Конспект чтения книги "Наука складности"

Dec 15, 2022 18:58

Выпишу небольшую шпаргалку по терминологии Науки складности.
Ну и кое-какие цитаты для представления вектора.
<Свои комментарии вставлю в таких скобках>.

***

Если в книжке изложено что-то достойное внимания, это означает, что путь к ней начинался издалека и, часто, начало это вообще не имело ничего общего с предметом изложения.

я, конечно, начну с отсылки к проблемам современности, но помните, что это лишь дань традиции писательских трюков.

Вопрос «Кто снимал сливки с противопоставления материалистов и идеалистов?» послужит нам хорошим упражнением в понимании второй части закона, позволит понять отличие видения борьбы от видения единства.

И здесь, конечно, возникает вопрос: как так вышло, что основоположники диалектической мысли не видели того, что другие в это же самое время активно использовали? Это возможно, если вторые получили своё знание не находясь на острие передовой науки, а в виде дошедшей от прежних культур готовой технологии, которая стала пригодной к использованию по сроку зрелости цивилизации.

По своей сути, Закон единства и борьбы противоположностей является научной формулировкой того нового уровня сложности мышления, который принесли нашей цивилизации авраамические религии (т.е. иудаизм, христианство и ислам). Он прошит в их религиозных текстах таким образом, что читающий, подспудно, на примерах, обучается видению самой возможности посредничать, хотя и занимает по отношению к ней разную позицию, в зависимости от выбранного учения. Эта возможность, по своей сложности, стоит на одну ступень выше, чем искусство обмена, которое составляло чисто дуальную основу языческих культов древности.
Современную тягу и интерес к язычеству, наблюдаемые у многих людей, разуверившихся в благости нашего цивилизационного пути можно объяснить именно этой чистотой более простых человеческих отношений и возвращение в них мыслится нам подобным возвращению в безмятежное детство. Однако, обратной дороги нет. Превосходство в сложности сознания обусловило победу христиан над язычниками и конкистадоров над индейцами. Люди нового уровня сознания оказывались способны на стратегические комбинации, которые для их оппонентов были просто немыслимы.

всякая система, выражающая действие какого-либо начала подвергается постоянному воздействию некоторых событий, которые генерируются противоположным началом.

Событие становится важным и значимым только когда способно вызвать в системе ответную реакцию. Если реакция не требуется, то для системы этого события как бы и не существует. Но если от системы требуется реакция, значит какая-то часть системы должна быть задействована, чтобы полностью нейтрализовать влияние данного события: отразить, поглотить, рассеять, уклониться. А что будет, если система не смогла обработать событие, пусть даже очень маленькое? Ответ может показаться нам парадоксальным: даже от микроскопического события, которое не смогло быть обработано, система начинает разрушаться.

Мера - это предел некоторого количества, при превышении которого изменяется качество.

мы можем определить меру, как ёмкость системы по переработке событий.

Всякий предмет состоит из частей, характер связности которых определяет его качество, а их способность к обработке событий определяет границы меры.

Сложность в данном случае не стоит путать с хаотичностью, они являются антиподами:
Сложность - это рост упорядоченности без потери совокупного функционального разнообразия, в то время, как хаотичность - это функциональное разнообразие без упорядоченности.

Всякому событию место во времени. Время, разворачиваясь, накапливает события и они в нём записываются, по сути своей, выступая в качестве единиц информации. Накопление событий является наиболее естественным, т.е., природоподобным способом накопления информации.

Информация накапливается во Времени.

Таким образом, полагая причиной Событий Действие, и полагая, что Информация выражается Событиями, мы определяем Время как вместилище всех Событий, произошедших от начала времён до искомого момента. И, чтобы отделить бытовое или неопределённое использование терминов «время» и «информация», от только что нами определённых, мы будем писать последние с большой буквы: «Время» и «Информация».

Суть Времени - это распространение действия. Время теряет всякий смысл, если опережает самый быстрый происходящий процесс.

Отсюда, к слову и релятивистский эффект: чем более наше свойство становится неотличимо от течения Времени, тем меньше Время на нас действует. Это как в гондоле воздушного шара всегда безветренно, не зависимо от скорости воздушного потока, в котором он оказался.

