Музыка, которую я люблю. Год 1962-ый. Часть 3

Dec 29, 2017 17:49

Помните, с чего начинается сюжет фильма «Москва слезам не верит»? - Главная героиня идёт по вечерней Москве, а из окон с патефона играет популярная «Джамайка». На самом деле, создатели фильма ошиблись и такого быть не могло. Герои картины не могли слышать эту песню в 1959-ом, так как она была записана на пластинку 15-летним Робертино Лоретти лишь в 1962-ом.

Роберто Лоретти вырос в Риме в бедной семье итальянского штукатура. Помимо него, в семье было ещё 7 детей. У Роберто был от природы хороший голос и, так как денег в большой семье постоянно не хватало, родители постоянно отправляли его петь на улицах и в кафе. В 6 лет он стал солистом церковного хора, где получил «азы» нотной грамотности, а в 8 уже пел в хоре Римского оперного театра. Там голос юного дарования даже был отмечен самим папой римским!

Но так как семью надо было кормить, Лоретти продолжал работать помощником булочника и петь в кафе «Grand Italia» на площади Эфедра в Риме. Его пение быстро стало очень популярным и, чтобы поклонники не разнесли кафе во время его выступлений, полицейские вставали в оцепление, через которое не могла пройти даже мама юного певца.

В 1960-ом году, во время проведения летних Олимпийских игр в Риме его исполнение песни «O, sole mio» заметил датский пианист Сайр Вольмер-Сёренсен, случайно проходивший с женой мимо того кафе. Он пригласил мальчика к себе в Копенгаген, и буквально через неделю с молодым итальянским дарованием был подписан контракт, и Роберто стал Робертино.

Популярность Робертино Лоретти была огромной! Во Франции его величали «новым Карузо». Да и в СССР его голос звучал из каждого окна, что само по себе удивительно, ведь это был «западный исполнитель». Но партия дала добро на запись его пластинок. Тем более, что отец Робертино был коммунистом. Ещё более популярным он станет через год, когда Валентина Терешкова во время своего космического полёта произнесёт фразу, тут же растиражированную во всех мировых СМИ: «Я чувствую себя хорошо. Но здесь, в космосе, такая непривычная тишина, не хватает человеческих голосов. Дайте мне послушать голос Робертино Лоретти».

К сожалению, из всех видео этой песни мне удалось найти лишь эту запись, сделанную на французском телевидении в 1961-ом году. Именно таким и вошёл в сердца советских слушателей этот уникальный пронзительный голос, поющий о далёком и недостижимом солнечном острове:

image You can watch this video on www.livejournal.com



В 1962-ом году Советский Союз был на подъёме. Мы по-прежнему лидировали в космической гонке. В том же году советский фильм «Девчата» удостоился почётного диплома Каннского фестиваля. Наш Большой театр выезжает на гастроли в Америку с новой прима-балериной Майей Плисецкой. А в конце года Льву Ландау, нашему «великому Дау» была присуждена Нобелевская премия по физике.

Весь мир с интересом следил за нашими успехами. В том числе это отразилось и в музыке, примером чему может служить композиция «The Rocket Man» шведской группы «The Spotnicks» в жанре инструментального рока. Что примечательно - не только название группы, но и мелодия композиции явно были выбраны под влиянием советской культуры.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Вместе с тем Советский Союз продолжает активно впитывать современные традиции западной культуры. Москва ещё не забыла шок, когда в июне 1959-го Ив Сен Лоран с 12-ью манекенщицами модного дома Кристиан Диор впервые представил в СССР французскую высокую моду:




Тогда советские женщины увидели, на кого им надо равняться, чтобы выглядеть современными. К мини-юбкам, конечно же, они пока ещё не были готовы, но платья-рубашки и туфли на шпильках становятся особенно актуальными. Из-за увлечения последними, в частности, советской прессой зафиксированы несколько случаев остановки эскалаторов в московском и ленинградском метро, вызванные попаданием тонкого каблучка в прорези между ступенек.

На советском телевидении также подхватывается формат музыкального интерактива со слушателями, распространённый на Западе. В 1962-ом году выходит первая передача «Голубой огонёк», ставшая неизменным атрибутом всех советских праздников. Впрочем, её открытость оказывается показной, а сам интерактив - наигранным и тщательно срежиссированным. Каким он и остаётся по сей день. Но народ привлекательна даже видимость демократии в официальной культуре.

Но главным событием 1962-го года, конечно же, стал Карибский кризис. Решение Хрущева «подбросить американцам ежа в штаны» привело к самым ужасным последствиям. За какие-то несколько дней из-за страха и глупости руководства весь мир оказался буквально на волоске от начала Третьей мировой войны. Все войска стран Варшавского договора и НАТО были приведены к высшей степени боевой готовности. Счёт времени шёл буквально на минуты, и чтобы не опоздать остановить происходящее Москве пришлось обратиться к Президенту США прямым текстом по радио. Весь мир запомнил, сколь хрупок является этот самый мир. Хрущеву эта история будет стоить отставки, а Кеннеди - жизни.

