Понятие София

Oct 14, 2021 00:00


Проснись, проснись душа поэта,
Воспой Великую из Жен,
Которая рожденьем Света
Сняла грехов смертельный сон!
Воспой Величие Пречистой,
Покров Которая Святой
От язвы темени нечистой
Над мира нанесла главой!
Прославь Ее, друг муз и лиры,
Молитву вознеси пером,
Не дай забыть Благой порфиры,
С Любовью сотканной Добро...

Дядя Рулу

В свете вопроса взаимодействия с существующей цивилизационной матрицей от решения которого зависит наступит ли мрачное будущее, которое критиковал Владислав Сурков, хочу рассмотреть понятие София.

Может ли это понятие выполнить функцию указателя на покрывающую живую (динамическую) матрицу первосмыслов", в которой нет алгоритмов - то есть которая является для ГП "эмуляцией" матрицы ИНВОУ. Тем самым сохраняется существующая толпоэлитарная система, но без катастрофической критичности, свойственной западной региональной цивилизации материи.

А хочу я рассмотреть такой документ:
София Премудрость Божия как совокупность и полнота всех божественных и тварных эйдосов
Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» Хачатрян Мастегра Владимировна.
https://cyberleninka.ru/article/n/sofiya-premudrost-bozhiya-kak-sovokupnost-i-polnota-vseh-bozhestvennyh-i-tvarnyh-eydosov


Несколько тезисов из статьи.

Речь Софии Премудрости, её аутомартирия (αυτομαρτυρία), т.е. её самосвидетельство, описанное в книге Притч Соломона:
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны… когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной» (Притч. 8:22-26).

Об участии Софии Премудрости Божьей в сотворении мира:
«…когда Бог полагал основания земли: тогда я, Премудрость, была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притч. 8:29-31).

В арамейском переводе Книги Бытия написано: «В Премудрости сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
В книге Притчей 8:30 Премудрость Божия в разных переводах представляется по-разному: в синодальном переводе как «художница», в греческом - «управительница», на иврите - «строительница».
Она от искони, заключая в себе все первообразы творений, проявлялась в процессе сотворения неба и земли в этих образах.

Итак, София Премудрость наравне с ипостасями Пресвятой Троицы является соучастницей в сотворении всего тварного мира.

С.Н. Булгаков в единой Софии Премудрости Божьей различал и дифференцировал Софию Божественную и Софию Тварную.
Первую он назвал «Софией небесной», содержащей небесные эйдосы, а вторую - «Софией земной», содержащей земные первообразы всех тварей и всего творения Божия.
С.Н. Булгаков утверждал, что в Софии Божественной заключается «предсотворение мира» и первое «предварительное и изначальное» творение и рассматривает Софию Божественную как «совокупность Божественных идей» - небесных эйдосов, она содержит в себе Божественные идеи мира, выступает как идея идей и предвечный «проект мира».

София Божественная предстает как небесная Божественная основа Софии Тварной. В этом смысле София Божественная есть «единый абсолютный Божественный мир» и всеединство духовного и тварного начала.

В труде «Невеста Агнца» (1939 г.) С.Н. Булгаков отмечает, что Божественное предназначение и предопределение Бога о творении мира осуществляется «приданием Софии Божественной образа Тварной».
В этом смысле София Тварная выступает как «умопостигаемый прототип мира», она проявляется как зеркало Божественного мира, в ней все божественные эйдосы и идеи получили «внебожественное бытие», так что «из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3).

Мир есть София в своей основе, но мир не есть София в своём состоянии.
Мир в своём нынешнем состоянии лишь стремится или же должен стремиться к своему ософиению, т.е. приобретению своей совершенной, изначальной и непорочной сущности, естества и облика.

София - посредница между Богом и человечеством.
София как носительница первообразов и сущности всякого творения, даруя творению внебожественное бытие в мире тварном, является истинной посредницей между самим Божеством и всей тварью.

Определённый С.Н. Булгаковым посреднический и онтологический статус Софии можно представить в виде следующей дефиниции: София Тварная - онтологическая многоступенчатая лестница бытия, которая есть единящее, связующее начало, в котором все образы тварного бытия получают свой смысл, взаимосвязь и соподчинение и находят своё собственное место на этой лестнице бытия, явленной в сновидении патриарху Иакову.

Идея существования духовной Божественной матери как совокупности первообразов творения Божьего прослеживается в трудах Григора Нарекаци,
который в своей «Книге Скорбных Песнопений» (1001-1003 гг.) раскрывает тайну Софии как матери человечества и святой Мировой Души: «Как невозможно без Отца Христова, так и без её утробы материнской невозможно совершенствоваться душою…» (Г.Н.75:13:17-19);
«Рождает она и неких богов сотворённых - святые подобия Бога Единого, Христа…» (Г.Н. 75:14:23-25).

