Администрация Г.В. Попова продолжает разрушение уникального собрания икон из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР). Как стало сегодня известно, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв ухитрился договориться с министром культуры России Александром Авдеевым во время встречи в Москве 17 марта о реституции из ЦМиАР пяти ценнейших икон XV века в Кирилло-Белозерский музей-заповедник.
Иконы происходят из деревянной Ризоположенской церкви села Бородава, освященной в 1485 году. Ее строителем был Иоасаф (в миру князь Исаак Михайлович Стригин-Оболенский), преемник того самого архиепископа Ростовского Вассиана, который заказал Дионисию в 1481 году иконы для иконостаса московского Успенского собора. Считается, что внимание архиепископа Иоасафа к храму вполне объяснимо: церковь Положения пояса и ризы Богородицы была срублена на его средства в торговом селе Бородава, стоявшем при впадении речки Бородавы в Шексну в 25 верстах от Ферапонтова монастыря. Церковь была поставлена на земле, принадлежащей Ферапонтову монастырю, который относился тогда к Ростовской епархии. До посвящения митрополитом Геронтием 22 июля 1481 года во архиепископа Ростовского Иоасаф был некоторое время был игуменом в Ферапонтово. Вероятно, своего рода ностальгия по Ферапонтову и приписной к монастырю бородавской церкви не оставляла Иосафа и на ростовской кафедре. Так, по просьбе святителя, уходившего на покой, причт церкви Ризположения в Бородаве освобождался от церковной дани и пошлин с 1-го апреля 1489 года, согласно жалованной грамоте его преемника архиепископа ростовского Тихона.
Необходимо обратить внимание на то, что в ряде публикаций церковь, а вслед за ней и иконостас, датируются 1486 годом (?), при этом делаются ссылки на найденный в 1866 году антиминс. Однако в надписи на антиминсе, данном на освящение новой церкви, ясно сказано, что она построена по указанию архиепископа Иоасафа «при великом князе Иване Васильевиче и при сыне его великом князе Иване Ивановиче в лето 6994 (1485) на память Покрова пресвятые Богородицы» (Никольский К.Т. Об антиминсах православной русской церкви. СПб., 1872. С. 293-294). На тот же год построения церкви указывают клировые записи 1498 года.
В 1981-1982 гг. по инициативе Кирилловского музея-заповедника лабораторией НИЦМ В/О «Союзреставрация» было проведено дендрохронологическое изучение 14 образцов из бородавской церкви Ризоположения. Дендрохронологические исследования этого уникального памятника показали наличие двух хронологических горизонтов в основном срубе церкви: 1) 70-е годы XV века (по спилам); 2) 80-90-е годы XV века (по кернам). Таким образом, дендрохронологические исследования подтвердили письменную дату постройки этого редкого клетского храма русского Севера.
В конце 1950-х годов Бородава попала в зону затопления при строительстве новых шлюзов в системе Волго-Балта. В декабре 1957 года церковь Положения пояса и ризы Богородицы была демонтирована и вывезена в Кириллов. В литературе, посвященной Кириллову, можно встретить немало разночтений, в том числе и по этой дате. Например, С.С. Подъяпольский в «Путеводителе по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря», изданном в Вологде в 1966 году, сообщает, что церковь перевезена в 1958 году. В ряде изданий фигурируют даты перевозки - 1959 или 1960 год.
Иконы из иконостаса бородавской церкви еще в январе 1956 года были вывезены на реставрацию в Музей имени Андрея Рублева:
http://expertmus.livejournal.com/19604.html Живоначальная Троица.
Начало XVI в.
47 х 39.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева в 1956 году из Ризоположенской церкви села Бородава близ Ферапонтова монастыря.