Советскому же народу всю эту ситуацию представили в виде братской помощи кубинскому народу в его тяжёлой борьбе с американским империализмом. Оставив почти без внимания и поддержки Кубинскую революцию 1959-го года, СССР в 1962-ом внезапно воспылал к далёкому острову чувством огромной солидарности. К Кубе были направлены устремления наших граждан, а советская интеллигенция стала зачитываться книгами Хемингуэя, и, подражая ему, стала отращивать бороды, носить грубые свитера и разговаривать простыми короткими фразами.

Не удивительно, что тема Кубы не обошла стороной и отечественную музыку. Именно в этом году на одном из первых «Голубых огоньков» прозвучала песня «Куба - любовь моя». А исполнил её молодой Иосиф Кобзон, начинавший в то время свой творческий путь в Цирке на Цветном бульваре. Вы когда-нибудь видели бородатого Кобзона? А Кобзона с автоматом в руках? - Посмотрите! За роялем - автор, Александра Пахмутова.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Впрочем, быстро вспыхнув, тема Кубы так же быстро и угасла. Карибский кризис стал поворотной точкой в начале разрядки международной напряжённости. Фидель Кастро остался обиженным отказом СССР на его просьбу нанести превентивный ядерный удар по США и проведением мирных переговоров без его участия, и о Кубе благополучно снова забыли. По крайней мере - до 1979-го года.

В конце 50-ых - начале 60-ых на волне Хрущевской либерализации и появления у населения первых магнитофонов в нашей стране в противовес официальной эстраде начал активно развиваться новый жанр авторской песни. Устав от общественного официоза, создатели этих песен пытались выразить свои мысли и переживания о личном. При достаточной простоте музыкального ряда, выступавшего лишь в качестве несложного аккомпанемента, основной акцент в этом жанре делался на стихи, слова автора.

В начале 60-ых авторская песня стала развиваться такими бурными темпами, что не заметить её наверху просто не могли. А в 1962-ом году один из классиков этого жанра, Булат Окуджава даже был приглашён исполнить свою песню в качестве камео в фильм «Цепная реакция».

Надо сказать, что и сам сюжет фильма достаточно неординарен: в канун Международного фестиваля 1957-го года банда карманников разрабатывает программу, как обворовывать приезжающих иностранцев. И вот, когда один из криминальных авторитетов, терзаемый сомнениями, садится в троллейбус, он вдруг обращает внимание на молодёжь, чьи мысли и переживания находятся совершенно в иной для него плоскости. Фильм сейчас никто уже и не упомнит, а песня «Полночный троллейбус» из него осталась...

Тем не менее дальше либерализация в нашей стране не пошла. 1962-ой год можно считать последним годом Хрущевской оттепели. В декабре этого года происходит скандальная история с закрытием выставки авангардистов, которых Хрущев назвал «педерастами проклятыми». На следующий день выходит разгромная статья в газете «Правда», послужившая началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР. А через две недели на встрече с творческой интеллигенцией, на которой был осуждён твист, Никита Сергеевич в ответ на слова Вознесенского, что он, хоть, как и Маяковский, не член партии, но не представляет своё творчество без коммунизма, и вовсе прямым текстом заявил: «Нет, ты - член партии. Только не той партии, в которой я состою. Товарищи, это вопрос борьбы исторической, поэтому здесь, знаете, либерализму нет места, господин Вознесенский. ... Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки - а морозы. Да, для таких будут самые жестокие морозы.»



В завершении же своего рассказа о 1962-ом годе не могу не отметить и ещё одну хорошую песню «Течёт река Волга», премьера которой состоялась в этом году. Она была написана Марком Фрадкиным и Львом Ошаниным для документального фильма «Течёт Волга». Авторы картины предполагали, что её исполнит Марк Бернес. Но песня тому по началу не понравилась, и тогда, как и в истории с песней «Подмосковные вечера», записать её пригласили Владимира Трошина. Так она и вошла в фильм.

Премьера фильма должна была состояться лишь весной следующего 1963-го года. Однако, за полгода до этого о будущей премьере решили рассказать по радио в передаче «С добрым утром», сопровождая рассказ песней. Но так как записи Владимира Трошина на радио не оказалось, то вновь обратились за помощью к Бернесу. И на этот раз он согласился.

Так что несмотря на канонический Трошинский вариант, впервые для советского слушателя эта песня прозвучала именно в исполнении Марка Бернеса, чем вызвала самые тёплые отклики слушателей. Именно в таком варианте её и включили в первый «Голубой огонёк» 1962-го года. Да и мне это исполнение нравится больше вариантов Владимира Трошина или Людмилы Зыкиной. Всё же, по духу это песня Бернеса.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Год 1962-ый. Часть 2.           Год 1963-ый. Часть 1. >

Previous post Next post
Up