Вместе с термином Информация мы будем использовать уже широко используемый нами термин События, вместе с термином Время, мы будем использовать Бытие, подразумевая, тем не менее, что время и Бытие, информация и События - это названия для аспектов одного и того же явления.
Бытие в этом ракурсе для нас будет представлено двумя компонентами:
Быль - События, уже произошедшие.
Будь - События, которые имеют шанс произойти в будущем.

Быль и Будь вместе формируют ограниченный объём, в котором центральная часть, образуется исходными событиями Были, а внешней границей является поверхность всех точек бифуркации, которые лежат на дальнем краю Буди. Таким образом, Быль и Будь составляют части «яйца» Бытия, содержащего первопричину и множество всех случившихся и возможных состояний системы до её качественного изменения, т.е., превращения в какую-либо другую систему или функционального распада.
<Яйцо Бытия Быль-Будь - это матрица>

Проявляемая таким образом оболочка разделения внешнего и внутреннего, естественным образом ведёт к подобному же разделению своего внутреннего пространства на проекты с их собственным жизненным циклом - т.е., также имеющим свою поверхность из точек бифуркации по границе их жизненного цикла.
Это приведёт к тому, что оболочка отразит волну и вызовет обратную компенсацию последствий возмущения по отношению к границе Бытия. Эта волна будет влиять на события начиная от границы, обратно к источнику возмущения, с постепенным затуханием. Обратная волна таким образом, может не достигнуть источника, либо достигнуть, вызвав разные виды компенсации. Но сама эта компенсация, следуя природе любых волн, будет неизменно выражаться в изменении давления обстоятельств, вызывая, как всякое физическое давление, сверхвероятностную концентрацию как бы случайных, но скоординированных событий.
<Приведенный тут способ описания механизма того как именно происходит следование алгоритмике процесса, созвучен Лосевскому "синтезу антиномий бесконечное и конечного в актуальной бесконечности" - подробнее>

Энергия взаимодействует с Пространством (Естественным объёмом) агрессивно. Пространство, взятое отдельно от Энергии - это «пустота», чистая топология, а Энергия - это наполнитель, встречаясь, они начинают взрывообразно взаимодействовать - сначала Энергия с максимально доступной скоростью заполняет всё пространство, а, затем, при *переизбытке*, способна даже его раздвинуть. События взаимодействуют с Бытием пассивно. Течение времени в рамках Бытия не накладывает каких-либо условий на количество и размах происходящих Событий. Достаточно одной цепочки событий, чтобы Время начало развёртываться и увеличение этого количества не заставляет Время течь быстрее. Более того, вся граница Бытия (поверхность из точек бифуркации) *предопределена* заранее и никакой ход событий не может её поколебать.


Наложение этих свойств и даёт нам самое базовое понятие о четырёх первоэлементах данной конструкции.
Агрессивная причина = Энергия
Пассивное следствие = Событие (Информация)
Агрессивное следствие = Естественный объём (Пространство).
Пассивная причина = Бытие (Время)
Поясним здесь важные моменты:
- Естественный объём является следствием, поскольку он - результат сочетания Энергии и Информации. И он является агрессивным, поскольку явным образом ограничивает Энергию.
- Бытие является причиной, поскольку от его границы отражаются События и оно является пассивным, поскольку оно не препятствует Событиям происходить, а использует для влияния на них иной механизм, который будет рассмотрен далее и, в результате которого всё происходит, как бы, само.
Таким образом, четыре элемента взаимодополняющих дуальных пар своими свойствами не похожи друг на друга, но вместе они составляют единый взаимозависимый комплекс, который мы будем называть Четверицей.
<Кажется, что тут постулируется заведомо присутствующая транзитивная зависимость в избранных предельно обобщающих понятиях.
Но четвертица - не есть предельно обобщающими понятиями: можно увидеть по выделенным мной словам *предопределена* и *избытке*, что в умолчаниях модели присутствует понятие Мѣра. Я бы сказал, что это вторая нормальная форма с плюсом (подробнее про модели в статье про скручивание координат понятийного пространства) А само понятийное пространство есть промежуточное между МИМ. Можно сказать, что это понятийное пространство вписывает модель MEST в модель МИМ.>

Пространство определяется Былью, т.е., тем, что уже произошло, развернулось, связалось и более не может быть изменено. А сущность Времени - это Будь, которая лежит между Былью-Пространством и границей Бытия. События, реализуясь, преобразуют Будь в Быль и фиксируют её в Пространстве, пока Быль не дойдёт до границ Бытия, т.е., до точки бифуркации и, соответственно, перехода количества в качество, открыв себя, как новый проект с новыми границами Бытия.

