Музыка, которую я люблю. Год 1963-ый. Часть 3

Jan 22, 2018 02:56

СССР по-прежнему продолжает переполнять гордость от успехов научного и экономического подъёма. На смену авантюрным компаниям по освоению целины и переориентации сельского хозяйства на кукурузу пришла новая тема - электрификация Сибири и освоение сибирских богатств. Уже введена в строй Братская ГЭС, самая крупная гидроэлектростанция в мире, которая с пафосом будет воспета через год Евгением Евтушенко. Начато строительство Усть-Илимской и Саяно-Шушенской ГЭС. Правда, в следующем году в стране подведут статистику, и выяснится, что в результате этой кампании население Сибири не увеличится, а, наоборот, уменьшится. А пока из радиоприёмников разносится бодрый голос Льва Барашкова: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

image You can watch this video on www.livejournal.com



Эта песня была написана Александрой Пахмутовой на стихи Николая Добронравова и Сергея Гребенникова, с которым они тогда работали, и входит в цикл «Таёжные звёзды». Для его написания их творческое трио направилось в Сибирь, на Ангару вместе с её покорителями.

Кто-то сейчас, быть может, скажет, что всё это была патриотическая советская лабуда. Но взгляните на эти песни глазами шестидесятников, и вы увидите, что никакой конъюнктуры или неискренности в них нет. И авторы, и исполнитель в этой песне выражали себя и свою радость от сопричастности к происходящему! И этот задор им каким-то образом удавалось передать в своих песнях. Как? - Загадка! Если сравнить их с патриотическими песнями прежних лет, можно отметить, что они воспевают уже не просто утверждение превосходства от «кипучей, могучей, никем не победючей» глазами стороннего наблюдателей. И не призывают на очередной подвиг ради великой цели. Пахмутовой с Добронравовым всегда удавалось вложить в свои песни какую-то романтику, и даже в пафосные строки вложить обращение к сердцу слушателя. Да и сами песни звучат, как обращение не с плаката, а из сердца.

Помимо официальной эстрады, в стране возникает и другая музыка. Так, во времена хрущёвской «оттепели» вместе с исполнителями, имеющими профессиональное образование в Советском Союзе стали появляться и любительские ансамбли. Одним из первых и наиболее популярных таких коллективов был ленинградский ансамбль «Дружба».

Этот коллектив был создан в 1955-ом году Александром Броневицким при Ленинградской консерватории из студентов разных стран Восточной Европы. Спустя год Броневицкий пригласил в него в качестве солистки польскую студентку, выросшую во Франции, Эдиту Пьеху, которая тогда училась на философском факультете Ленинградского университета и записалась в хор польского землячества. Она же и предложила название коллективу.

Первое же выступление стало триумфом польской студентки - она четыре раза пела «на бис», а буквально на следующий день о ней и о студенческом коллективе узнал весь Ленинград. Ансамбль стал выступать с концертами по стране и за рубежом и даже получил золотую медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957-ом году, после чего он был принят в состав Ленконцерта.

Оставаясь непрофессиональным коллективом, музыканты «Дружбы» имели возможность не придерживаться спущенного партией репертуара. Тем не менее, ансамбль всё же не выходил из дозволенных рамок. Но ведь и в рамках можно работать с душой и на совесть! Тексты брали у популярных в те годы молодых поэтов, например, Роберта Рождественского.

В 1959-ом коллектив был расформирован по обвинению в пропаганде джаза и якобы стиляжничество, а также за коверкание русского языка его солисткой. Тем не менее, в том же году Александр Броневицкий добился в Министерстве культуры восстановление ансамбля. А Эдита Пьеха с её манерами заграничной гостьи и безупречным вкусом так и останутся эталоном элегантности у слушателей шестидесятых.

В своих песнях она делала акцент на чувственном восприятии, а в исполнении пыталась уйти от образа статично привязанного к микрофону и практически бесчувственного солиста, типичного стиля тех лет. Именно Пьеха первой из советских исполнителей снимет микрофон со стойки и начнёт ходить с ним по сцене. Но это будет позднее, а пока послушаем написанную в том году одну из песен моего детства «Стань таким, как я хочу», которая постоянно звучала у нас дома с одной из любимых пластинок моей мамы.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Одновременно по стране вовсю проходит кампания по строительству доступного жилья для населения, новые городские кварталы наполняются пятиэтажными панельными домами, которые получат в народе название «хрущёвок». Простые по конструкции, с невысокими потолками и узкими лестничными клетками, но они позволили многим расстаться с тесными коммуналками.

Подобно новым квартирам, не менее лаконично и их содержание. На смену массивным столам и основательной мебели сталинских времён пришли простые и практичные журнальные столики и книжные этажерки. Это сейчас новый тренд эпохи, как и привезённые с запада нейлоновые рубашки и итальянские плащи-болоньи: «Хрустят плащи-болонии - доставки загранплаванья: то теплоход "Эстония" ошвартовался в Гавани». По лицензии шведской фирмы «Тетрапак» в Ленинграде начали разливать молоко в бумажные пирамидки, а на смену целлофану пришёл полиэтилен, производство которого дошло и до СССР. В отличие от Запада, полиэтиленовые пакеты в СССР были отнюдь не одноразовой упаковкой, их бережно хранили и даже стирали.

