Как бы противостоящим рок-н-роллу в США выступал стиль кантри. Ярким примером этого стиля и эталоном так называемого «нэшвиллского звучания» (Нэшвилл - столица штата Теннеси считается признанным центром кантри-музыки) является песня «Crazy» в исполнении Пэтси Клайн. Исполненная в мае 1961-го года, она быстро попала на вершину американских чартов, а вслед за тем вошла и в Зал славы премии «Грэмми».
Принято считать, что именно Пэтси Клайн проложила женщинам дорогу в музыку кантри, до этого исполняемой исключительно мужчинами. Её сравнивали с Джони Кэшем и Элвисом Пресли. Однако, судьба была неблагосклонна к этой певице. Пережив в том же году серьёзную автокатастрофу, она даже после множественных шрамов и травм головы продолжала работать и оставалась на вершине популярности в 1961-ом и 1962-ом годах. Тем не менее, над ней словно бы завис дамоклов меч, и в марте 1963, в возрасте 30-ти лет ей суждено было погибнуть в авиакатастрофе. Как писали про Пэтси Клайн, «она была великой звездой на протяжении всего пары лет, но её влияние было и остаётся огромным».
You can watch this video on www.livejournal.com
Как бы перекликается с предыдущей другая популярная песня того же года, но написанная уже в стиле блюз - «Mad about the boy». Золотые годы этого стиля в Америке ушли в прошлое, тем не менее их влияние сохранилось и в начале 60-ых. Исполнительницей песни была Дина Вашингтон (настоящее имя - Рут Ли Джонс). Сейчас это имя мало кто помнит, а ведь она считалась самой популярной чернокожей исполнительницей 50-ых и даже носила титул «королевы блюза».
Песня «Mad about the boy» была написана ещё в 1932-ом году. В 1952-ом Дина Вашингтон впервые исполнила её в блюзовом ключе, и вот в 1961-ом вновь записала её же, но уже в новом, более пронзительном звучании.
Дина Вашингтон скончалась в 1963-ем году в возрасте 39 лет. К сожалению, не сохранилось почти ни одной записи с её концертного выступления. Поэтому в этом видео представлены лишь фотографии этой певицы и пианистки. Но сама песня стоит того, чтобы быть представлена даже в таком виде.
You can watch this video on www.livejournal.com
Начало 60-ых это ещё и продолжение расцвета джаза. В СССР с наступлением хрущевской «оттепели» джаз вновь перестал подвергаться гонениям. Вместе со стилягами ушли в прошлое фразы вроде «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!». Это способствовало появлению целой плеяды отечественных джазовых мастеров. На Западе же продолжалась золотая эпоха этого стиля. - Ну, по крайней мере, тех его разновидностей, что нравятся лично мне.
Вот например, ставшая особенно популярной в 1961-ом году композиция «Take five» квартета Дэйва Брубека. Название её с одной стороны обыгрывает выражение «Сделай 5-минутный перерыв», а с другой стороны является аллюзией на нестандартный размер 5/4, в котором она написана. И пусть создал её Дэйв Брубек в 1959-ом, а видео записано в 1964-ом, зато это одно из наиболее интересных исполнений, которое мне удалось найти. Если кто не узнал, сам Брубек играет на рояле.
You can watch this video on www.livejournal.com
В 1961-ом году диск-жокей Олли Маклафлин убеждает 26-летнего американского музыканта Дела Шеннона (настоящее имя - Чарльз Уидон Вестовер) и клавишника Макса Крука переписать их раннюю песню «Little Runaway» с использованием придуманного Круком синтезатора музитрон (Musitron). В новом варианте с ведущей партией синтезатора песня получает название «Runaway» и очень быстро оказывается на вершине американского чарта Billboard, которую удерживает целых 4 недели. Вскоре этот сингл становится золотым.
Нам же эта незабываемая мелодия больше известна по сериалу «Криминальные истории» (Crime Story), который транслировали на нашем телевидении в 90-ых, и для которого Дэл Шеннон перепел свой старый хит. Именно этим вариантом я и хочу здесь поделиться. И хотя сериал был снят спустя 25 лет после описываемых событий, тем не менее настроения Чикаго 60-ых годов в данном клипе приведены очень натурально, а Дэл Шеннон так и вовсе самый настоящий.
You can watch this video on www.livejournal.com
А теперь перенесёмся в Европу. Там в 1961-ом году молодой и нахальный Адриано Челентано, ранее занимавшийся исключительно исполнением рок-н-роллов в американской манере, рискнул выступить на достаточно солидном главном музыкальном конкурсе Италии в Сан-Ремо.
Надо отметить, что перед этим 23-летний Адриано был направлен на военную службу, где он служил в казармах в Турине на проспекте Советского Союза (Corso Unione Sovetica). А так как военнослужащим запрещалось участвовать в публичных конкурсах, Челентано пришлось испросить специальное разрешение от Министра обороны Италии. Выступил он с песней «Ventiquattromila baci» («24 тысячи поцелуев»), которой жюри присудило лишь второе место. И всё потому, что в самом начале выступления певец в эмоциональном порыве повернулся ненадолго к зрителям спиной. Это было сочтено итальянскими мэтрами невежливым по отношению к слушателям. Однако сами слушатели дали свою оценку песне: она тут же взлетела на вершину итальянского хит-парада, была признана лучшей итальянской песней десятилетия и перепевалась многими артистами в том числе и в СССР Муслимом Магомаевым.
Итак, смотрим то самое выступление в Сан-Ремо. И пусть лица судей здесь не видно, но посмотрите на довольные улыбки музыкантов:
You can watch this video on www.livejournal.com
В прошлый раз я привёл бонусное видео с более поздним вариантом одной из песен своего рассказа. Честно говоря, изначально такой ход не планировался. Его идея родилась, когда я уже завершал публикацию очередной части и, проверяя выложенные материалы, случайно натолкнулся на интересное видео. Мне кажется, подобные бонусы выглядят вполне удачно, и время от времени я попробую их включать в повествование из своих загашников. Сегодня, к примеру, хочу поделиться достаточно редкой записью Анни-Фрид Лингстад (Anni-Frid Lyngstad), сделанной в Мальмё в 1970-ом году. Если кому ничего не говорит это имя, подскажу: вам эта шведская исполнительница норвежского происхождения больше известна, как «рыжая» Фрида из ABBA. Но времена ABBA начнутся лишь 3 года спустя, а пока Анни-Фрид занимается сольной карьерой. Предлагаю послушать её вариант исполнения блюза «Mad about the boy»:
You can watch this video on www.livejournal.com
<
Год 1961-ый. Часть 1. Год 1961-ый. Часть 3. >