Пространство, Время, Информация и Энергия
Энергия, с течением Времени, разворачивается в Пространстве, порождая События (Информацию), которая влияет на характер дальнейшего развёртывания Энергии.
Количество производимой таким образом Информации (Событий) имеет предел, достижение которого заканчивается точкой бифуркации - либо распадом системы на элементарные части, либо её усложнением.

Описанный механизм спрессовывания опыта и выдавливания из него новой структуры связности и законов существования обеспечивает системе запоминание пройденного эволюционного пути развития. Отныне составляющие систему части будут сразу же продуцироваться только такой конфигурации и качеств, что при наступлении соответствующих нагрузочных условий они смогут легко воспроизвести успешное поведение. Мы знакомы с этим механизмом по работе ДНК,

Кристалл обладает тем свойством, что все другие элементы могут пристыковываться к нему только в определённом порядке и пространственной ориентации, воспроизводя таким образом решётку определённого вида. Следуя за этой идеей, мы можем ожидать, что, на каждом уровне усложнения природных систем, возникающие связи их элементов не будут произвольны, а будут подчиняться законам кристаллических топологий и симметрий.
Можно ожидать, что всё, от ядра атома, до ДНК, социальных систем и человеческого сознания может быть исследовано инструментарием кристаллографии.

Энергия, сформировавшая Пространство, за счёт структурирования (Информация) и находящаяся в развитии (Время) - это Материя.
Пространство, сформированное из структурированной (Информация) Энергии и находящееся в развитии (Время) - это Поле.
Информация, накопленная в Бытии (Быль), побуждающая Энергию к действию на определённую область Пространства - это Потенциал.
Бытие, своей границей отражающее Информацию, которая вызывает необходимую корректировку действия Энергии в определённой области Пространства - это Сознание.

Поле, состоящее из Материи - это Вещество.
Материя, формирующая Поле - это Сила.
Сознание, сформированное Потенциалом (Былью) - это Закон.
Потенциал, скорректированный Сознанием - это Случайность.

Случайность, на самом деле, не является произвольной, а является корректирующим механизмом, возникающим за счёт отражения границей Бытия волн от возмущающих Событий и приводящее к возникновению Со-лучайных (т.е., целенаправленно соединённых в данной точке) Событий компенсации.
Это вскрывает для нас механизм корректировки процессов Сознанием: Потенциал действует последовательно, формируясь и реализовываясь на основе накопленных Событий Были, а Сознание инициирует Случайные События, которые корректируют конечный результат действия Потенциала в направлении ожидаемой точки выхода за пределы проекта-Бытия.
<СО-ЛУЧайных - очень интересно!>

Феномен «намерения, формирующего события», который широко известен и практически используется в ненаучных кругах, может также получить объяснение: использование внутреннего образа искомой конечной ситуации может возбуждать в нашем сознании колебания, сходные с теми, что должна отражать соответствующая точка бифуркации. Если, возбудив в себе
такие колебания, мы получаем их гетеродинное усиление, значит волна от той точки до нас доходит и путь перехода к ней существует. А если это так, то двигаясь в направлении усиления
сигнала (принимая события, которые высвечивает наше настроенное внимание), мы будем двигаться в нужном направлении и получать тем больше для этого сил, чем ближе к основному
коридору искомых событий мы будем подходить. В народе, не отягощённом научным неверием, но походя подмечающем всё, что может оказаться полезным, это называется «приметы»,
«знамения» и «знаки судьбы» и позволяет предположить, что когда-то «поймать волну» считалось гораздо более обыденным делом, чем сегодня, но, с ростом внутренней суеты и тотального
неверия Природе, выродилось в карго культ.

