Удовольствие - читать эти письма. Если попробовать рассмотреть с точки зрения локуса контроля, границ, самооценки.. Во втором: «не суди о людях по собственному сердцу...» - не сливай с другими границы, наверное; сохраняй локус контроля внутри себя. «Никогда не принимай одолжений...» - не вытягивай ничего щипцами; это не принесёт добра. «Не проявляй услужливости...» - старайся сохранить самоуважение.
Во втором письме: «Не старайся скрывать лишений; скорее, избери другую крайность». И в первом письме: «делая на грош, они не носятся со своей папкой на 100 рублей». Может, это про скромность как предохранитель от всевозможных неприятностей. Корона смешна, а высокая ОЗ не нуждается в рекламе. Пусть лучше люди узнают о ней от других и в уместном контексте.
Из первого письма «они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие». Самоуничижение - это та же корона и вытягивание у окружающих одобрения. Ничем не лучше пустого хвастовства и неадекватной самооценки, потому дёшево и нелепо. «Живя с кем-то, они не делают этого из одолжения» - воспитанные люди не живут в сильном плюсе. «А уходя, не говорят: с вами жить нельзя!» - уходят красиво. Если их не хотят больше видеть, они дистанцируются без оскорблений.
Поначалу кажется, что Чехов так суров к брату, но потом так понятно, что он его любит очень. Вот иногда читаешь интервью спортивных звезд и они так благодарно вспоминают своих первых тренеров. И называют их имена. Хотя эти тренеры как раз бывают очень суровы и требовательны к своим подопечным, но любят их и их достижения.
Это, наверно, еще и красивый пример уместной верхней позиции. Чехов имеет право говорить сверху в силу семейной иерархии, но при этом в письме столько уважения, помимо любви.
Как красиво Антон Павлович написал брату о том что он как все. Не особенный и загадочный, которого не понимают «... Ведь ты простой смертный, а все мы, смертные, загадочны только тогда, когда глупы, и смешны в течение 48 недель в году... Не правда ли?», «... Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других». И при этом есть талан, данный свыше, который надо ценить, уважать, многое жертвовать ему и конечно трудиться. А не пьянствовать заявляя «меня не понимают, я особенная личность». Локус и самооценка.
И получается каждая способность, а тем более талант это доп «нагрузка», причина трудиться ещё больше. А не билет в праздное прибывание, халяве и плюшкам.
С одной стороны, брат такой, как все, не особенный и загадочный, но в то же время "Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000... Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали..."
О скромности Чехов пишет. Человек, пусть и талантливый, не должен говорить о своем таланте. Его талант скажет за него. Речь про талант в потемках и "подальше от выставки" -- это предостережение: берегись стать выскочкой.
Во втором письме тон автора может показаться высокомерным, но это как те люди, которые представляет любовь прилипанием намертво, а без прилипания не понимают, как любить. Пушкин учит брата не вываливать все свои чувства и мысли на каждого встречного, потому что ты сам по себе никому не интересен, не идеализировать людей, не брать жадно от других людей услуги и покровительство, уважать себя, не быть ковриком, не пытаться натянуть на себя корону и пускать пыль в глаза. И очень трогательна последняя фраза, про самолюбие, которым он готов пожертвовать ради счастья брата.
Высокомерны те, кто считают, что все люди добры к ним и рады помочь. Вот высокомерие (иногда в форме снисходительности). Якобы ты барин, а вокруг твои крепостные.
А понимать, что чужие люди могут быть внешне учтивы, а сами настроены враждебно, если их интересы противоречат вашим, не высокомерие, а совсем наоборот - осознание своей мелкой роли в жизни других людей.
У Чехова так прекрасно про самоуважение, особенно финальное вот это "самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький." Здесь как раз он противопоставляет самолюбие самоуважению, подразумевая, что не потакать надо себе, а стремиться брать себя в руки и воспитываться, вытачивать себя, уважая себя, заставлять себя становиться лучше, а не пребывать в ложной уверенности, что и так хорош, а кому не нравится - "не понимают". В этой фразе прямо призыв заменить инфантильную завышенную самооценку на более зрелую и адекватную
( ... )
Comments 39
Reply
И про то, что никогда не следует пытаться выглядеть более богатым и знатным, а лучше наоборот.
Reply
Reply
«Живя с кем-то, они не делают этого из одолжения» - воспитанные люди не живут в сильном плюсе. «А уходя, не говорят: с вами жить нельзя!» - уходят красиво. Если их не хотят больше видеть, они дистанцируются без оскорблений.
Reply
Вот иногда читаешь интервью спортивных звезд и они так благодарно вспоминают своих первых тренеров. И называют их имена. Хотя эти тренеры как раз бывают очень суровы и требовательны к своим подопечным, но любят их и их достижения.
Reply
Reply
Reply
Reply
А бездарности вечно мнят себя особенными.
Reply
Reply
О скромности Чехов пишет. Человек, пусть и талантливый, не должен говорить о своем таланте. Его талант скажет за него. Речь про талант в потемках и "подальше от выставки" -- это предостережение: берегись стать выскочкой.
Reply
Reply
Высокомерны те, кто считают, что все люди добры к ним и рады помочь. Вот высокомерие (иногда в форме снисходительности). Якобы ты барин, а вокруг твои крепостные.
А понимать, что чужие люди могут быть внешне учтивы, а сами настроены враждебно, если их интересы противоречат вашим, не высокомерие, а совсем наоборот - осознание своей мелкой роли в жизни других людей.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment