Музыка, которую я люблю. Год 1962-ый. Часть 1

Dec 26, 2017 18:07

Как можно было заметить по предыдущим частям Музыкальной истории, конец 50-ых - начало 60-ых являются эпохой столкновения двух музыкальных традиций. Старая, «европейская» традиция, где основной акцент делался на мелодию и вокальное мастерство исполнителя, столкнулась с необходимостью считаться с вышедшей из глубин «чёрной» Америки музыкой, акцентированной больше на ритме и демократичности исполнения.

Прежде, «белую» музыку исполняли и слушали только белые, а негритянская музыка жила исключительно в мире чёрного населения США. И эти два мира практически не пересекались. Но после II Мировой войны удерживать такое разделение становилось всё сложнее, и потихоньку одна культура стала проникать и обогащаться другой.

Сначала это выражалось в исполнениях джаза, ритм-энд-блюза белыми музыкантами. В первой половине 50-ых годов появился рокабилли - стиль по сути «чёрной» музыки, изначально ориентированный на белую публику. А потом случился буквально музыкальный взрыв, когда за короткое время на стыке двух культур новые стили стали возникать и выходить из моды, переходя в какие-то новые формы, с безумной скоростью.

Одним из таких новых стилей, начавшим выходить из моды в начале 60-ых, о котором я не могу не рассказать, являлся стиль ду-воп (doo-wop). Истоки этого вокального жанра лежат в церковном пении госпел и музыке ритм-энд-блюза. Исполняется он группой, причём бэк-вокалисты своими голосами создают как бы постоянный гармоничный фон для солиста, иногда меняясь с ним местами. Впрочем, название ду-воп этот стиль получил лишь в начале 70-ых, а в те годы его относили к рок-н-роллу.

Многим из вас этот стиль знаком по песням группы «The Platters», выступавшим в середине 50-ых и оставившим после себя множество хитов на все времена. Некоторые их песни многократно перепевались в более поздние годы. Например, известная «The Great Pretender», записанная Фредди Меркьюри в 1987-ом. Ну а в далёком 1962-ом, о котором пойдёт наша история, этот сходящий со сцены стиль отметился группой «The Duprees», чья версия песни «You Belong to Me» достигла 7-ой позиции в рейтинге Billboard и позже была перепета многими исполнителями.

Обратите внимание на характерный для тех лет приём многоголосия, когда вторые голоса не только помогают солисту с основной или дополнительными партиями, но и вместе с инструментальной группой создают фон, придающий звучанию песни какую-то объёмность. Сейчас такая техника редко используется, выродившись в просто бэк-вокал. А тогда эта новаторская для своего времени находка была весьма популярна.

И примером тому может являться композиция неожиданно взлетевшей в том году на вершину музыкальной популярности юной американской актрисы Шелли Фабаре (Shelley Fabares). Шелли начала сниматься на телевидении ещё в трёхлетнем возрасте. Правда в основном снималась в сериалах. Наибольший успех ей принёс один из первых ситкомов «Шоу Донны Рид». И вот, в четвёртом сезоне этого сериала 15-летняя Шелли решила вдруг попробовать себя в вокальном жанре. Да так удачно, что её дебютная песня «Johny angel» взлетела на вершину чарта Billboard и продержалась там в течение двух недель.

В дальнейшем этот сингл был продан тиражом более миллиона копий. Успех сподвигнул Шелли на запись целого альбома и продолжение карьеры не только на телевизионном, но и на вокальном поприще.

Смотрим фрагмент того самого ситкома с музыкальным дебютом Шелли Фабаре:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Ещё одним примером многоголосия является песня «Town without pity», с которой началась музыкальная карьера популярного в 60-70-ые годы американского исполнителя Джина Питни (Gene Peatney). Она была написана к одноимённому фильму «Город без жалости» (Town without pity) американским композитором российского происхождения Дмитрием Тёмкиным, создавшим музыку к более чем 120 голливудским фильмам. Композиция получила вторую по значимости после «Оскара» американскую кино-награду «Золотой глобус» в номинации «Лучшая песня». Спустя месяц Джин Питни исполнил её и на церемонии открытии самого «Оскара», но там она уступила упомянутой ранее композиции «Moon River».