Сила может быть:
Сама по себе - в былинах это называлось «тяги земные», иначе - Гравитация.
Отражённая в Веществе - всё вещество у нас целиком и полностью собирается Кулоновским взаимодействием.
Отражённая в Законе (т.е., в Информации прошлого, Были) - всякий закон удерживает, так же, как это делает Сильное взаимодействие.
Отражённая в Случайности (т.е., в возможности найти путь к границе Бытия) - Слабое взаимодействие.
При этом, Сильное взаимодействие не вступает в противоречие с Гравитационным, а вот Слабое и Кулоновское воздействуют друг на друга, т.е., мы здесь видим пассивную и агрессивную комплементарные дуальные пары.
- четыре фундаментальных физических взаимодействия представляют собой корректную четверицу.

Особица - скопление частиц, вызванное одним из четырёх видов взаимодействия в составе четверицы.
Семантика слова «особица» указывает нам на отдельность, кардинальное отличие данного типа скоплений от скоплений, образованных другими типами взаимодействий той же четверицы и, одновременно, на неразрывную связь скопления этого типа, со скоплениями других трёх типов в рамках четверичного континуума.
Особица имеет нормальное (т.е., естественное) для неё фазовое состояние, соответствующее масштабу взаимодействия, которое собрало эту особицу. Остальные фазовые состояния являются для неё энергетически отклонёнными. Меняя вследствие фазового перехода свою форму, особица, тем не менее, сохраняет определённые черты своего действующего содержания, так что разные особицы в одной и той же фазе будут между собой различаться, хотя и получат возможность смешиваться.
Любую систему можно представить как сочетание четырёх особиц, каждая из которых состоит из частиц, объединённых одним из четырёх видов взаимодействия.
В завершение разговора о силах подчеркнём ещё одно важное свойство особиц: Особицы друг друга взаимоисключают.
По сути, именно особицы, а не отдельные частицы и являются элементами четверицы.

основные свойства четверицы.
- Четверица формируется двумя парами дуальных взаимоисключающих процессов - агрессивной и пассивной. Агрессивная пара процессов при их соприкосновении будет пытаться уничтожить друг друга, пассивная не будет взаимодействовать.
- Всего 4 процесса, которые друг друга взаимоисключают, а вместе они составляют полный континуум, обеспечивающий их длящееся протекание.
- Процессы формируются действием особиц - множеств частиц, проявляющих одну из сил четверицы.
- Процессы стыкуются так, что продукт одного является ресурсом для другого. Поэтому у каждого процесса есть своя конкретная позиция в четверице, а вместе они составляют замкнутый цикл преобразований.
- Элементы, составляющие каждую особицу, имеют определённый набор, роднящих их свойств, который обуславливается течением процесса. Сам же этот процесс мы наблюдаем как некоторое постоянное качество.
- Качества формируют всё многообразие мира, но качества одних и тех же позиций разных четвериц имеют между собой сходство.
- Везде, где можно найти дуальную пару, можно найти и четверицу.
- Везде, где можно выявить одиночный процесс (явление), для него можно найти дуальную пару, а, следовательно, и четверицу.

Здесь видится необходимым сделать отступление касательно терминов «свойство» и «качество». Толковый словарь Даля определяет термины «свойство» и «качество» друг через друга, однако, в русском языке нет полных синонимов.
Слово «свойство» имеет один извод с такими словами, как «свой», «свояк», «присваивать» и говорит нам о родственных связях и принадлежности. Иными словами, о том, что частичка с таким свойством принадлежит к определённой конструкции (связана с другими частями конструкции) и при взаимодействии с ней вся эта конструкция придёт в движение.
Слово «качество» также относится к родным словам русского языка. Об этом нам говорит словообразование при помощи суффикса (в другой интерпретации - второй корень) "-ство», т.е. с (о) тво (рённый), маловероятное для заимствований. Родственность латинскому Qualitas позволяет предположить более раннюю форму слова «квачество», а, поскольку в древнерусском языке слог всегда был открытым, вероятной исходной формой слова было «ковачество», производное от «ковать», т.е., преобразовывать один набор свойств в другой за счёт, как раз «перехода количества в качество».
Данный псевдофилологический анализ необходим, чтобы пояснить логику образного строя слов, которые мы будем использовать в дальнейшем.
Подводя итог этой терминологической ремарке, можно сказать, что процесс характеризуется качеством, а объект - свойствами.

