Oт редакции. В год 585-летия блаженной кончины всемирно известного художника Древней Руси прп. Андрея Рублева († 17 октября 1428) уместно вспомнить малоизвестные подробности в судьбе рублевского наследия. Казалось бы, интерес к творчеству гениального иконописца во всём мире усилился в большой степени после нашумевшего фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею», но мало кто знает, что во время киносъёмок из-за халатности режиссера сильно пострадали бесценные фрески прп. Андрея Рублева в результате тушения пожара на кровле кафедрального Успенского собора во Владимире. Надо сказать, что данный факт весьма редко упоминается в печати, хотя тот же академик Борис Александрович Рыбаков крайне резко отзывался об Андрее Тарковском, обвиняя его в нанесении непоправимого ущерба рублевским росписям …
Когда весной 1965 г. у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале был вырыт котлован, жители встревожились не на шутку: неужели рядом с древним памятником начнётся стройка? Но прошло время, и в котлован уложили по частям огромный чугунный колокол. Это было необходимо для съёмок одной из новелл фильма «Страсти по Андрею», известного позже как «Андрей Рублёв». Из дневника автора фильма Андрея Тарковского: «С вертолёта облюбовал я дивное место между Покровским и Спасо-Евфимиевым монастырями. О живописности этого места рассказать словами невозможно, на экране это будет выглядеть куда убедительней».
Убедительность, доведённая до откровенного натурализма, и стала программным требованием творческого почерка режиссёра. Тарковский жестокими сценами пытался рассказывать о времени столь же жестоком, иногда первобытно диком. Вспомните хотя бы эпизод пытки ключаря Успенского собора Патрикия, которому монгольские ратники вливали в рот горячую смолу. Снимая набег царевича Талыча на Владимир, режиссёр решил показать пожар кафедрального Успенского собора во Владимире. На крышу были подняты дымовые шашки на металлических подносах. На подносы должны были уложить слой песка, страховавшего от возгорания. Но рабочие то ли забыли, то ли не захотели поднимать такую тяжесть на 30-метровую высоту собора. От раскалённых шашек стропила древнейшего храма стали тлеть, а затем вспыхнули. Настоящий пожар вместо бутафорского! К собору с бесценными фресками прп. Андрея Рублёва примчались пожарные машины, а насмерть перепугавшийся Тарковский в отчаянии скрылся в свой номер в гостинице «Владимир». По счастью пожарные смогли быстро залить очаг возгарания, и в кратчайшие сроки был организован ремонт храмовой кровли, т.к. Госкино расплачивалось за нанесённый ущерб живыми деньгами.
После этого грандиозного скандала на съёмках фильма Тарковского фрески прп. Андрея Рублева во владимирском Успенском соборе нуждались в срочной реставрации, которой с 1974 по 1982 гг. занимался реставратор Александр Некрасов, причинив уникальным росписям еще больший ущерб: «после расчистки живопись начала XV века была безжалостно затонирована и навсегда потеряла подобие подлинности…, и мало кому известно, что такая же "реставрация" и теми же лицами была произведена также в Успенском соборе на Городке в подмосковном Звенигороде…»:
http://rublev-museum.livejournal.com/387515.html См. также по данной теме -
600 лет фрескам прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе (Владимир):
http://expertmus.livejournal.com/18133.html Кто виноват в гибели фресок прп. Андрея Рублев:
http://www.expertmus.com/2012/05/blog-post_1815.html Фрески Андрея Рублева во Владимире ждут реставрации:
http://rublev-museum.livejournal.com/387515.html Кто виноват в гибели фресок прп. Андрея Рублева:
http://rublev-museum.livejournal.com/3287.html Click to view
В одном из эпизодов фильма «Страсти по Андрею» Тарковский планировал показать горящую корову. И корову действительно сожгли заживо в пойме Клязьмы. Но мечущееся, объятое пламенем животное в окончательный вариант фильма не вошло: эти кадры Тарковского попросили убрать из-за безжалостного натурализма. Раненая лошадь при съёмке штурма в агонии бросилась на камеру оператора Вадима Юсова. Но тот, не дрогнув, продолжил съёмку.
Жёсткие требования предъявлялись к актёрам. Исполнитель главной роли, никому не известный актёр из Свердловска Анатолий Солоницын, бывало, днями не разговаривал, вживаясь в образ иконописца Андрея Рублёва, давшего обет молчания. Николай Бурляев семь дублей подряд, не меняя одежды, падал в осеннюю хлябь с обрыва на камни, кусты и кочки. На теле молодого актёра насчитали почти 30 кровоподтёков, а после съёмки Тарковский сам растирал тело Бурляева спиртом. Поэт Николай Глазков, изображавший мужика, воспарившего на летательном аппарате с кровли храма Покрова на Нерли, так увлёкся, что сломал лодыжку и не смог довести роль до конца. Чтобы снять единственную в фильме своего рода эротическую сцену-ночь на Ивана Купалу-организаторы съёмок под покровом темноты собрали на берегу речки Содышки массовку из нескольких десятков обнажённых женщин и мужчин, которые должны были тайком совершать языческий обряд.
В кинозале Владимирского обкома КПСС летом 1966 г. собрался весь партийный аппарат, видные представители интеллигенции. Когда прошли последние кадры фильма «Страсти по Андрею», Тарковский попросил присутствовавших что-нибудь сказать об увиденном на экране. Те молчали, а затем так же молча потянулись к выходу. Создатели фильма были подавлены такой реакцией. Они поняли, что их детищу уготован тяжёлый крестный путь к зрителям. Так и случилось. Пять лет пролежав на полке, урезанный почти наполовину фильм Тарковского под названием «Андрей Рублёв» вышел-таки на экраны СССР. Его ждали суровые упрёки и недоумённые вопросы критиков...
Вместо послесловия. Фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», снятый на Владимирщине, ещё в 1978 г. был включён в Список 100 лучших фильмов в истории мирового кино.
Click to view
Тарковский, страсти и Рублев
«Конечно, сегодня для большинства наших современников личность Андрея Рублева, скорее, связана с нашумевшим фильмом Андрея Тарковского "Страсти по Андрею" (в советском прокате "Андрей Рублев"). Но уже в самом авторском названии задан характер фильма. Кроме того, заслуживает внимания такой малоизвестный факт, что во время работы над фильмом у Тарковского на рабочем столе лежала книга о Франциске Ассизском. А потому неслучайно картина выдержана в жанре стациональных "страстей", более присущем западной культурной традиции. Но даже и при таком, западно-христианском аспекте трактовки жизни русского инока понятно, что идеи, которые воплощал доминировавший в фильме образ рублевской Троицы, свидетельствуют, что от Троицы должен был быть переход к духовному возрождению, к национальному подъему, каким стала Куликовская победа. Как известно, лишь финансовые затруднения не позволили режиссеру отснять ключевой эпизод о Куликовской битве. Знаменательно, что празднование 600-летнего юбилея Андрея Рублева совпало с 625-годовщиной Куликовского сражения.
То, что съемки проходили и в древнем Спасо-Андрониковом монастыре, на месте, действительно связанном с преподобным Андреем Рублевым, помогло режиссеру сохранить документальную фактуру и добиться яркого художественного воплощения образов. Между тем, зритель не часто обращает внимание на то, что в фильме художественная артель, которую возглавлял Андрей Рублев, изображена в духе странствующих францисканцев. И бродят бедные монахи по разоренной Руси, раздираемой междукняжескими удельными смутами, в поисках своих личных заказчиков. А через картины таких "странствий" раскрывается жизнь и талант Андрея Рублева.
Конечно, для режиссера это был удачный ход, чтобы с помощью земных странствий изобразить "странствия Духа" и тем самым показать разные стороны жизни Руси того времени. Но ведь реальность была совершенно иной. Хорошо известно, что по первым монастырским уставам монаху было строжайшим образом запрещено свободно переходить из одного монастыря в другой. Да и невозможно представить иначе. Разве смогло бы взрасти то древо русских монастырей, которое появилось вследствие неустанных трудов преподобного Сергия Радонежского, что в значительной степени облегчило государственную колонизацию неосвоенных земель. Само это древо никак бы не укоренилось, если бы монахи перебегали из монастыря в монастырь, свободно переходили и странствовали по белу свету, вдобавок, располагая личной собственностью. Монастырским Уставом подобные вольности категорически воспрещались любому монаху, а об Андрее Рублеве и говорить нечего, ведь его главную добродетель, согласно большинству источников, составляли смирение и послушание»:
http://expertmus.livejournal.com/103231.html Страсти по Тарковскому
«По всей видимости, столь недопустимая ошибка Мэла Гибсона в кульминационном моменте распятия связана с тем, что он как режиссер почувствовал большую внешнюю кинематографическую эффектность в поднятии Иисуса уже распятым на 70-килограммовом кресте. Не исключено, что на подобный режиссерский прием повлиял фильм «Страсти по Андрею» Андрея Тарковского, где сцена распятия снята именно таким образом - вначале распинают на кресте, лежащем на земле, а затем уже этот крест всей толпой поднимают за веревки. Особенно сильно влияние известного фильма Тарковского о древнерусском иконописце Андрее Рублеве заметно в передаче реалистических подробностей творимого на экране насилия. Эпизод с пыткой ключаря Успенского собора во Владимире Патрикия (в исполнении Юрия Никулина), которому в фильме Тарковского вливают живьем в горло кипящее олово, вполне сопоставим с картиной распятия у Гибсона, где кровь льется рекой, слышен хруст распинаемых костей и зритель воочию видит, как в тело забиваются изготовленные в натуральную величину 6-сантиметровые гвозди. Крупным планом показаны руки, приколачивающие Христа гвоздями к кресту, - это руки самого режиссера. Устав от пересудов о том, кого именно он обвиняет своим фильмом в убийстве Христа - евреев или римлян - Гибсон таким образом решил снять все вопросы, приняв вину за сцену распятия на себя»:
http://expertmus.livejournal.com/54017.html Создатели фильма «Орда»: «наш замысел в какой-то степени продолжает замысел Тарковского. Андрей Рублёв пишет «Божественную тишину» своей Троицы только после того, как он изведал муку, горе, страдание, убийство, кровь - всё то, что раздирает русскую землю. В картине Тарковского это прекрасно показано»:
http://rublev-museum.livejournal.com/256454.html© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html