Поиск новых форм подстёгивался не только столкновением двух музыкальных культур. Не стоит забывать, что к началу 60-ых подросло поколение молодёжи, чьё детство пришлось на послевоенные годы. Выросшие в эпоху нищеты и неустроенности, они были вынуждены постоянно слышать от родителей, что надо потерпеть, в чём-то себя ограничить, аккуратно трудиться, быть скромнее. Естественно, по достижению совершеннолетия им захотелось отбросить все запреты отцов и как-то выразить себя в чём-то новом. Тем более, что и благосостояние населения постепенно росло.
Особенно ярко это проявлялось среди европейских и в частности британских подростков, где война оставила гораздо куда более значительный след, чем в США. Именно здесь родился термин «свингующая молодёжь», которым обозначали юношей и девушек, решившим противопоставить неиссякаемый оптимизм, лёгкость в отношениях и простоту во вкусах официальной культуре. Никакие прежние нормы приличия уже не могли удержать их от желания выразить себя, носить «свою» одежду и слушать «свою» музыку.
Это поколение выросло на фильмах итальянского неореализма. Но пришло время, когда популярность неореализма в том же кинематографе стала сходить на нет. Ему на смену пришли режиссёры-модернисты - Федерико Феллини и Микеланджело Антониони.
В одежде строгий стиль «милитари» 40-ых и элитарные платья «New Look» от Диора 50-ых сменились на более демократичные платья-рубашки, чья длина стала понемногу укорачиваться. Центр fashion-индустрии также на целых 10 лет переместился из Парижа в Лондон. И именно в Лондоне на Кингс-Роуд открыла свой модный магазинчик Мэри Куант, представившая в 1962-ом году всему миру свою коллекцию одежды с новым элементом - мини-юбкой.
Ну а в музыке простор для самовыражения для молодёжи был просто огромен! Пока ещё Лондон перенимает здесь новые тенденции у Америки. Но буквально через какой-то год произойдёт культурный взрыв, названный впоследствии «Британским вторжением».
Конечно, молодёжная музыка поначалу весьма настороженно принималась предыдущим поколением. Что только подстёгивало представителей новой культуры к созданию чего-то необычного. Причём это происходило по обе стороны Атлантики. Ярким примером такой новой и непривычной музыки является композиция «Sherry». Именно с неё начался взлёт популярности американской группы «The Four Seasons». Эта их песня продержалась на 1-ом месте американского Billboard целых 5 недель! А спустя месяц ещё на 5 недель эту вершину занял второй хит той же группы «Big Girls Don’t Cry».
Разве мог фальцет солиста группы Фрэнка Валли прийтись по вкусу консервативному уху старшего поколения? А ведь песня «Sherry» была написана специально для его уникального голоса, способного без разрыва переходить с родного баритона на фальцет.
You can watch this video on www.livejournal.com
На самом деле, я тут немного схитрил и представил вашему вниманию не оригинальное исполнение, а фрагмент из фильма Клинта Иствуда «Jersey Boys», повествующего об истории группы «The Four Seasons». Просто не нашлось видео с оригинальным исполнением тех лет в хорошем качестве. И хоть фильм и был снят в 2014-ом, тем не менее и сами музыканты, и атмосфера тех лет в нём переданы один в один. Разве что ударника почему-то нет в кадре, хотя звук ударной установке явно прослушивается. :)
Менялись не только стили, но и сами музыканты. Помните Брайана Хайланда с детской песенкой о стеснительной девушке в жёлтом бикини, о которой я рассказывал в
истории про 1960-ый год? Всего через два года он стал известен и как исполнитель другой бессмертной композиции «Sealed With a Kiss», которую мы преимущественно знаем по варианту Джейсона Донована, записанному спустя 27 лет. Но вариант Брайана Хайланда не менее, а, пожалуй, даже более интересен. Не даром же он попал в десятку лучших синглов того года как в Штатах, так и в Британии. И кстати, на примере этих двух песен одного исполнителя очень наглядно можно увидеть разницу между песнями 60-ых и музыкой 50-ых. А если сравнить с вариантом Донована - то и конца 80-ых годов.