В науке складности, суть метода аналогии в том, что если какие-то отношения особиц справедливы в одной четверице, то они будут иметь отражение и в другой четверице.
<Метод аналогии подобен понятию "Уподобление", описанному в статье Скручивание координат понятийного пространства>

Подтверждение корректности аналогии осуществляется через подтверждение того, что рассматриваемая система является корректной четверицей и выделенные её четыре части правильно расставлены по своим местам, т.е., отвечают критериям четверицы. Части же эти определяются по набору свойств и отношений, характерных для аналогичных частей других четвериц.
Примером проведения такой аналогии является анализ четырёх фундаментальных взаимодействий в главе «Почувствуй силу, Люк!».
Продолжая её, мы можем отметить одну из четвериц свойств, которые будем постоянно встречать и в других четверицах:
Кулоновское взаимодействие несёт упорядочение.
Противоположное ему, слабое взаимодействие несёт изменение.
Сильное взаимодействие отвечает за сохранение.
Гравитационное - за распространение.
Первые два - агрессивные, вторые - пассивные. Их порядок стыковки всегда будет: упорядочение - сохранение - изменение - распространение - и снова, упорядочение.

Арифметика формулирует четыре главных математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
Будучи *четырьмя*, *действиями*, описывающими весь *круг* её понятий, они не могут не привлечь нашего внимания.
Рассмотрим их с точки зрения четверицы, используя метод аналогии.
Кулоновское взаимодействие приводит к упорядочению. Упорядочение всегда связано с потерей частями свободы и излишков энергии. Т.е., Кулоновское взаимодействие отнимает.
Слабое взаимодействие, наоборот, делит ядра и высвобождает энергию.
Сильное взаимодействие ни у кого ничего не отнимает, но если что-то получает, то соединяет вместе и не отпускает, складывает.
Гравитационное взаимодействие, постепенно вовлекая в движение многие частицы, умножает действие первично образовавшегося гравитационного уплотнения - зародыша звезды или планеты.

- Чтобы что-то отнять, нужно, чтобы что-то было лишним (вычитаемым). Соответственно это что-то должно перед этим умножиться - иначе будет нечего вычитать.
- Чтобы что-то прибавить, оно должно перед этим быть уже свободным, т.е., отнятым.
- Чтобы что-то поделить, оно должно быть целым и достаточно большим, чтобы разделиться т.е., сложенным «с горкой».
- Чтобы было чему умножаться, необходимо, чтобы были произведены «зародыши», к которым будет присоединяться внешний ресурс. Для этого нужно созревшее целое разделить на части. А без этого потом отнимать - всё равно, что пытаться отнять одну ногу у свиньи на холодец.
Всё это значит, что в математике есть место «эволюционным» уравнениям, которые следует читать как «левая часть выражения трансформируется в правую». Величины правой и левой частей должны маркироваться их этапом и только после этого допустимо выяснять - будут ли они равны через коэффициент, или будут зависеть от других параметров только своего этапа.
Рассматривая дело таким образом, мы приблизимся к тому, чтобы исчислять не только количественные, но и качественные, т.е., смысловые величины.
Для четырёх арифметических действий хорошо заметна качественная разница: вычитание и деление действуют сходно, формируя агрессивную пару, но вычитание забирает целые частицы целиком, а деление забирает части от целой частицы. Сложение и умножение - это пассивная пара: они ничего не забирают, всё приходит к ним само.

Принимая во внимание, что все эти четыре процесса действуют в системе одновременно, балансовое состояние системы описывается по принципу второго начала термодинамики следующей формулой:
R/E * I - S - T = E» + I» + R» (S)
сырьё R, расщепляемое энергией E, перерабатывается внутренним процессом I в усваиваемый системой продукт, который частично тратится на действие в окружающей среде S и невозвратные диссипативные потери T. Его остаток формирует E» и I» будущего момента. Доступность сырья R» будущего момента часто находится в зависимости от успешности действия S.
E, I, S, T - есть одна и та же субстанция, находящаяся в разных формах. Это даёт нам возможность её соотносить, но не даёт возможности смешивать

«Субстанция», принимающая эти четыре разных формы, свою для каждого процесса и единая в этих четырёх формах, наукой складности называется Смысл.

