Недавно на архи.ру появилась статья о многоэтажном жилом доме «Clever» (ул. Краснопутиловская, д. 113, корп. 1, литера А, Санкт-Петербург) архитектурного бюро «А. Лен» (руководитель Сергей Орешкин, oreshkin). Чем нас привлекла эта статья? Сюжет этот напрямую относится к нашему изучению архитектурного восприятия и составления мнения.
Статью вы можете прочитать здесь, в общем, это большой дифирамб, мадригал и оратория, адресованные постройке. Большое внимание уделено реминисценциям: Мондриан, Малевич, Суетин.
Посмотрев на фотографии в статье, мы что-то не прониклись, а точнее не увидели ничего особенного, поэтому решили отправиться на место и увидеть всё своими глазами. А заодно мы решили узнать, видят ли что-то такое в этом доме прохожие.
Начнём с наших впечатлений. Clever впервые показался нам со стороны площади Конституции.
Что ж, ничего особенного и ничего приятного. Подходим к дому: ничёшные цветные квадратики.
Затем поворачиваем за угол и видим тот самый главный фасад с балконами.
Он уже, безусловно, заслуживает внимания. Здесь мы ощущаем достаточно сильный эффект движения, который не был заметен при взгляде на торцы здания, несмотря на цветные пятнышки тут и там. Прежде всего, эффект движения обусловлен сетками, накинутыми на балконы. Эти металлические конструкции задают очень быстрый темп, а также нисходящее направление всему движению. В аккомпанементе - три вида окон по обе стороны от основной темы и дополнительные цветовые синкопы возле них, которые сбивают ритм вертикальных оконных рядов.
Разделение же фасадов на крупные цветовые «красные» и «белые» блоки, напротив, мешает общему движению и зрительно ставит Clever в ряд с прочими новостройками, которые часто используют эту гамму.
Мондриан, Малевич и Суетин. Эти фамилии на ум не приходили. На холодной и мокрой улице. Но при желании и сидя дома можно увидеть и монриановские цвета, и суетинскую динамику.
Итак, мы хотели выяснить, кажется ли простым горожанам, то есть самым простым зрителям, этот дом хоть в чём-то особенным. Для этого мы провели небольшой опрос об этом доме. Вопросы были следующими: 1. Какие эмоции вызывает внешний вид здания? (определение общего настроения) 2. Кажется ли вам этот дом особенным в целом или в деталях? (это главный вопрос) 3. Имеет ли ваше образование, работа или хобби отношение к искусствознанию? (предполагается, что подготовленный зритель должен видеть больше)
Всего мы опросили 23 человека (совсем не густо, но больше нам не позволили суровые погодные условия): 10 женщин и 13 мужчин, между которыми разницы в распределении мнений не было, поэтому дальше мы смешаем всех в единую группу в 23 человека. Отвечая на первый вопрос, зрители распределились практически на 3 равные части: положительные эмоции - 7 чел. (30%), отрицательные - 9 чел. (40%), никаких эмоций - 7 чел. (30%). Что ж, у большинства дом вообще вызывает эмоции, это неплохо.
Ответы на главный вопрос распределились таким образом: видят особенности 10 чел. (44%), не видят ничего особенного 12 чел. (52%), не знает видит или не видит 1 чел. (4%). То есть, опять-таки, зрители распределились поровну.
Но какие особенности видят в этом доме люди? Ниже мы приведём некоторые конкретные замечания: «нескладный он какой-то» (общий облик, отрицательно) «выделяется стилем» (общий облик, положительно) «попугай» (о цвете, отрицательно) «не серый, позитивно и весело» (о цвете, положительно) «кривоват под определённым углом» (отрицательно)
В основном выделяли цвет, причём чаще положительно. Общая черта ответов на данный вопрос состояла в том, что люди (если отвечали положительно) выделяли здание на фоне серой малоэтажной застройки квартала. Никак не можем понять: почему хотя бы эти прикольные балконы никто не отметил? Однако же, нам попались и 5 человек (третий вопрос), чьё образование, хобби или работа связаны с искусствознанием (у 4-х - с изобразительным искусством). Здесь, конечно, совсем ни о каком распределении говорить не приходится: 2 видят особенности, 3 - нет. Среди них опался нам один экземпляр, даже жилец этого дома и даже художник: конечно нравится, конечно выделяется, вот только тех самых реминисценций он не видит. Ну, может, до этого момента?
Вот что интересно: может, после нашего опроса хоть кто-то начал приглядываться к этому дому или к домам вообще?