You can watch this video on www.livejournal.com
В том же году супружеский сочинительский дуэт Джерри Гоффин и Кэрол Кинг написали песню «The Loko-Motion», исполнение которой они доверили 19-летней няне их ребёнка Еве Нарциссус Бойд, записавшей её под именем Little Eva. Заводная песня тут же взлетела на вершины чартов по обе стороны океана и, как в случае с твистом, породила одноимённый танец, который обычно танцуется в группе. Долгое время говорили, что на создание этой песни авторов вдохновила забавная манера Евы танцевать во время работы, но впоследствии Кэрол Кинг опровергла эту легенду.
В дальнейшем этот хит стал золотым, неоднократно перепевался другими исполнителями, а спустя 25 лет - что уникально - снова покорил вершину Американского BillBoard, но уже в исполнении Кайли Миноуг.
Интересно, что название песни означает не только движение локомотива, но и обыгрывает американское слэнговое выражение «Loco», что значит «чокнутый», «сумаcшедший». Такие вот «сумаcшедшие движения».
You can watch this video on www.livejournal.com
Кстати, о твисте. Получивший жизнь благодаря певцу Чабби Чеккеру, за какой-то год-два этот танец обрёл бешенную популярность и стал буквально народным. Его танцевали все от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение, от простых парней и девушек с окраин до жены Президента. И доказательством того является следующее видео с песней «Peppermint Twist» в исполнении группы «Joey Dee and The Starliters», продержавшейся в том году на вершине американского музыкального Олимпа 3 недели. Не путать с вымышленной группой «Marvin Berry & The Starlighters», с которыми Марти МакФлай зажигал в фильме «Назад в будущее»!
А в СССР твист в высших кругах встретили пока холодно. В том же году Никита Хрущев на выступлении с деятелями искусства заявил: «А как тогда называется этот танец?.. Свист или вист? Твист? ... Слушайте, это же неприлично!!! Такие жесты делать определенными частями тела!!! Это неприлично в обществе. И это новое?!! Я считаю, товарищи, давайте все-таки постоим за старину». Впрочем, его призыв никто не услышал, и советская молодёжь тоже танцевала твист - пусть и в закрытых компаниях.
You can watch this video on www.livejournal.com
1962-ой год можно назвать рождением ещё одного стиля - сёрф-рок, являющегося разновидностью инструментального рока. Именно в этом году бостонский гитарист Дик Дэйл и его группа «The Del Tones» записали первый альбом «Surfers' Choice». Ну а композиция Miserlou из этого альбома стала классикой сёрф-рока и визитной карточкой Дейла. Именно её в 1994-ом году Квентин Тарантино в качестве заглавной темы своего фильма «Криминальное чтиво».
Этот инструментальный стиль характеризуется весьма специфической гитарной игрой, напоминающей движение волн. Помимо необычной техники, уникальное звучание этой музыки обуславливается ещё и необычной гитарой, сделанной фирмой Fender специально по заказу Дика Дэйла. Новая музыка произвела такое сильное впечатление на слушателей, что музыкантов пригласили сыграть её в фильме «Rebel in the Ring».
Его называли «королём сёрф-рока», а иногда и «отцом тяжёлого металла». В середине 60-ых у Дика Дэйла обнаружилась онкология и он вынужден был прекратить музыкальную деятельность. Однако в 1983-ем он снова вернулся к выступлениям, успешно победив тяжёлую болезнь, и продолжает давать концерты по сию пору, несмотря на свой преклонный возраст.
You can watch this video on www.livejournal.com
P.S. Увы, с момента написания этой заметки прошло некоторое время, и мне с сожалением приходится добавить, что 16 марта 2019 года 81-летний Дик Дэйл скончался в Калифорнийской больнице.
<
Год 1962-ый. Часть 1. Год 1962-ый. Часть 3. >