Тенденции в практичности и простоте проявлялись также и в литературе. На передний план выходит главный социальный конфликт того поколения - противостояние физиков и лириков. Главным американцем в Советском Союзе становится писатель Эрнест Хемингуэй, чьи произведения ранее у нас запрещались. Как писал Александр Генис, «стиль его прозы определил стиль шестидесятников». Взамен витиеватых рассуждений и символического философствования Хемингуэй предлагает простые и грубые, но конкретные фразы. Его герои ценят лишь свежее, чувственное восприятие, в словах - лишь правду, в предметах - суть. Также начинают вести себя и его подражатели. В моду входят борода, трубка и грубый свитер либо просто небрежность в одежде. Хотя почему Хемингуэй ассоциировался с трубкой - остаётся загадкой, так как писатель почти не курил, боясь потерять обоняние, которое, по его мнению, «для писателя вещь абсолютно необходимая».



Вместе с западными книгами в СССР продолжает проникать и западная музыка. В итоге в 1963-ем году случилось удивительное - серьёзный композитор Юрий Саульский вдруг пишет на слова Михаила Танича первый советский твист «Чёрный кот»! Сделать именно твист, конечно, задачи не стояло. Авторы просто хотели записать простую песню, которая стала бы понятна каждому, но, как говорится, мелодия была навеяна временем. И случилось чудо: песню «Черный кот» стали петь и танцевать на каждом углу. Сначала - у нас, потом - в соцстранах, а потом - и дальше! После этого стало понятно, что так нелюбимый Никитой Хрущёвым твист уже не сдержать.

А записала песню Тамара Миансарова, получившая в том же году главный приз на конкурсе в Сопоте за песню «Пусть всегда будет солнце!». Будучи весьма популярной в 60-ые, в 1970-ом году она попала в немилость у нового руководства телевидения, и её постигла незавидная участь, которую не раз испытывали на себе многие представители отечественной эстрады. В результате негласного запрета она сразу попала в разряд «невыездных», её гастрольная концертная деятельность стала невозможной, концерты запрещались. Тамаре пришлось уволиться из Москонцерта и перейти в Донецкую областную филармонию, где она и проработала 12 лет.

В 1980-е годы польский журнал «Панорама» назвал четверку самых популярных певцов за предыдущую четверть века. По версии журнала, список лучших составляли: Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур и Тамара Миансарова.

Так как в 70-ые годы большинство записей певицы руководством телевидения было уничтожено, привожу запись первого отечественного твиста из польских архивов.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Американский твист проник не только в СССР, но и в такую далёкую страну, как Япония, которая в те годы также демонстрировала чудеса экономического роста. Проиграв во 2-ой Мировой войне и оказавшись в зависимости от США, Япония не только сумела полностью восстановиться, но и явила миру феномен экономического чуда, последовательно обойдя по экономическому развитию Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и став второй после Соединённых Штатов экономикой в мире. Гастроли в Японии становятся непременным элементом в карьере любого исполнителя. Потому что именно в Японии лучшая в мире звукозаписывающая аппаратура и очень благодарная публика.

В 1963-ем году японский дуэт «The Peanuts», состоящий из двух сестёр-близняшек Эми и Юми Ито, записывает песню своего продюсера, композитора Хироси Миягава «Каникулы любви». Песня была записана в модном в ту пору ключе и быстро получила всемирную известность. Её крутили по радио и телевидению не только в Японии, но и в Европе.

Успех песни не остался без внимания и в Советском Союзе. Леонид Дербенёв написал на эту песню русский текст, после чего песня прозвучала сначала в фильме «Нежность» 1966-го года, а потом была записана в исполнении Нины Пантелеевой. Так эта нехитрая японская песенка стала одним из самых популярных шлягеров 60-ых «У моря, у синего моря...»

image You can watch this video on www.livejournal.com



Впрочем, у себя на родине на смену твисту уже пришёл новый танцевальный стиль шейк. Продержался он весьма недолго и сейчас практически забыт. Тем не менее, интересно посмотреть, как его танцевали в те годы под композицию «Pipeline», американской сёрф-рок группы Chantays, записанную в январе 1963-го года. Это была единственная композиция группы, ставшей хитовой, но впоследствии её не раз исполняли многие другие музыканты.

Данная запись интересна ещё и видеорядом к ней. Он использует сцены из снятого двумя годами позднее ужастика «The Beach Girls and the Monster» и весьма наглядно показывает пристрастия тех лет, как в музыке, так и в пляжной моде. Такой расцвет бикини, как символ ещё большей свободы в одежде, каких-то 10 лет назад трудно было себе даже представить! А в сочетании с этими платочками в горошек получается и вовсе что-то неподражаемое! Сравните с Америкой 1960-го года из фильма «Солнечный уголок», о котором я рассказывал в самом начале своей истории, и вы удивитесь, насколько быстро всё меняется.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Ну а в заключении своего сегодняшнего рассказа, я хочу показать вам, что в 60-ые годы музыканты умели не только сочинять песни, но и шутить. Примером тому является композиция «Mister BassMan», записанная в том году и ставшая визитной карточкой 18-летнего американского музыканта шотландского происхождения Джонни Симбала (Johnny Cymbal).

В дальнейшем Джонни связал себя больше с авторской и продюсерской деятельностью, поэтому видео его вокального исполнения не сохранилось. Зато саму песню тут же подхватили многие исполнители. При желании в Интернет можно найти даже её русские кавер-версии. Я же хочу представить, по моему, совершенно шикарный вариант исполнения этой композиции Ларри Хупером и Кенни Тримблом с американского телевизионного шоу того года «The Lawrence Welk Show».

Попробуйте подпевать вместе с ними!

image You can watch this video on www.livejournal.com



Год 1963-ый. Часть 2.           Год 1964-ый. Часть 1. >
Previous post Next post
Up