для использования предустановок у мозга нет. Так и получилось, что для человека нормально считать существующими как материальные, так и нематериальные явления.

✔️ С эволюционной точки зрения осознание/опыт ментального или духовного измерения и его интеграция в нашу модель могут быть поняты как последовательность эволюционных фазовых переходов, которые характеризуют сложные самоорганизующиеся системы.



• Первый фазовый переход - это возникновение когнитивных функций в результате сложных взаимодействий в нейронных сетях.
• Второй фазовый переход - это появление социальных реалий из сложных взаимодействий в сетях когнитивных агентов.

В обоих случаях возникающие явления, когнитивные функции, порожденные нейронными сетями, и социальные реальности, порожденные социальными сетями, выходят за пределы свойств компонентов соответствующих сетей. Возникающие явления не могут быть поняты только путем рассмотрения свойств соответствующих узлов сети, и они не могут быть описаны с помощью терминов, используемых для описания узлов.

Социальные взаимодействия между агентами, наделенные когнитивными способностями людей, порождают нематериальные реальности, которые рассматриваются как социальные или культурные реальности.
Этот новый класс реалий взял на себя роль априорных для восприятия себя и мира.
Естественным следствием этих расширенных представлений является дуалистическая классификация наблюдаемых материальных и нематериальных явлений, питающих концепцию онтологического субстанционального дуализма.
Восприятие, сформированное социокультурными приоритетами, приводит к построению собственной модели, которая имеет как материальное, так и нематериальное измерение. Поскольку априоры неявны, воспринимаемое нематериальное измерение воспринимается как истинное и не выводимое из материальных процессов, что является отличительной чертой "трудной проблемы".

"Я" человека статистически очень часто присутствует в его сознании, но у сознания нет прямого доступа к той цепи материальных физиологических реакций, которая предшествует "движениям души". В результате "Я" попадает в категорию нематериальных явлений, аналогично нематериальным предустановкам, к которым человек привык. И "душа" категоризуется как нематериальный объект, который нельзя воспринять обычными органами чувств.
То есть, переход от нейронных процессов, обеспечивающих сознание, к субъективному ощущению - артефакт предустановок восприятия.
И мы не в силах объяснить субъективное материальным по тем же причинам, по которым не можем увидеть небо зеленым, так уж устроены наши предустановки.

Предустановки могут быть поняты логикой, но не могут быть ею изменены, они меняются только статистикой.
Как ни пыжься, небо останется синего цвета даже для того, кто знает, что цвет в определенном смысле не существует.

/Источник №1//Источник №2/



Картинка кликабельна

ПСЕВДОЭТНОГРАФИЯ, Сознание, Картина мира

Previous post Next post
Up