Вольному воля, а спасенным рай,
Долгий рассказ оставь для первокурсниц,
Вдохни свободный воздух улиц
И сам себя не осуждай.
/ Дмитрий Маликов
В схеме работы
теории оценок нет места разуму: ни в каком его смысле. А разум и не используется в принятии решения. Разум нужен всего лишь для создания ткани образов и структуры связи между ними, являющихся основанием для системы оценок.
Он, разум, конечно может, усилием воли, тасовать образы в логической колоде, но принимать полноценно участие в динамическом управлении - нет.
Волевой перехват первичной эмоции с целью совершения иных действий, чем те, в которые должна расцвести эмоция - ресурсоемкий процесс.
Сколько срабатываний системы оценивания может фиксировать фокус внимания, управляемый волей? Очень мало.
Разум - служащий возница системы оценок.
Но, поскольку система оценок всегда неполна и неидеальная - разум всегда нужен для изменения и дополнения.
Попытка подменять разумом систему оценок имеет место быть.
Конечно это можно делать с одной или несколькими оценками, на процессе срабатывания которых удерживается фокус внимания, но в результате ограниченного ресурса при таком подходе рано или поздно происходит паралич воли.
Действительно, возница может сам тянуть телегу и без коней - но вряд ли ему это понравится.
Построение системы оценок невозможно без разума.
Разум воспринимает образы.
Но только так, как позволяет уже сложившаяся система оценок. Восприятие ощущений - это действие, причиной которого является первичная эмоция, которую высекает оценка.
Сложившаяся система оценок и есть априорная форма - сосуд Канта.
Изменить оценку волевым усилием разума напрямую нельзя (её же нельзя даже увидеть явно), принять решение разумом - неэффективно, но без разума - тоже нельзя.
Разум - манипулятор системы оценок.
Рано или поздно система оценок становится стабильной (самоподдерживаемой фильтрацией), а изменения - проблематичны. Но поскольку система оценок априори неполная и неправильная, то необходима процедура исправления и правки - и система оценок требует осуществить эту требу:
Click to view
Оценка может изменится вследствие изменения структуры образов внутри сознания.
Для этого надо, чтобы разум воспринял новую структуру в виде структурирующего образа.
Новая структура должна ещё проникнуть сквозь фильтр уже существующих оценок и не сильно исказится, отражаясь в уже существующих образах.
Существующая система оценок на момент восприятия (в виде нового образа, опыта, ощущения или явления) уже является априорной формой.
Таким образом, работа системы оценок есть рекурсивный алгоритм.
На каждой итерации, сложившаяся на предыдущей итерации система оценок является априорной формой восприятия.
Изменение системы оценок возможно методом:
1. Восприятие проникающего образа (новый опыт).
2. Восприятие новой структуры (новое учение).
3.
Отслеживание взблеска.
Во всех случаях нужен разум.
А когда единственным способом изменения системы оценок является отслеживание взблеска - одинаково нужны и разум и воля.
Получается что воля - это инструмент, предназначенный для правки внутренней системы оценок.
Правильное (оформленное взблеском?) подмножество системы оценок можно назвать сердцем.
Тогда можно сказать, что решение должно приниматься сердцем, а не волей.
А волевые решения принимает тот, кто ещё не вырастил в сердце правильные оценки для конкретного случая, требующего принятие решения.
Волевой человек это конечно хорошо, но до тех пор пока динамика множества процессов реальности не исчерпает ресурс его воли.
И тогда грош цена его воле, будь она хоть синонимом свободы - она блокирована потоком процессов.
А если воля ещё и ограниченна комплексом неправильно срабатывающих оценок - какая уж тут свобода.
Поэтому рискну заявить что счастье - это когда поток событий лежит в канве множества оценок, находящихся в подмножестве "сердце".
Таковой есть частные случаи: прогулка вдоль реки или нахождение с ребёнком на детской площадке или управление автомобилем в потоке нормальных водителей.
Мне не нужно принимать решения разумом и применять волю в управлении процессом.
Я полностью полагаюсь на систему оценок и могу лишь получать удовольствие от осознания чуда, когда, например, происходят сложные манёвры на оживлённой трассе множества автомобилей, как будто это танец.
Вот тогда мой разум и волен и свободен одновременно.
Но таковым ли он должен быть всегда?
Click to view