На 9-м Московском международном кинофестивале, проходившем с 10-го по 23-е июля 1975 года, состоялась премьера фильма
Акиры Куросавы "Дерсу Узала". Я не знаю точно, в какой именно из дней этого фестиваля состоялась эта премьера. Но почему бы и не 13 июля?
В основу сценария фильма "Дерсу Узала", созданного Юрием Нагибиным и самим Акирой Куросавой, положены повести подполковника русской царской армии Владимира Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала", которые были написаны в период с 1906 по 1915 годы.
Когда, будучи школьником, я читал книжку "Дерсу Узала" и позже, уже в студенческие годы, когда я смотрел фильм Акиры Куросавы, я буквально наслаждался описаниями дальневосточной природы, приключений Арсеньева и Дерсу... И мне совершенно невдомёк было, какие политические страсти привели к созданию этого фильма.
В какой-то степени подоплека создания вышеназванных литературных произведений Владимира Арсеньева и фильма, поставленного по его книгам, раскрыта в очень хорошей
статье Егора Холмогорова, в которой справедливо отмечается, что одним из важнейших аспектов миссии Владимира Арсеньева как исследователя-разведчика в его походах были поиски путей решения китайской проблемы на Дальнем Востоке. Но мне хотелось бы добавить свои "пять копеек", исходя из специфики канала FilmGourmand.
Конечно, для полноты освещения вопроса о предпосылках создания повестей Арсеньева и фильма Куросавы хотелось бы заглянуть в историю поглубже, вспомнить и штурм Пекина русскими войсками, и связь семьи Владимира Ульянова-Ленина с Чан Кай-ши, и многое другое. Но на это потребовалась бы целая монография, а не отдельная статья на канале FilmGourmand. Поэтому коснёмся лишь тех событий, которые непосредственно предшествовали созданию фильма.
В 1949 году многолетняя гражданская война в Китае завершилась победой коммунистических сил. Власть Гоминьдана сохранилась только на территории острова Тайвань. На территории континентального Китая создана Китайская Народная Республика под руководством КПК. США объявили бойкот КНР. В том же году тогдашний лидер КНР - Мао Цзэдун - прибыл в СССР для встречи со Сталиным. Буквально сразу же по прибытии в Москву Мао Цзэдун
заявил, что
"должна существовать разница между отношением к старой России, царской России, и к социалистической стране; эта разница может существовать и проявляться с его стороны лишь тогда, когда нынешняя Россия (СССР) докажет делами, что она не отождествляет себя и свою политику, свое отношение к Китаю с политикой царской России."
Иными словами, китайский лидер дал ясно понять, что страна, провозгласившая "Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног", должна отряхнуть этот прах (в виде Сибири и Дальнего Востока) к ногам великого китайского народа.
Два месяца Мао Цзэдун находился в СССР, ведя переговоры со Сталиным. Главным содержанием этих переговоров со стороны Мао Цзэдуна было выклянчивание финансовой помощи и навязывание анти-японского оборонительного соглашения. В качестве средства шантажа Мао Цзэдун использовал угрозу "лечь под Штаты". Что ж, своего китайский лидер добился. Анти-японский договор был подписан 14.02.1949 года. В тот же день был подписан и кредитный договор, согласно которому СССР предоставлял Китаю займ в 300 миллионов долларов под 1% годовых, который должен был погашаться в течение 10 лет, начиная с 1954 года. Кроме того, тысячи советских специалистов направлялись в Китай для строительства 250 заводов (бесплатно для Китая), 20 тысяч молодых китайцев направлялись на учёбу в вузы СССР (тоже бесплатно). И всё это - за постоянные восхваления "мудрого вождя народов". Ну, и за обещания "не ложиться под Штаты". И это при том, что советский народ в это время едва сводил концы с концами, а многие и вовсе голодали. Да, и ещё: Советский Союз передал Китаю технологии создания атомного оружия.
Естественно, что в эти годы - конец 40-х - начало 50-х - председатель КНР ни о каких территориальных претензиях к Советскому Союзу не заикался. Но держал это в уме, а в кругу своих приближённых постоянно жаловался на скаредность русских.