Четверичная система процессов в среде возникает тогда, когда между этими процессами появляется общий Смысл - Смысл системы, единый в четырёх ипостасях.

Введённые ранее формы субстанции E, I, S, T - это и есть четыре формы Смысла складной системы и они соответствуют коэффициентам операторов действия.

Рассматривая одну частицу из множества, мы её определяем одновременно на четырёх уровнях:
как саму себя, несущую определённую силу взаимодействия;
как одну из множества подобных частиц, составляющих особицу и производящих определённый процесс;
как одну из четырёх особиц, составляющих целое;
и, не забываем, что сама эта частица в себе является аналогичным четверичным целым, только более низкого масштаба.

Человек складывающий
Человек влияющий не может ничего изменить в дуальностях, а может лишь собирать и использовать безвозвратно выделяющуюся от их борьбы энергию. Это истощает дуальную систему, но таков путь всякой системы, следующей закону единства и борьбы противоположностей, ведь энергия выделяется вне зависимости от того, собирает её кто-то, или нет.
<Ой, определение человека неожиданно появилось. Прогулка перестаёт быть лёгкой увеселительной.>

Далее в тексте мы будем называть «складными» все корректно выстроенные четверичные системы.
Человек складывающий - это новый уровень сознания, стоящий по отношению к человеку влияющему в таком же отношении, как влияющий стоит к обменивающемуся. Мировоззрение человека складывающего включает новые компоненты, которые позволяют осознанно, а не только лишь по случайному наитию создавать сложные, в т.ч., автономные системы, прогнозировать события, устанавливать правила, не вызывающие конфликтов и переводить борющиеся противоположности в помогающие друг другу циклически закрученные структуры - своеобразные водовороты реальности.
<Аналогия для типов строя психики>

В главе «Почувствуй силу, Люк!» мы уже рассматривали четыре фазовых состояния вещества: твёрдое, жидкое, газообразное и плазму и определили, что они относятся к фазам одного вещества, пребывающего в разных внешних обстоятельствах. Но Наука складности рассматривает феномены с точки зрения человека складывающего, а не воспринимающего, процессов, а не объектов, действия, а не пребывания. Поэтому нам более интересно сосредоточиться на особицах, т.е., субъектах этого действия. Иными словами, нам более интересны не последовательные фазы одного вещества, которое вывели из оптимального состояния, а самостоятельные стихии: Земля (твёрдое), Вода (жидкое), Воздух (газообразное) и Огонь (плазма), которые действуют в Природе одновременно, вызывая течение жизни. Об их фундаментальном значении рассуждали ещё индийские Веды, а позже - Платон, Аристотель и их современники.

В науке складности, суть метода аналогии в том, что если какие-то отношения особиц справедливы в одной четверице, то они будут иметь отражение и в другой четверице.

Аристотель и другие философы его эпохи предполагали механистическую интерпретацию стихий, которую можно утрировано описать как утверждение, что в каждом предмете есть мириады маленьких частичек огня, воды и др. и качество предмета определяется их сочетанием. Хотя то время было ещё формально идеалистическим, мы ясно обнаруживаем в этих рассуждениях зачатки материализма, который, в силу своего молодого возраста, не мог дать достаточно сложной картины - не были открыты таблица Менделеева, молекула, клетка, да и вообще основные физические законы.
Индийские Веды рассматривают стихии натурфилософски, как образы действия, проявляющиеся различными предметами и, вслед за ними, этот метод использует Наука складности - поскольку Земля, Вода, Воздух и Огонь - это именно те образы, с которыми человек знакомится и контактирует с детства и которые являются превосходной основой для постижения Природы методом аналогий.
<Догадка о причинах введения MEST как философской надстройки над МИМ>

