Музыка, которую я люблю. Год 1963-ый. Часть 1

Jan 12, 2018 20:21

1963-ий год стал по-своему революционным в истории музыки. Поначалу ничто вроде бы не предвещало никаких сюрпризов. США по-прежнему остаются центром музыкальной индустрии и генератором новых пристрастий в музыке. Карибский кризис позади и Америка, казалось бы, может вздохнуть спокойно.

Как бы обращением к старым добрым временам стал выход в марте этого года хита «Ring of Fire» в исполнении американского певца Джонни Кэша, признанной иконы стиля кантри.

Стиль кантри считается предтечей американских рок-н-роллов 1950-ых. Его корни восходят к мелодиям первых американских переселенцев и англо-кельтским музыкальным народным традициям. Уроженец Арканзаса, Джонни Кэш считался одним из ведущих исполнителей этого жанра и одним из самых влиятельных музыкантов XX века. Этот певец был широко известен в 50-ые, но к началу 60-ых его успех, как и в целом популярность стиля кантри временно снизилась. Песня «Ring of Fire» вернула его снова на вершину, в короткий срок взлетев на 1-ое американского чарта кантри-музыки, на котором она продержалась аж 7 недель!

Увы, качественных записей песни того года мне найти не удалось, поэтому приведу другую, сделанную шестью годами позже, когда возможности телевидения заметно выросли, и Джонни Кэш получил шанс создать собственное телешоу на канале ABC. Но как и прежде, мы можем наслаждаться шикарным баритоном исполнителя, его чёрным сюртуком, и его фирменной фразой, которой он начинал все свои выступления: «Hello. I’m Johnny Cash».

image You can watch this video on www.livejournal.com



В апреле 1963-го года на 1-ое место американского Billboard выходит песня «I will follow him» Крошки Пегги Марч (Little Peggy March). Настоящее имя этой исполнительницы из Пенсильвании - Маргарет Аннамари Баттавио, а своё сценическое имя она получила за свой маленький рост (1 метр 44 см) и за то, что день рождение у неё приходилось на март. Но что куда более удивительно - на тот момент ей было всего 14 лет! Вы уже могли заметить по предыдущим моим рассказам, что те годы были словно бы временем поисков и находок выдающихся молодых талантов, но история с Пегги Марч выделяется даже на этом фоне. До сих пор она остаётся самой юной исполнительницей, покорившей вершину чарта Billboard! Удивительно, что вся эта молодёжь пыталась на сцене выглядеть старше своих лет, что сейчас совершенно не типично.

Первое же исполнение песни вызвало ошеломительный успех. Сингл держался на вершине целых три недели, а его запись был продана тиражом более миллиона экземпляров. Увы, сама Пэгги не получила с продаж ничего, так как по закону была несовершеннолетней. И она, и её родители не имели право распоряжаться этими деньгами, а её менеджер все вырученные с продаж средства растратил, оставив исполнительнице лишь 500 долларов. Пегги сменила менеджера и выступала вплоть до 80-ых годов, но уже не имела такого успеха.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Через две недели после Пегги Марч вершину Billboard покорил дебютный хит ещё одной молодой американской исполнительницы, 16-летней Лесли Гор «It’s My Party». Этот хит также разошёлся миллионным тиражом, став золотым диском, и даже был номинирован на премию «Грэмми».

Песня интересна ещё и тем, что это одна из первых записей, в которой был использован приём «дабл-трэкинга» (double tracking), когда вокал исполнителя для усиления и придания объёмности звучанию дополнительно записывается поверх его же собственного голоса, записанного перед этим. Подобный приём использовали в дальнейшем и многие другие исполнители, включая Джона Леннона и Пола Маккартни. Взяли его на вооружение и в СССР. Особенно объёмного звучания удавалось добиться, когда исполнитель записывал вторую партию своего голоса в терцию к основной записи.

Я уже упоминал в своих заметках эту исполнительницу и эту песню. Но в тот раз я приводил более позднее её исполнение, когда она уже воспринималась, как проверенный хит. Здесь же видео этой и ещё одной песни Лесли Гор с того самого 1963-го года:

Рассказывают, в марте 1963-го, когда только была записана демоверсия песни «It’s My Party», её услышал один из самых влиятельных продюсеров в истории поп-музыки, величайший Фил Спектор и отметил: "Отлично. Мне нравится. Я хочу сделать что-то такое с «The Crystals»". «The Crystals» называлось подростковое трио девушек, с которым Фил Спектор работал в тот момент. Но реализовать свою идею Спектору удалось лишь в августе того года уже с другим девичьем трио «The Ronnetes», солистка которого Ронни Беннетт впоследствии стала его женой.

В 60-е существовало много женских музыкальных групп, но «The Ronettes», безусловно, выделялись среди всех за счет безграничной сексуальности. Мини-платья, тушь - это было у каждой второй. Но у данного три все было доведено до предела: юбки - уже и короче, глаза - обильно подведены, стрелки - длиннее, а песни - скандальнее. Такой образ «плохих девочек» был предложен самим Филом Спектором. А их причёска «улей» с чёлкой до глаз тут же стала всеобщим трендом в моде.

Помимо Ронни (Вероники), в состав коллектива также входила её сестра Эстель и их двоюродная сестра Недра Тэлли. В августе 1963-его они записали свой легендарный хит «Be My Baby», достигший лишь 2-го места в чарте Billboard, но впоследствии удостоенный 22-го места в списке «500 величайших песен всех времён» журнала «Rolling Stone», а также включенный в списки «100 лучших песен журнала Time» и «Зал славы премии Грэмми».