Но человеческая жизнь имеет свои законы (о чём вожди и правители зачастую забывают): в 1953 году Сталин отошёл в мир иной. В 1956 году на XX-м съезде КПСС был осуждён культ его личности. Мао Цзэдун понял, что "халява заканчивается". И справедливо: преемники "вождя народов", при всех их грехах и завихрениях, оказались более вменяемыми и не собирались кормить "великий китайский народ". Понял это товарищ Мао и решения ХХ съезда осудил. Впрочем, на отношениях с СССР моментально это не отразилось: Китай был занят утрясанием территориальных проблем с Тайванем, Индией, Тибетом. К тому же, в 1959 году Мао Цзэдуна на посту Председателя КНР сменил Лю Шаоци. А советский лидер Никита Хрущёв, напротив, совершил первую поездку в США.
Впрочем, в правящей - коммунистической - партии Китая Мао Цзэдун сохранил своё главенство. И с 1960-го года в печатном органе КПК газете "Жэньминь Жибао" стали появляться статьи с критикой СССР и КПСС. Правда, сначала они носили декларативный характер: Китай (и примкнувшая к нему Албания) осуждали Советский Союз за ревизионистскую политику мирного сосуществования, провозглашенную СССР, и заключение договора о ненападении между НАТО и Варшавским Договором.
Но в 1964-м году маски были сброшены. Великий Кормчий потребовал у Советского Союза ни много, ни мало - полстраны:
«Мест, оккупированных Советским Союзом, слишком много. Советский Союз занимает площадь 22 миллиона квадратных километров, а его население всего 200 миллионов человек».
Согласно заявлениям Председателя КПК Хабаровский и Приморский края, Забайкалье, Сахалин и часть Средней Азии - всего 1,5 млн квадратных километров - оказались "подло оккупированной китайской землёй". Не случайно это произошло именно в 1964 году: именно в этом году Китай провёл первые испытания ядерного оружия. Короче, в очередной раз сказалась "дальновидность Вождя народов".
Начались постоянные вооружённые провокации на китайско-советской границе. В марте 1969 года эти провокации переросли в открытое боевое столкновение на острове Даманском. С этого момента Китай и Советский Союз "
превратились из друзей-товарищей во врагов-предателей". По крайней мере, именно так оценивала последствия событий на Даманском китайская коммунистическая печать. И это несмотря на то, что советские войска по решению правительства оставили остров китайской стороне.
Таков исторический фон, на котором создавался фильм. А теперь более подробно - о самом фильме и его создании. В декабре 1970 года кинематографический мир был потрясен известием о неудачной попытке самоубийства великого японского кинорежиссёра Акиры Куросавы. Причина в том, что все 60-е годы режиссёра преследовали неудачи, и последней в ряду этих неудач был провал его фильма "Под стук трамвайных колёс" 1970 года. В Японии за год его посмотрели всего 1000 человек.
Вскоре после этого, в феврале 1971 года, в Японии оказался известный советский кинорежиссёр Сергей Герасимов, давно знакомый с Куросавой. Он пригласил Куросаву в Москву и предложил показать фильм "Под стук трамвайных колёс" на Московском международном кинофестивале вне конкурса. И Куросава согласился. Тогда же он поделился с Герасимовым своей давней идеей экранизировать повесть Владимира Арсеньева "Дерсу Узала". Эту повесть Куросава прочитал ещё в 40-х годах. Тогда же попросил своего сценариста написать сценарий по этой повести. Но сам Куросава понял, что сценарий получился слишком "японским" и поставить по нему в Японии фильм, который не стал бы "развесистой клюквой", не получится. И он простился с этой идеей. Но встреча с Герасимовым идею Куросавы воскресила.
В Москве с Куросавой встретился Лев Кулиджанов («
Преступление и наказание»), на тот момент Председатель Союза Кинематографистов СССР. Он предложил Куросаве поставить фильм по сценарию, который будет написан совместно Куросавой и Юрием Нагибиным. Режиссёр согласился. На создание фильма Госкино СССР выделил 4 миллиона долларов. Чтобы понять, насколько это значительная сумма, могу привести такое сравнение. Несколькими годами спустя
Андрей Тарковский допустил перерасход сметы при съемках фильма "
Сталкер" на 300 тысяч рублей. Так вот, сталинисты до сих пор, спустя 40 лет, поносят Тарковского всеми возможными и невозможными словами за ущерб, причинённый советскому кинематографу. А тут - 4 миллиона долларов!
