Молитва
ко преподобному Андрею иконописцу
О преподобне отче Андрее, зело облагодатствованный пресветлым даром видения первообразов красоты Божественных! О дивный плоде Церкве Российския, отрасле благая Сергием великим насажденного древа! В грозное бо время постави тя Господь свидетеля своего и земли нашея молитвенника велика тя содела. Кто исповесть безчисленныя труды и подвиги твоя, разум земный превосходящия и единому токмо ведомых Господу, имиже благодать писания чудотворящих икон стяжал еси! Ты благоуханием святых твоих икон весь мир исполнил еси, наипаче образом Пресвятыя Троицы, да воззрением нань побеждается всякий грех и ненавистная рознь мира сего. О преподобне и пречудне отче, призри с высоты, идеже в Божественнем свете пребываеши, и услыши молитвы нас, грешных, и, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, со преподобным Сергием и всеми святыми моли Владыку всех, о еже Церковь его укрепити, разобщенных соединити, расточенных собрати и в разумение истины всем приити, отвратити от нас праведный гнев Свой и исполнити даров Духа Святаго, любве, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания, земное же странствие прейти нам, грешным, безбедно, в будущем же веце сподобится с тобою и всеми святыми прославляти Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре.
Миниатюра лицевого Жития прп. Сергия Радонежского.
Ок. 1592 г.
31.5 × 20 см.
РГБ. Троицк. ΙΙΙ-21. Л. 229об.
К 581-летию преставления прп. Андрея Рублева († 1428) наш сайт публикует фрагмент статьи Олега Германовича Ульянова, в которой впервые была установлена точная дата кончины великого иконописца Древней Руси (Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого "Жития Сергия Радонежского" о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия 1995 года. М., 1996. С. 181-192):
«Определенная неканоничность позы преподобного Андрея Рублева при его "конечном рукоделии" в Спасском соборе, изображенном на указанной миниатюре (л. 229), была обусловлена, видимо, его немощью. Современная реконструкция надгробной летописи, впервые опубликованной в докладе П. Д. Барановского 11.02.1947 г. в Академии архитектуры, позволяет определить новую дату преставления гениального иконописца. Память священномученика Игнатия Богоносца, названная в этой летописи, должна отмечаться 17 октября, согласно указаниям восточного мартиролога IV в. в его сирийской версии (32). Сохранившееся название дня недели - "с субботы" - предоставляет возможность установить по хронологическим таблицам русского месяцеслова единственно возможную для конца 20-х гг. XV в. дату, когда день Игнатия Богоносца пришелся на субботу, - это 17 октября 1428 года (33). В этот же день Русской Православной Церковью совершается память прмч. Андрея Критского, с именем которого традиция Троице-Сергиевой лавры связывала празднование памяти преподобного Андрея Рублева (34).
Установленная нами точная дата преставления преподобного Андрея Рублева полностью согласуется со свидетельством краткой редакции Жития преп. Никона, что игумен Никон умер "в мале времени по преставлении онех живописцев" (преподобного Андрея и Даниила) (35). Пасхальная помета 1459 г. в одном из списков Жития преп. Сергия определяет разницу, что "въ лето 6976, индикта 6... настала Никону игумену 31 година", а краткий летописец Кирилло-Белозерского монастыря (сер. XV в.) уточняет время кончины преп. Никона вплоть до часа: "В лето 6936 (1428) преставись преподобный игумен Никон, чюдный старец сединами цветущими, нояб(ря) 17,5 часа дня" (36).
Наконец, заключительная миниатюра рассматриваемого цикла (л. 229 об.) представляет на фоне Спасского собора сцену оплакивания монастырской братией "Андрея иконописца" и игумена Ефрема, преставившегося вслед за ним, судя по локализации его смертного одра в правой части миниатюры (см. рис. вверху). Откорректированная нами по летописи с монастырского надгробия дата преставления преподобного Андрея Рублева находится в соответствии с такими уточняющими особенностями данной миниатюры, как отсутствие растительности, а также изображений "дымков" над трубами ("в нощи" с субботы).
Изображение почти одновременного погребения игумена Ефрема и преподобного Андрея Рублева в Андрониковом монастыре указывает, скорее всего, на эпидемию 1427 г., когда "на Москве почялъся мор злее прежнего", и "после того мору, как после потопа толико лет люди не почали жити, и сделались недолговечными" (37). В то же время этот факт в очередной раз подтверждает различие между игуменом Ефремом и священноиноком Ефремом, которого еще "мнози сведят" во времена Пахомия Серба.
На одной из следующих миниатюр лицевого Жития (л. 292) изображено парное погребение в Троице-Сергиевой лавре старцев Андрея и Даниила, что вызвано, по всей видимости, буквальным прочтением житийного текста об их преставлении "во зрении другъ съ другом въ духовнемъ союзе". Происхождение предания о видении Даниилу преподобного Андрея современные историки связывают с Троице-Сергиевым монастырем, где был погребен лишь один Даниил, поскольку преподобный Андрей Рублев, расставшись с ним после росписи Троицкого собора, как показывает наше исследование, поспешил "къ обители отец своих" с тем, чтобы Спасский собор "подписаниемъ чюдным своими роуками оукрасиша в память отецъ своих" (преподобных Андроника и Саввы") (38).