В этой композиции Фил Спектор представил придуманный им новый приём звукозаписи. Раньше, с появлением стерео, когда в записи песен участвовали лишь фортепьяно, гитары и ударные, звук с каждой группы инструментов снимался и записывался отдельно: ударные - на один канал, вокал - на другой, и так далее. При воспроизведении каждая группа звучала из своего динамика, тем самым у слушателя как бы создавался эффект окружения. Фил Спектор же подключил к своей записи целый оркестр. Причём звук на каждый канал снимался сразу с оркестра, а стерео-баланс достигался путём правильной компоновки инструментов при записи. В результате получалось мощный стерео-напор, который сам Спектор назвал «Вагнеровским подходом к рок-н-роллу» или «стеной звука».

Вот как это звучало (оцените реакцию поклонников!):

image You can watch this video on www.livejournal.com



Кстати, в записи этой песни, когда-то состоялся дебют Шер, которая в том году работала у «The Ronnetes» на бэк-вокале. Впрочем, на видео вы её не найдёте, так как оно было сделано двумя годами позднее, на одном из концертов.

Но спокойная пора продолжалась недолго и летом 1963-го года США охватила волна протестов против расовой сегрегации, переросшая практически в национальную войну. Дело в том, что даже спустя сто лет после официального предоставления чернокожему населению США равных прав с белыми, это положение фактически не выполнялось. Причём в южных штатах его нарушения были особенно жёсткими. Нам сложно представить, что такое было возможно всего 50 лет назад и в чём выражалось. Кто хочет узнать о тех событиях и масштабах этой проблемы подробнее, очень рекомендую посмотреть фильм Ли Дэниэля «Дворецкий», снятый в 2013-ом году.

Конечно, после Второй мировой войны, во время которой чернокожие американцы воевали в одном строю с белыми, такая ситуация не могла продолжаться долго. И к 1963-ему году нарастающий конфликт вылился в движение «Наездников свободы», чья деятельность вызвала жёсткие ответные действия со стороны полиции и, в свою очередь, массовый ответный протест со стороны афроамериканцев. Лидером протестного движения становится чернокожий пастор из Алабамы Мартин Лютер Кинг.



Выдающийся оратор, он призывал протестующих добиваться своих прав мирными, ненасильственными методами. За три дня до начала учебного года ему удалось организовать марш за гражданские права чёрной Америки на Вашингтон, в котором приняло участие почти 300 тысяч человек со всех 50 штатов. В одном порыве шли и чёрные, и белые. В конце шествия у монумента Линкольну Кинг произнёс свою главную речь «У меня есть мечта», в которой выразил надежду, что когда-нибудь американская нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом принципа равенства. Это выступление будет признано американским обществом ораторского искусства лучшей речью XX века, а сам Мартин Лютер Кинг в следующем году будет удостоен за неё Нобелевской премии мира.

Этот марш нашёл отклик у официальной власти, и брат президента, Роберт Кеннеди, исполнявшим функции Министра Юстиции, внёс в Конгресс новый законопроект о гражданских правах. Но 22 ноября в Далласе случилось самое громкое политическое убийство века: убили президента США Джона Кеннеди. В связи с этим окончательное принятие законопроекта и уничтожение расовой сегрегации произошло уже при вступившим в обязанности вице-президенте Линдоне Джонсоне.

Пройдёт ещё 4 года, и в апреле 1968-ого года Мартин Лютер Кинг будет застрелен. А спустя ещё пару месяцев застрелят и Роберта Кеннеди.

О том, как события этой борьбы за уравнивание в правах чернокожего населения повлияют на музыкальную историю США, я расскажу чуть позднее, когда мы дойдём до 1965-го года. Но даже в том 1963-ем стало очевидно, что возврата к американской идиллии конца 50-ых не будет. В воздухе явно витало предчувствие каких-то перемен. И это предчувствие ощущалось в том числе и в музыке.

С теми событиями оказалась тесно связана ещё одна песня «Blowing in the Wind» 22-летнего певца и поэта Боба Дилана. Её премьера состоялась в мае 1963-го года. Представило песню американское трио «Peter, Paul & Mary», признанное самой популярной фолк-группой 60-ых. И хотя их запись достигла также лишь 2-го места в американских чартах, она также стала знаковой для целой эпохи. В том же году она получила сразу 2 премии «Грэмми», как «Лучшее групповое исполнение» и «Лучшая фолк-запись». Позднее «Blowing in the Wind» была удостоена 14-го места в списке «500 величайших песен всех времён и народов» журнала «Rolling Stone».

Этой песне с её 9-ью вопросами, «ответ на которые витает в воздухе», суждено было стать гимном движения за гражданские права жителей Америки. Активисты движения удивлялись, как молодой белый человек мог написать песню, так выразительно передавшую надежды и чаяния чернокожих. Это был своеобразный ответ белых на речь Мартина Лютера Кинга.

Впоследствии, к этой песне обращались ещё не раз, когда на карту истории ставился вопрос о судьбах человечества. Спустя 5 лет её поднимут на знамя борьбы против войны во Вьетнаме. Многие протестантские церкви станут исполнять эту песню Боба Дилана как гимн. А изначально она звучала так:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Однако наиболее радикальные перемены в музыке придут вовсе не со стороны Америки. Но об этом в следующей части моего рассказа. А пока хочу завершить сегодняшнюю историю ещё одним вариантом исполнения Пегги Марч песни «I will follow him», но записанным спустя 50 лет!!!

image You can watch this video on www.livejournal.com



Год 1962-ый. Часть 3.           Год 1963-ый. Часть 2. >
Previous post Next post
Up