Реляционная биология и тезис Чёрча

Jan 05, 2025 15:30


Роберт Розен при построении реляционной биологии уделял внимание физическому тезису Чёрча. В 1962 году он провел первое рассмотрение этого вопроса в статье 'Тезис Черча и его связь с концепцией реализуемости в биологии и физике':

'Гипотеза о том, что каждая числовая функция, которая в любом значении "эффективно вычислима", также должна быть ( Read more... )

Leave a comment

evgeniirudnyi January 6 2025, 15:42:26 UTC

Слабое место Пенроуза - что можно обойтись без доказательств. Ведь даже его аргумент представлен в виде своеобразного доказательства.

Reply

gul_kiev January 8 2025, 11:22:12 UTC
Не соглашусь ( ... )

Reply

bzdenis January 8 2025, 12:29:23 UTC

> Доказательство Пенроуза основано именно на этом: он приводит пример математического утверждения, которое имеет вполне строгое и понятное доказательство, но которое при этом невозможно доказать алгоритмически, т.е. формально в любой системе аксиом. А из этого следует, что сознание не алгоритмично, т.к. способно определять истинность утверждений, для алгоритма недоступных.

Это говорит о том, что сознание (т.е. его носитель, конечно), зная описание всего, что способно получить (конечно описываемым?) алгоритмом, может найти что-то ещё помимо этого. Финт ушами, конечно. Можно же считать, что сознание способно к саморазвитию, и опыт именно об этом нам и говорит.

Reply

gul_kiev January 8 2025, 12:39:05 UTC
Пенроуз довольно подробно разбирает различные контраргументы, и этот в том числе.
Способность к саморазвитию (самообучению) может быть и у алгоритма, и это саморазвитие может быть описано в виде алгоритма. Как, например, AlphaGo совершенствовал своё умение игры в шахматы или в го, играя сам с собой, но при этом оставался всё тем же алгоритмом.

Reply

bzdenis January 8 2025, 12:40:38 UTC

И он доказывает, что есть нечто большее?

Reply

gul_kiev January 8 2025, 12:45:42 UTC
Не очень понял вопрос (кто он и более, чем что).
Пенроуз доказывает неалгоритмизуемость сознания, и поскольку сознание есть свойство мозга (физического объекта), из этого делает вывод о существовании каких-то невычислимых (неалгоритмизуемых) физических законов, которые использует мозг. И даже делает предположения о том, что это могли бы быть за законы, и как именно они могли бы использоваться в мозге (хотя это уже скорее просто фантазии для иллюстрации, чем научная гипотеза).

Reply

bzdenis January 8 2025, 12:58:56 UTC

Он - это Пенроуз. Доказать (именно доказать), что человек управляется не аналогично компьютерным алгоритмам - это было бы очень сильно. На игру в шахматы компьютера с заложенным саморазвивающимся алгоритмом ведь можно смотреть как на упрощённую модель жизни. Всякое доказательство на что-то опирается, и было бы интересно найти такие корни, как и ключ к его доказательству.

Reply

evgeniirudnyi January 8 2025, 13:22:22 UTC

>он приводит пример математического утверждения, которое имеет вполне строгое и понятное доказательство, но которое при этом невозможно доказать алгоритмически

Не могли бы вы, пожалуйста, привести ссылочку?

На первый взгляд это утверждение внутренне противоречиво. Доказательство начинается с некоторых утверждений, которые не доказываются в этом доказательстве. Таким образом, они будут для этого доказательства аксиомами. В этом смысле должно быть возможно провести любое доказательство алгоритмически.

Возможно, что Пенроуз имел в виду, что не может быть общей системы аксиом для всех доказательств, но это уже нечто другое. По крайней мере в книге

Ю. Л. Ершов, В. В. Целищев, Алгоритмы и вычислимость в человеческом познании, 2012.

где подробно рассматривались аргументы Пенроуза основное обвинение было в том, что у него истинность утверждения в конечном итоге принималась без доказательств. Для математиков это неприемлимо, поэтому согласно книге много математиков не согласны с Пенроузом.

Reply

gul_kiev January 8 2025, 17:32:52 UTC
Пенроуз это довольно подробно рассказывает и доказывает в популярной книге "Тени разума. В поисках науки о сознании ( ... )

Reply

bzdenis January 8 2025, 17:49:00 UTC

> даже не всё сознание, а только та его часть, которая по алгоритму определяет, остановится он или нет

Зачем же сознанию заниматься такими специфическими вопросами? Как быть с сознаниями тех, кому до этого просто нет никакого дела?

Reply

gul_kiev January 8 2025, 18:32:19 UTC
Вместо "сознание" в этом рассуждении можно читать "сознание Пенроуза" :)

Но из неалгоритмизуемости даже одного сознания Пенроуза тоже ведь следует существование неалгоритмизуемых физических законов. Ну или что сознание не полностью определяется своим материальным носителем (мозгом), но Пенроуз о таком варианте даже не упоминает.

Reply

bzdenis January 8 2025, 18:46:08 UTC

Да, согласен, что и одного случая достаточно.

> существование неалгоритмизуемых физических законов. Ну или что сознание не полностью определяется своим материальным носителем (мозгом)

Или нефизических законов, как предлагает Чалмерс. Для фантазии открывается простор.

Reply

evgeniirudnyi January 8 2025, 18:34:28 UTC
В данном случае есть много разных вопросов, которые лучше всего требуется отделить друг от друга. Я не математик и поэтому я должен признаться, что мои знания в этой области достаточно ограничены ( ... )

Reply

evgeniirudnyi January 8 2025, 18:35:46 UTC
Забыл вставить ссылку:

https://en.wikipedia.org/wiki/Gentzen%27s_consistency_proof

Reply

evgeniirudnyi January 8 2025, 18:48:27 UTC
Вот заключение из книги Ершова и Целищева ( ... )

Reply

gul_kiev January 9 2025, 12:18:40 UTC
> Несмотря на свои заслуги в области физики Пенроуз не является специалистом в области математической логики. Поэтому изначально его аргументы также не вызвали особого интереса у настоящих знатоков математики.

Извините, но у Пенроуза выдающихся результатов в математике и в физике (теоретической, там где тоже по сути математика) сравнимое количество.
Говорить "его аргументы не вызвали особого интереса у настоящих знакоток математики" по отношению к человеку, который возглавляет кафедру математики в Оксфордском университете - это как-то по-детски.

Reply


Leave a comment

Up