Предыдущая часть:
1.
Логистика Париж начался хорошо: Денис встретил меня на вокзале, мы пересекли Jardin des plantes, что всегда приятно, и направились к Пантеону, решив по пути пройти через Арены (Денису там ещё не пришлось побывать, а я затаённо подумала, что там совсем рядом эта чудесная кондитерская
Les belles envies... но она опять не вписалась... только в компании с
elmak вписалась однажды в фактически русское театральное воскресенье кстати). Мы очень быстро оказались вдруг на улице Линнея, там конечно этот фонтан
но главное - передать привет Переку:
В центре народ стоял в очередях к национальному наследию. Многие почему-то хотели посетить лицей Генриха IV
Мимо без конца проезжали полицейские и пожарные машины, от воя сирен начала болеть голова, а вокруг Пантеона было спокойно - в таком месте должно быть спокойно конечно, но в данном случае это показалось подозрительным. Так и оказалось - по просьбе служб безопасности Пантеон был закрыт, а нас об этом не предупредили. Нет, я-то в Пантеоне бывала. и у Дениса ещё будет случай, но вот выставка, на которую я хотела попасть, закрывается 6 октября - то есть я на неё не попадаю (теоретически я ещё приеду в Париж до этой даты, но времени у меня точно не будет). Я расстроилась, и главное - у меня не было никакого альтернативного плана!
Пришлось импровизировать.
Мы огляделись: двери юридического факультета были приветливо раскрыты, туда мы и направились. Там похоже ничего для дней наследия предусмотрено не было, просто были занятия, вот двери и раскрыты, но мы всё равно быстренько посетили:
Рядом - библиотека Св.Женевьевы, я бы с удовольствием туда зашла, но в числе запрещённых предметов была недвусмысленно указана ракетка, а у нас она как раз была, бадминтонная, так что от этой затеи пришлось отказаться.
Подумав, мы решили отправиться в музей Клюни - я там в очередной раз была относительно недавно, а Денис нет, так что вроде бы хороший выбор. Музей мы действительно смогли посетить - повезло, можно сказать, потому что вообще-то музей закрыт. Можно было посмотреть галло-романскую часть, выставку средневековых ларцов - сокровищ музея и конечно Даму с единорогом, которая как бы напоминала нам о вечерней программе:
Но визит оказался коротким, у нас была ещё куча времени, хорошо, что по дороге мы заметили, что очередь в Сорбонну не слишком длинная, так что мы отправились туда. И это было очень правильное решение - там всё было здорово организовано, к тому же у них была тематика "Искусства и развлечения", в холле и в одном из амфитеатров играли молодые музыканты, во внутреннем дворе танцевали хип-хоп. В Большом салоне (это единственное в Сорбонне место, где я однажды была... 36 лет назад) - выставка работ учеников будущих модельеров.
У меня нет сомнений, которая из лестниц должна вести вверх - у организаторов тоже:
Всюду приятные глазу надписи и красота:
Это потолок Большого салона:
А это сам салон:
Когда я была там на приёме тридцать с лишим лет тому назад, там распивали всякие напитки, ели чипсы и даже курили - невозможно представить!
Библиотека!
Самые нужные книжки:
(да-да, это Жорж Перек)
Я была очень довольна, что мы туда попали!
Времени оставалось как раз на доехать до Ля-Вилет и поесть, а потом спокойно прийти в концертный зал, осмотреться и всё рассмотреть. Пробуксовал пункт "поесть" - конечно, благодаря Ляфуршет мы получили 50% скидки, но хозяин с обслуживанием не торопился (даже по французским меркам), притом что народу было мало. В итоге пришлось его дёргать, быстро заглатывать куски, а потом бежать (мы ещё и с не очень удобной стороны приближались к Филармонии), чтобы не опоздать, какое там рассматривать. Пробегая мимо входа для артистов, я спросила у курящих во фраках, где вход для нормальной публики, в ответ получила мотание головами, на тот же вопрос по-русски было сказано "не знаем" (может, и правда, не знали), но тут на счастье мимо пробежала девушка, явно тоже опазывающая, но в отличие от нас знающая, где вход. Мы последовали за ней и правильно сделали.
Про фойе ничего не расскажу, но зал впечатляет, хоть я и видела его до этого на многих фотографиях. Когда покупаешь билет, тебе показывают фотографию примерно с твоего места - то есть получаешь какое-то представление, что сможешь видеть (сейчас так же, когда покупаешь билеты в Опере, но тогда для меня было в новинку, я впечатлилась).
Обещанный вид с моего места выглядел так:
На деле так примерно и было:
Мой сын и его девушка сидели не со мной, а практически напротив. Я выбрала себе билет в разумной ценовой категории и сидела вместе с французскими меломанами - хотя что я зачёркиваю, так оно и было :)) А молодые люди до 28 лет имеют право на билет за 10 евро на любые места, независимо от ценовой категории (и я сказала им, что нечего испытывать угрызения совести). Я считаю, что это отличнейшая политика, хотя не могу сказать, что зал кишел молодёжью.
Сначала было немного странно смотреть на оркестр с такой стороны, но оказалось даже интересно. Акустика отличная, так что никакого дискомфорта. Солисты и хор располагались позади оркестра, ближе ко мне, но сначала мне не очень понравилось, как мне их слышно (кроме Ирины Чуриловой - Иоланты). Потом всё встало на свои места, так что дело не в местах и зале, а в голосах, которым потребовалось немного времени.
Концерт был отличный - я с удовольствием послушала эту с детства знакомую оперу, которую тут представляют как малоизвестную (так оно и есть), удивилась, обнаружив в хорошо известном сюжете, психотерапевтические мотивы. Не могу выделить кого-либо особенно из исполнителей - это был удивительной сплоченности и высокого уровня ансамбль, в котором нужен каждый, удивительная однородность (но не усреднённость!) Я слушала как зачарованная, думаю, что под конец состояние было близко к эмоциональному потрясению, когда становится трудно дышать. Овация была долгой и заслуженной.
Здание Филармонии в ночи прекрасно:
И да: концерт записывался, до 20 марта его можно посмотреть и послушать на сайте Филармонии
https://live.philharmoniedeparis.fr/concert/1103248/tchaikovski-iolanta-orchestre-et-choeur-du-mariinsky-valery.html?lang=fr-FR Окончание следует...