Сейчас имя Джина Питни у нас малоизвестно. Его пик популярности пришёлся на 60-ые и начало 70-ых годов. Но послушайте какой это пронзительный до мурашек голос!

image You can watch this video on www.livejournal.com



Этот год оказался счастливым и ещё для одного классика американской поп-музыки 50-60-ых годов, пианиста, автора текстов и исполнителя Нила Седака (Neil Sedaka). Именно этот музыкант в 1959-ом первым исполнил песню «One way ticket», известную нам в варианте «Синий, синий иней» и спустя 20 лет талантливо перепетую группой Eruption. Но в первый раз песня не получила большого признания. А в 1962-ом Нил Седака таки смог покорить вершину американского Billboard с написанным уже им самим зажигательным хитом «Breaking Up Is Hard to Do».

Песня мгновенно обрела популярность по всему свету и стала визитной карточкой этого музыканта. Сайт AllMusic назвал её «двумя минутами и шестнадцатью секундами чистейшей поп-музыкальной магии».

Но я хочу здесь представить не оригинальную английскую версию, а её итальянский вариант «Tu Non Lo Sai», записанный Нилом Седака специально для итальянского телевидения во время его гастролей в Италию в том году. Во-первых, потому что это лучшее качество видео с этой песней, которое сейчас можно найти. А во-вторых, потому что она очень хорошо показывает, как воспринималась новая американская музыка в музыкально-консервативной Италии. Если молодёжь активно подхватывает новые ритмы, то на лицах стариков пока непонимание и отрицание. На сцене пары танцуют что-то вроде классического фокстрота, но ноги молодых слушателей уже пытаются изобразить новомодный твист. Прямо таки, наглядная разница вкусов поколения 60-ых с традициями предыдущих лет. Смотрим!

image You can watch this video on www.livejournal.com



Музыкальные веяния шли не только из Америки в Европу, но и в обратную сторону. Пусть пока не в таком количестве - Британское рок-вторжение состоится лишь в следующем году. Тем не менее, и американская музыкальная культура того времени заимствовала кое-что у консервативной Европы.

Примером тому служит песня «Quando, quando, quando». Написанная 24-летним итальянским актёром, певцом и композитором Тони Ренисом, она заняла 4-ое место на фестивале Сан-Ремо 1962-го года. И в том же году её решил записать на сразу на двух языках - итальянском и английском - американский исполнитель Пэт Бун (Pat Boone).

В 50-ые этот певец не сходил с вершин Биллборда и был единственным, кто мог соперничать по популярности с Элвисом Пресли. Именно его образу примерного американца и умению сглаживать острые углы рок-н-ролл обязан своей популярностью в среде консервативной американской публики, настороженно относившейся к музыке «чёрных». И именно его английский вариант песни «Quando, quando, quando» впоследствии перепевали многие исполнители.

image You can watch this video on www.livejournal.com



А в качестве бонуса к сегодняшнему рассказу будет редкая запись, но не последующих, а предыдущих лет. Мне удалось найти её буквально на днях, да к тому же в весьма хорошем не по годам качестве. Поэтому я просто не могу ею здесь не поделиться. Тем более, что эта композиция, как никакая другая, наглядно представляет упомянутый в этом рассказе стиль Ду Воп и классиков этого стиля, группу «The Platters» с её солистом Тони Уильямсом. Итак, самая известная композиция этой группы «Only you», 7 недель на вершине чарта Billboard 1955-го года.

Кстати, музыканты долго не могли подобрать удачную подачу этой песни. Пробовали разные варианты, но всё было не то. И вот однажды, они стояли в автомобильной пробке, а Тони Уильямс напевал мелодию. Внезапно машина резко тронулась и у Тони получилось характерное «O-oHHHH-nly you». Посмеявшись над результатом, музыканты вдруг поняли, что это знак, что они нашли что-то действительно интересное. И вот, что получилось в результате:

Год 1961-ый. Часть 3.           Год 1962-ый. Часть 2. >
Previous post Next post
Up