Вместе с тем параллельное изображение в лицевом Житии преставления преподобного Андрея Рублева в Андрониковом монастыре (л. 229 об.) и Троицкой Лавре (л. 292) подчеркивает вставной характер цикла миниатюр о начале Андроникова монастыря. Насыщенность конкретными реалиями, информативная емкость и яркое стилистическое своеобразие данного цикла миниатюр указывают на более ранний изобразительный протооригинал в составе лицевого Жития преп. Сергия. Его происхождение, скорее всего, связано с Андрониковым монастырем, о чем свидетельствует местная традиция почитания преподобного Андрея Рублева, в то время как на заключительных миниатюрах лицевого Жития вместе с Даниилом он изображен без нимба. Возможно, что Андрониковский протооригинал при создании лицевого Жития преп. Сергия Радонежского был привлечен благодаря Феодосию Вятке, бывшего архимандритом Андроникова монастыря, а в 1570-1572 гг. - Троицким архимандритом».
32. Раннехристианские церковные писатели. М., 1990. С. 61.
33. Дата "6938" появилась вследствие ошибки переписчика, а правильной следует считать дату "6936". Эти же даты были перепутаны по отношению к преподобному Никону в пространной редакции Жития преп. Никона: ВМЧ. Тетрадь III. Ноябрь 17. М., 1914. С. 2908.
34. Впоследствии, видимо, произошло замещение на 4 июля - день памяти свт. Андрея, архиеп. Критского.
35. РГБ, Ф. 304. 1. Троицк. 643. Л. 142.
36. Там же. Троицк. 264. Л. 147; Исторический архив. М.; Л., 1950. Т. V. С. 26 (публ. Зимина А. А.); хронологическая справка Голубцова И. А. игнорирует тот факт, что на л. 16 этого Краткого летописца все даты соответствуют мартовскому летосчислению. АСЭИ. Т. I. М.. 1952. С. 765.
37. ПСРЛ. Т. V. С. 263; Т. 23. С. 146; Т. 25. С. 247; Т. 30. С. 132; Т. 35. С. 56.
38. Контекст житийного источника (ок. 1442 г.) позволяет датировать постриг преп. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре до преставления преп. Андроника († 1373). Из этого следует, что рождение иконописца пришлось на конец 40-х гг. XIV в.
* Об авторе: Олег Германович Ульянов - Заведующий Сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева.
© О.Г. Ульянов, 1996.
© Российская Академия наук и издательство «Наука», серия «Памятники культуры. Новые открытия», 1996.
О преставлении, захоронении и прославлении прп. Андрея Рублева († 1428) см. также ряд публикаций в сообществе
rublev_museum:
http://community.livejournal.com/rublev_museum/3536.html СЛУЖБА преподобному Андрею иконописцу П.Д. Барановский. О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ ПОГРЕБЕНИЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА (1947) Брюсова В.Г. СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ БИОГРАФИИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА (1969) Клевета директора ЦМиАР Г.В. Попова на П.Д. Барановского Экспертное заключение по запросу ТВ о могиле прп. Андрея Рублева Вынуждены вновь привлечь внимание всех друзей нашего сайта, что по сию пору не смолкают клевета и поношение в адрес не только авторитетных исследователей творческой биографии всемирно известного древнерусского художника, но и самого прп. Андрея Рублева и его прославленных «образов». Напомним, что на т.н. совещании в ГТГ 17 ноября 2008 г., где рассматривалась просьба почившего Патриарха Алексия II о временной передаче Церкви лаврской святыни - чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, нынешний директор ЦМиАР Г.В. Попов заявил: «музей Рублева имеет некоторый опыт таких демаршей чудотворных икон. Чудотворных, в отличие от "Троицы", которая вот сейчас как раз разоблачена как нечто чудотворное».
В «тандеме» с Г.В. Поповым, как у них заведено, выступил Л.И. Лифшиц с таким «экспертным» заключением: «"Троица" не чудотворная икона. Можно сказать, чудотворной "Троицу" сделала не церковь, а миряне-реставраторы» (?!). См.:
Паки и паки о чудотворности «Троицы» прп. Андрея Рублева Предоставляем возможность всем посетителям нашего музейного сайта самим оценить степень компетентности Г.В. Попова и Л.И. Лифшица, сопоставив их витийства с письменными источниками. Так, «Сказание о святых иконописцах», древнерусский памятник XVII в., сообщает, что «Преподобный отец Андрей радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святыя иконы написал, все чудотворные» (РНБ. Титов. 4765. Л. 326об.-327).
Click to view