И ещё один важный момент: на роль Арсеньева был приглашён не кто-нибудь, а Юрий Соломин. То есть, актёр, незадолго до этого в сериале "Адъютант его превосходительства" создавший внешний образ благородного офицера царской армии. Тем самым, без лишних слов всем было дано понять, что от завоеваний наших предков никто отказываться не собирается. И все, кому надо, это поняли.
Ещё до выхода фильма на экраны в Японии вышли несколько статей за авторством двух организаций: "Японское исследовательское общество "Дерсу Узала" и "Японский критический кружок "Дерсу Узала". В этих статьях содержались примерно такие пассажи:
"Пока этот чистейший антиисторический, антикитайский злой фильм не вышел, но его отвратная образина полностью проявилась".
Или:
"«Ренегатская клика советских ревизионистов не упускает случая использовать литературу для пропагандирования своей экспансионистской политики. В последнее время они снюхались с японским буржуазным режиссёром, сварганили фильм „Дерсу Узала“, что и является явным доказательством. Сценарий был создан по книгам офицера царской России Серниева. Ренегатская клика советских ревизионистов думала реализовать свой план, а на самом деле результат получился совсем другим. В сценарии не только описан ряд действий царя по оккупации китайской территории, но и обнаружилась претензия нового царя к нашей территории в настоящее время».
Грамотные японцы быстро сообразили, что под вывесками японских обществ и кружков выступали "китайские товарищи".
Ситуацию, складывавшуюся вокруг создания фильма, держал под своим контролем лично руководитель КГБ СССР Ю.В.Андропов, о чём свидетельствует его
письмо на имя М.Суслова о попытках "китайских товарищей" воспрепятствовать съемкам фильма.
А фильм, несмотря на его политическую подоплёку, получился замечательным. Подтверждением тому - несколько кинонаград высшего достоинства. То, что фильм получил главную премию Московского международного кинофестиваля (вместе с фильмами "Земля Обетованная"
Анджея Вайды и "Мы так любили друг друга"
Этторе Сколы), это понятно. Но фильм также был удостоен премии Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке, опередив, среди прочих, фильм "
Земля Обетованная", а также двух итальянских премий Давид ди Донателло, в том числе одна премия - Акире Куросаве как Лучшему режиссёру. Таким образом, фильм "Дерсу Узала" сыграл в истории мирового кинематографа, помимо прочего, ещё одну важную роль. Он вернул уверенность в своих силах великому Акире Куросаве, который после "Дерсу Узала" снял ещё целый ряд фильмов, среди которых такие киношедевры, как "
Кагемуся" и "
Ран".
И особенно это бросается в глаза на фоне
рецензии некоего Гэри Арнольда из The Washington Post, в которой автор писал:
"Фильм "Дерсу Узала" могут выдержать в настроении почтительного сожаления только киношные уроды, которые считают необходимым для себя смотреть каждую работу более великого режиссера. Акира Куросава, бесспорно, один из величайших режиссёров. Но эта пасторальная эпопея о врожденном превосходстве человека, живущего в одиночестве и в гармонии с природой, отражает упадок драматической силы и страстный, тщетный вкус к сентиментальному поклонению героям. Это созерцательная работа стареющего художника, чьи мыслительные процессы замедляются по мере того, как его мысли превращаются в дедушкины банальности."
Представляете: режиссёра, который спустя несколько лет сделает "Кагемуся" и "Ран", назвать "дедушкой с замедленными мыслительными процессами".
Но мнение подавляющего большинства рядовых кинозрителей разошлось с точкой зрения кинообозревателя одной из влиятельнейших газет США. Причём, далеко не только русскоязычных кинозрителей. Например, средняя оценка американских пользователей IMDB - 8,1, британских - 8, бразильских - 8,6, испанских - 8,3, турецких - 8,4. Ну и так далее. В среднем, 66% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили фильму "Дерсу Узала" оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и изложенного выше рейтинг фильма Акиры Куросавы "Дерсу Узала" по
версии FilmGourmand'а составил 9,422, благодаря чему он занял 95-е место в
Золотой Тысяче.