Метафизически рассуждая, мы можем представить себе такую картину четверицы первоэлементов:
- Земля собирает и хранит полезные вещества.
- Вода вымывает их на поверхность, давая живой Природе их поглощать.
- Воздух питает живую Природу
- Огонь (прение) перерабатывает погибшие остатки живого, удобряя Землю.
- Затем всё повторяется.
Это - круг питания и созидания.
И другую картину (если смотреть на неё, как на производное техногенной деятельности):
- Огонь сжигает полезные ископаемые в Земле, выбрасывая пепел и копоть в воздух.
- Воздух переносит пепел и, смешивая его с облаками, сбрасывает вместе с осадками - Водой.
- Вода распределяет пепел по Земле, пачкая её и делая непригодной для жизни.
Это - круг потребления и разрушения.
В реальных системах оба этих процесса действуют навстречу друг другу, но один будет иметь материальную природу, а другой - информационную.
Оценивая их результат и определяя направление вращения, мы сможем судить и о характере системы.

ни один процесс в природе не мог бы родиться без одновременного появления возможности для существования обратного процесса, который возвращал бы ресурсы в исходное состояние.

вместе с рождением в природе возможности для протекания одного процесса, вынужденно появляется возможность не только для обратного процесса, но и ещё для двух, переносящих результаты преобразования с выхода первого процесса на вход обратного ему и наоборот.

1. ЗАКОН КАЧЕСТВ
Качество проявляется как процесс необратимого преобразования субстанции из одной формы в другую.
Философия складности - это философия качеств.
В отличие от дуалистически мыслимых переменчивых начал (например, или горячий, или холодный), качество (например, температура) мыслится как постоянно присущее предмету, определяя саму его суть. Теряя качество, предмет становится чем-то другим.
Качество не измеряется, но определяет границы меры.

2. ЗАКОН ПОЛНОТ
Каждое качество находится в соотношении складности с тремя другими.
Будучи процессом необратимого преобразования субстанции, каждое качество является звеном в цепи процессов, возвращающих субстанцию в исходную форму. Эта цепь природно имеет всего четыре звена: прямое преобразование, создание условий для обратного преобразования, обратное преобразование, и вновь, создание условий для прямого преобразования. Данный цикл в цепочке справедлив с отправной точкой в любом из качеств-звеньев. Меньшее количество звеньев прерывает циклическую передачу и провоцирует накопление дисбаланса, а большее количество - избыточно.
Такие четыре взаимосвязанных качества называются «четверица».
Система, состоящая из взаимодействующих элементов, отражающих четверицу качеств, называется «цело» (целое тело).

3. ЗАКОН СКЛАДНОСТИ
Все элементы четверицы находятся друг с другом во взаимоотношениях складности.

4. ЗАКОН ОДНОРОДНОСТИ
Каждое качество проявляется как действие скопления элементов, имеющих одинаковый характер взаимодействия (связность) и формирующих качественно однородную среду

5. ЗАКОН ПОДОБИЯ
Каждое цело стремится в среду себе подобных, т.е., проявляющих одинаковый характер.
Их соединение демонстрирует качество более высокого порядка.
Элементы другого характера вытесняются на границу среды.
Всё множество других элементов, располагающихся по границе среды особицы называются «окрест». Взаимодействие с окрестом подчиняется принципам складности.
Цело складывается из элементов, которые имеют четверичное различие, однако, в то же время, подобны друг другу.

6. ЗАКОН АНАЛОГИИ
Каждая особица проявляет свойства, аналогичные определённому первоэлементу.
Отправной точкой поиска аналогий между особицей и первоэлементом являются свойства 4х первоэлементов: Земля, Вода, Воздух, Огонь.
Анализ свойств, характерных для разных особиц, отражающих один и тот же первоэлемент, позволяет достраивать картину условного архетипического первоэлемента и предполагать наличие вновь выявляемых его свойств и в других отражающих его особицах.
<Выбор образов "первоэлементов" определяет координаты вспомогательного понятийного пространства моделирования и порождает пространство, проецируя в него процесс из МИМ>

7. ЗАКОН МЕРЫ
Цело имеет фазу роста, при достижении границы которой оно будет вынуждено усложниться в себе, либо распадётся.

8. ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ
Существует Замысел Творца - усложнение и охват скоординированным движением жизни всей системы.

