Вирджиния Вульф "Орландо"

Oct 20, 2016 19:54



Я когда-то смотрела фильм, снятый по этой книге. Так вот, книга еще более странная, чем фильм.
Вульф посвятила роман своей возлюбленной, Вите Сэквилл-Уэст, и даже использовала некоторые мотивы из ее биографии. Вообще в подзаголовке "Биография", но это вряд ли можно понимать буквально. Биография человека, прожившего более 300 лет (с конца 16-го века по начало 20-го) и все еще молодого/молодой, да еще и в процессе сменившего пол с мужского на женский? Совершенно неправдоподобно. Собственно, Вульф и не пытается сделать повествование хоть сколько-нибудь правдоподобным, она не изыскивает никаких объяснений невероятному долголетию Орландо или удивительной метаморфозе, с ним (ней) произошедшей.
К такому произведению, конечно, крайне сложно применить любимый учительницами литературы вопрос "А что хотел сказать автор?" Но всё же этот вопрос будоражит умы :)
Вот, например, интерпретация из книги Жаклин Арпман "Орланда". Главная героиня, преподавательница литературы, долгие годы ищет разгадку романа Вульф.

"«Что это за жизнь, когда годы идут, а ты не стареешь?» - задумчиво спросила Алина, ощутив внутреннюю дрожь, как будто находилась на пороге открытия. Озарение не пришло, и она продолжила.
Он приглашает поэта Ника Грина, какового в действительности не было, разочаровывается в нем, ему угрожает жестокая страсть эрцгерцогини Харриет Гризельды, потом он становится послом и бежит в Константинополь. И вот тут я начинаю нервничать, перечитываю десять раз и не вижу в тексте ничего, что помогло бы мне понять продолжение. Он получает титул герцога, устраивает фантастический праздник, будто бы проводит ночь с незнакомкой, засыпает на неделю - и все это очень стремительно, Вулф весело издевается над своими героями.
«И надо мной!» - подумала Алина, переворачивая страницы, и тут взгляд ее упал на короткую фразу, находящуюся в полном соответствии с остальным текстом: «…Никто так никогда и не узнал, что же в действительности произошло потом этой ночью». Таким вот способом эта коварная баба пытается внушить мне, что смысл превращения следует искать в событиях, непосредственно ему предшествующих! Прикрываясь якобы отсутствием сведений о жизни Орландо в Константинополе, она убеждает читателей, будто маскирует что-то в лакунах так называемой биографии, что наметила игровую дорожку и мы должны искать вешки.
И тут в мозгу Алины зазвучали серебряные трубы.
- Да он же никогда не был юношей! - воскликнула она. - Семь дней, проведенные в постели, - это половое созревание, уж я-то знаю, мать мне в свое время разве что плешь этим не проела! Все здесь - аллегория, Вирджиния рассказывает о себе: в детстве она была сильной и пылкой, играла на чердаке в войну с маврами, у нее была обожаемая подруга, которая со временем начала пренебрегать ею ради мальчиков, и тогда Вирджиния с головой ушла в учебу, спряталась от окружающего мира в мечтах (спросить у Жаклин, не это ли называют латентным периодом!), научилась развлекать себя, придумывая истории.
Алина ликовала.
- Только в детстве мы не стареем с годами! А потом наступил момент великой перемены - бесполый ребенок должен был превратиться в женщину, и строптивица осознала истину во всей ее непреложности: она больше не будет лазить по деревьям, не станет воином, ей придется носить юбки и вести себя скромно. Бедняжка Вулф пытается уберечь свой персонаж от собственной судьбы, она отстраняет Чистоту, Целомудрие, Стыдливость, которые так жестоко довлели над ее жизнью, но у нее, естественно, ничего не выходит, и в одной из сцен мы видим, как Орландо, покраснев, стыдливо прячет ножку от капитана судна.
От волнения Алина задыхалась.
- Это же так очевидно! Быть того не может, чтобы я стала первой, кто об этом догадался! А этот отрывок, в котором ставший женщиной Орландо повторяет: «Я расту», а слуги! Слуги тоже не стареют, они остаются с ней до самого конца! Когда мы растем, взрослеем, мир вокруг нас меняется - и время тоже! Лето в детстве всегда жарче и счастливее, а зима - холоднее! Моя собственная юность кажется мне такой же далекой, как минувшие столетия!"

А вы что думаете об этой книге?

экранизация, Великобритания, модернизм, 20 век, Европа, классика, феминистка

Previous post Next post
Up