Желая подчеркнуть единосущность сей духовной матери с человеческой природой, он формулирует следующее определение: она является «точным слепком облика видимой разумной природы нашей» (Г.Н.75:15:25).
Используемое им слово «слепок» является своеобразным пониманием понятия «первообраз» и воспринимается в смысле предвечного образа разумного человека.
И далее, Григор Нарекаци возносит молитву к Богу: «Прими меня, благий, благословенный, искупленным и освятившимся в ней! Сними с помощью её молитвы хулу с души моей за грехи мои, а меня, безгрешного, незапятнанного, помести под ней (скинией)» (Г.Н.75:3:19-25).

Анализ текстов Григора Нарекаци и С.Н. Булгакова показывает, что их представления о Софии Премудрости Божий совпадают: Дух Божий свидетельствовал обоим богословам об одной и той же великой тайне - о существовании Софии как Божественной личности, соединяющей в себе Софию Небесную Божественную и Софию Земную Тварную, и о ее спасительном значении для всего человечества.

Следует отметить, что этих двух философов и богословов, мыслящих одинаково о Софии, во времени разделяли почти 1000 лет и были они разных национальностей: армянин и русский, родились и жили на территориях, находящихся так далеко друг от друга: один - в Западной Армении у берегов озера Ван в селе Нарек, а другой - в России, в Москве, и в эмиграции в Европе.

Е.Н. Трубецкой говорил так: «София - та вечная Премудрость, которою Бог сотворил мир… весь мир горний и земной… Бог в Премудрости Своей сотворил весь мир... В совокупности своей весь мир идей о сотворённом и есть ― София.

Материалы, связанные с именем Серафима Саровского.

Каноническая информация "Житие преподобного Серафима Саровского".

... Уже в эти годы Прохор по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Преподобный устроил шалаш и стал предаваться богомыслию и молитве и усилил пост - в среду и пяток совсем не ел, а в другие дни принимал пищу только один раз. Стал переходить от жизни деятельной - пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги - к жизни созерцательной, которая "состоит в возвышении ума к Господу Богу, в сердечном внимании, умной молитве и созерцании вещей духовных". Братия видели в Прохоре будущую славу Сарова, ибо он, будучи послушником, был выше многих иноков. "В искусе Господь послал Прохору тяжелое испытание - продолжительную и сильную болезнь, как опыт страдания, как пробный камень его веры, упования и терпения".
В 1780 г. Прохор заболел водянкой. Болел три года. Первую половину этого времени Прохор еще перемогался, на ногах держался, но затем слег, ибо тело его распухло. С удивительным терпением переносил он свои страдания, ни одного слова ропота не сорвалось с языка его, он лишь молился и орошал ложе свое слезами. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, старче святый, истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери". Отслужили бдение и литургию о здравии больного и причастили его. Тогда же святому Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукою на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". "Пресвятая Богородица, - говорил впоследствии сам преподобный, - правую ручку положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл и этим-то жезлом и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление: вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима". И он быстро поправился.

- Замечательный пример решения вопроса взаимодействия с цивилизационной матрицей.

Цитата из документа "Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым", который впервые представил Сергей Александрович Нилус (автор и публикатор «Протоколов сионских мудрецов»):

- Господь открыл мне, - сказал великий старец, - что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...
Я должен сказать тут, что с 12-летнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я действительно ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.
- Но никто, - продолжал отец Серафим, - не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего.
...
Хотя враг диавол и обольстил Еву, и с ней пал и Адам, но Господь не только даровал им Искупителя в плоде семени Жены, смертию смерть поправшего, но и дал всем нам в Жене, Приснодеве Богородице Марии, стершей в Самой Себе и стирающей во всем роде человеческом главу змиеву, неотступную Ходатаицу к Сыну Своему и Богу нашему, непостыдную и непреоборимую Предстательницу даже за самых отчаянных грешников. По этому самому Божия Матерь и называется Язвою бесов, ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери.

История народных примет на Покров.

Существует на Покров Пресвятой Богородицы традиция разводить первый раз огонь в печи. При этом делают это женщины. Сегодня поджигают яблоневые веточки и тлеющими окуривают комнаты в доме - Появление нового спасительного процесса.

Чтобы ребенок был здоровым, родители обливали его через сито на пороге дома. Сегодня такой обряд можно проводить в ванной, но через сито обязательно - То есть отсюда взялся обряд купельского крещения, а благодатное обливание холодной водой это объективная закономерность, связанная с покрывающей матрицей.

В крестьянском быту Покров знаменовал собой окончание полевых работ и приход зимы. "Покров кроет землю то листом, то снегом" - говаривали на Руси. Наши предки наделили этот день дополнительными прикладными смыслами, под покровом понималось не только деяние Богородицы, но и смена сезонов с сопутствующими погодными явлениями. - То-есть смена цикла ради развития ... ой ли это дополнительный, а не основной смысл под который подогнали всё остальное!

Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали свои старые соломенные постели. Наши предки верили, что тем самым девушки становятся защищены от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, веря, что смогут «прибавить себе ходу на зиму».

Концепция СО.

image Click to view



Дух святый - женского рода. Дух святый - это и есть София, матерь божия.

Ещё о покровах и о Василисе ... ой Софие или всему своё время.

(Русская народная сказка)
...
- Эх, Иван-царевич, - говорит старик, - зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было!
Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.
...

Домик в Коломне, Александр Пушкин.

Усядься, муза: ручки в рукава,
Под лавку ножки! не вертись, резвушка!
Теперь начнем. - Жила-была вдова,
Тому лет восемь, бедная старушка
С одною дочерью. У Покрова
Стояла их смиренная лачужка
За самой буткой. Вижу как теперь
Светелку, три окна, крыльцо и дверь.

Отношение с покрывающей матрицей:

Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.

Фрески над Спасскими воротами.



Сюжет в самом верху мне напоминает СветоВесть. Взято отсюда.
Но описание содержания этих символов там не очень правдоподобно.

Foederis Arca - Ковчег Завета или радужное соглашение.





Взято отсюда.
Соглашение о пути, аналогичном Мосту Радуги.

Насколько я понимаю, фреска над Спасскими воротами - это СветоВесть.
А картинки с Foederis arca - это ТенеЯвь.

Легенда о Минине и Пожарском.
Этой легенде не очень верится.
Но если и есть праздник, указывающей на СветоВесть, то это День народного единства.
Пусть исторические события легенды намекают на захват власти Романовыми.
Но такая история заслуживает внимания: "в 1649 году этот день был объявлен православно-государственным праздником Казанской иконы Божией Матери. По преданию, икона была прислана из Казани Дмитрию Пожарскому. С ней ополчение вошло в Москву. Многие верят, что изгнать поляков удалось именно благодаря иконе".

"Диалекика мифа. А.Ф. Лосев."
«Лишь из соотношения двух начал устанавливается, что София - не есть свет, а пассивное дополнение к нему, а свет не есть София, но ее освещает. Это соотношение определяет цветность. Созерцаемая как произведение божественного творчества, как первый сгусток бытия, относительно самостоятельный от Бога, как выступающая вперед навстречу свету тьма ничтожества, т. е. созерцаемая от Бога по направлению в ничто, София зрится голубою или фиолетовою.
Напротив, созерцаемая как результат божественного творчества, как неотделимое от божественного света, как передовая волна божественной энергии, как идущая преодолевать
тьму сила Божия, т. е. созерцаемая от мира по направлению к Богу, София зрится розовою или красною, розовою или красною она зрится как образ Божий для твари, как явление Бога
на земле, как та „розовая тень“, которой молился Вл. Соловьев. Напротив, голубою или фиолетовою она зрится как мировая душа, как духовная суть мира, как голубое покрывало,
завесившее природу. В видении Вяч. Иванова - как первооснова нашего существа в мистическом погружении взора внутрь себя: душа наша - как голубой алмаз. Наконец, есть и
третье метафизическое направление - ни к свету, и ни от света, София вне ее определения или самоопределения к Богу. Это тот духовный аспект бытия, можно сказать, райский аспект, при котором нет еще познания добра и зла. Нет еще прямого устремления ни к Богу, ни от Бога, потому что нет еще самых направлений, ни того, ни другого, а есть лишь движение около Бога, свободное играние перед лицом Божиим, как зелено-золотистые змейки у Гофмана, как Левиафан, „его же созда Господь ругатися (т. е. игратися) ему“, как играющее на солнце - море. И это тоже София, но под особым углом постигаемая. Эта София, этот аспект Софии зрится золотисто-зеленым и прозрачно-изумрудным. Это - тот аспект, который мелькал, но не находил себе выражения в первоначальных замыслах Лермонтова. Три основные аспекта первотвари определяют три основные цвета символики цветов, остальные
же цвета устанавливаются в своем значении как цвета промежуточные. Но каково бы ни было многообразие цветов, все они говорят об отношении хотя и различном, но одной и той же
Софии к одному и тому же небесному Свету. Солнце, тончайшая пыль и тьма пустоты в мире чувственном и - Бог, София и Тьма кромешная, тьма метафизического небытия в мире
духовном - вот те начала, которыми обусловливается многообразие цветов как здесь, так и там при полном всегда соответствии тех и других друг другу»
(В книге показывается что миф есть наиболее абстрактным носителем меры. Обзор книги тут.)

Выводы.

Сотворение не было локальным однаждыслучившимся моментом, а происходило непрерывно, и происходит и сейчас. И заключается оно в проявлении Меры в алгоритмы, которое осуществляет человек.

Стихотворение в эпиграфе взято отсюда:

Теория, Концепция

Previous post Next post
Up