9. ЗАКОН РАЗНООБРАЗИЯ
Будущий способ извлечения усложнившейся системой ресурса из окружающей среды является предметом поиска.

10. ЗАКОН ЗАМЕЩЕНИЯ
Каждая особица, получая избыточный ресурс, превышающий способность следующей особицы его освоить, замещает её функции.
Каждая особица, отдавая свой ресурс ниже избытка, привлекает для выживания методы предыдущей особицы.

11. ЗАКОН БАЛАНСА
Каждая особица цела обменивается с окрестом по 3м направлениям.
- с внешней средой;
- с предыдущей особицей;
- со следующей особицей.
Четвёртый элемент - внутренние процессы цела, не регистрируются при наблюдении извне.
Состояние цела характеризуется циклическим балансом потока ресурса - сохранением смысла.

12. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Время выхода системы на эволюционный переход предопределено
количеством доступных операций.
<3*4>

Четверица предлагает нам взгляд на всё происходящее, как на процессы. В мире человека за процессы отвечает деятельность. Деятельность может вести сам человек, группа людей или
ещё большие их объединения. В общем случае, мы можем рассматривать деятельность, как процесс, инициированный сознанием - личным, или коллективным.
У каждого из нас есть один из четырёх темпераментов, которые обнаружил ещё Гиппократ.

Флегматик будет терпеть, употреблять свою нервную силу на то, чтобы перемолоть обстоятельства.
Холерик будет употреблять силу на то, чтобы взорваться и разметать все препятствия.
Сангвиник будет тратить силы на то, чтобы лавировать.
Меланхолик будет заблаговременно картинно помирать. Лет сто кряду.

В предыдущей главе мы рассмотрели эмоции - внешний сигнальный интерфейс-сопряжение между организмом и сознанием. Другое сопряжение сознание имеет к окружающей среде.
Присмотревшись к себе, к нашим близким, друзьям и коллегам, мы можем различить 4 устойчивых модели поведения, называемые творческими амплуа:
Умник, Заводила, Творец и Певец

Мы рассмотрели два сопряжения сознания к реальности: один - к телу, другой - к окружающему миру.
Третье сопряжение, не по значимости, а, лишь, по ходу изложения материала - к своему Предназначению.
Понятие Предназначения тесно связано с понятием Бога-Творца, поскольку, если Предназначение существует, то именно Ему оно и должно быть известно и иметь смысл. В современном обиходе предназначение часто формулируется через Слово Божие.
<Аналогия для понятия Вектор целей>

Здесь мы также можем выделить четыре способа действия:
Фанатик - воспринимает Слово Божие некритично, получает через него направление и оправдание своих действий. Полемику предпочитает вести огнём и мечом. Огонь.
Догматик - культивирует Слово Божие, знает про него всё, изучает, хранит, пишет труды. Искусен в полемике, трактовке и наставлениях. Земля.
Еретик - критически оценивает Слово Божие, не обязательно отвергая его, но выискивая в нём новые лазейки, улучшения, упрощения и альтернативные пути. Часто это бывает опасно для
догмы, но именно такие люди становятся основоположниками новых учений. Вода.
Атеист - отвергает Слово Божие, предпочитая полагаться на рациональный ум. Для дел церкви, обычно, считается потерянным, но в социальном ракурсе помогает людям развивать практические навыки и познавать материальную природу. Не уповать на Бога там, где можно сделать руками.
Теперь, глядя на эту четверицу, мы можем легко понять, почему философские интерпретации Предназначения, в отличие от Слова Божьего (в различных его вариантах) не приживаются в обществе:
Чистое философское движение мысли - это рациональный атеистический продукт и, по самой своей сути, не может описать промысла Творца. Поэтому попытки определить Предназначение при помощи философии обречены на профанацию. Это не умаляет важности философии, но выводит Предназначение за её скобки и честна с человеком лишь та философия, которая способна отмежеваться от этой задачи самостоятельно.
<Методологическая философия противопоставляется цитатно-догматической>

Единственный способ узнать своё Предназначение - это обратиться с вопросом к надсистеме. Никакие рациональные размышления тут делу не помогут, иначе надсистема не являлась бы таковой.
<Аналогия для СветоВести.>

Книги

Previous post Next post
Up