Ранее, в 1998 году, из-за фактической бездеятельности администрации Геннадия Попова, Музей уже лишился 15 икон XVI-XVII веков из с. Бородавы, которые свыше 40 лет составляли гордость коллекции Музея Рублева:
http://expertmus.livejournal.com/4744.html Годом раньше, в 1997 году, директор ЦМиАР Г.В.Попов, вопреки решению Фондово-закупочной Комиссии, мнению всего коллектива Музея, выдал пять ценнейших икон XVI-XVIII веков из основного фонда Музея имени Андрея Рублева частному коллекционеру, торговцу антиквариатом. Эти храмовые святыни были конфискованы в 1975 году у ныне известного т.н. международного «правозащитника» Сергея Григорянца, которого Московский городский суд приговорил по ст. 190-1 и ч. 2 ст. 145 УК РСФСР (спекуляция в виде промысла в крупных размерах) к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима, а имеющие высочайшую историческую ценность иконы поступили в Музей имени Андрея Рублева и по праву стали национальным достоянием. Восемь лет назад с изменением уголовного законодательства Григорянц добился отмены вынесенного ему приговора, а в позапрошлом (1995) году обратился с исковым заявлением в Бабушкинский межмуниципальный народный суд столицы. И суд без участия заинтересованных лиц (в частности православной общественности) вынес решение о возврате «правозащитнику» изъятых православных святынь.
Между тем за двадцать лет хранения в Музее имени Андрея Рублева иконы были отреставрированы, введены в научный оборот, изданы в музейном каталоге и экспонировались не только в стенах музея, но и за рубежом как часть, подчеркиваю, музейной коллекции. А дальше произошел беспрецедентный случай, какого еще не знала музейная практика. Директор ЦМиАР Геннадий Попов вместо того, чтобы обжаловать в установленном законом порядке судебное решение, выдал иконы частному лицу: без ведома Министерства культуры и без подписи получившего иконы Григорянца! Депутаты из Комитета по культуре Государственной Думы и ряд видных общественных деятелей обратились в Генеральную прокуратуру России с просьбой помочь возвратить в музей иконы, представляющие национальное достояние России. Прокуратуре тогда удалось добиться отмены решения Бабушкинского межмуниципального суда. Дело было направлено на новое рассмотрение. Но, увы, вернуть православные иконы в музей так и не удалось. И наверное, не удастся. Международный «правозащитник» больше пребывает за рубежом, чем в России. И не исключено, что пять русских реликвий уже уплыли за границу. См. подробнее:
http://expertmus.livejournal.com/7844.html Согласно действующей Инструкции по учету и хранению музейных ценностей (
http://expertmus.livejournal.com/4892.html), выдача экспонатов возможна лишь при согласии музейного хранителя, уполномоченного на то государством. Так вот, выдача икон из собрания Музея имени Андрея Рублева в руки частному лицу была осуществлена Геннадием Поповым ВТАЙНЕ от хранителя!
А сейчас, наверное, в условиях «кризиса» решение вопроса реституции «бородавских» икон было оценено в кругленькую сумму, вроде той, какую получил не так давно Геннадий Попов от сенатора Виктора Добросоцкого, представителя Законодательного собрания Пермской области в Совете Федерации, за чудотворную икону «Николая Чудотворца» из Соликамска, хранившуюся в Музее имени Андрея Рублева многие годы до прихода директора-разрушителя:
http://expertmus.livejournal.com/1986.html Похоже, главную угрозу для России представляет вовсе не экономический кризис, а КРИЗИС СОВЕСТИ!
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html
@ Музей Андрея Рублева
Метки:
#Музей,
#МузейАндреяРублева,
#МузейРублева,
#МузейноеЕдинство,
#Православие,
#Рублев,
#Рублева,
#монастырь,
#музей_имени_Рублева,
#протест,
andrei rublev,
Андрей Рублев,
Андроников монастырь,
Музей имени Андрея Рублева,
СМИ о ЦМиАР,
досье,
иконопись,
лекторий,
прп. Андрей Рублев († 1428),
расследование