Тянь-Шань 2011: Часть 2 (перевал Кок-Айрык)

Jan 31, 2012 18:05

В конце сентября съездили на неделю на Тянь-Шань.

Часть 1: Доезд
Часть 2: Перевал Кок-Айрык
Часть 3: Каракол - Нарын - Бишкек
Часть 4: Домой


Альбом: Tyan Shan 2011
Перевал Кок-Айрык (3889м) является частью одного из вариантов проектируемой дороги между Алматы и Чолпон-ата (собственно оз. Иссык-Куль). Проект много раз стартовали и останавливали. Сейчас приходится ездить вкруг (>450км как с востока так и с запада), тогда как расстояние по прямой между городами всего 66км.

Перевал был интересен в первую очередь потому, что во всевозможных источниках утверждалось, что перевал для автотранспорта больше непроходим из-за снега, завалов и осыпей (например вот). Последние отчеты о прохождении перевала на внедорожниках, которые удалось найти за те короткие две недели до выезда были датированы 2005-2006 годом. Все более поздние отчеты, которые удалось найти были от пешиков, велосипедистов, квадриков и пр. Задача-минимум заключалась том, чтобы добраться до того места, которое действительно непроходимо, так что рассматривались варианты возврата обратно на Иссык-Куль той же дорогой.
28 сентября: перевал Кок-Айрык - ущелье Чон-Кемин - Балыкчи - Тамчи
В 10:00 выдвинулись в сторону перевала. Быстро добрались до места, до которого поднялись днем ранее.

Альбом: Tyan Shan 2011С подъема открывается вид на Иссык-Куль:

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011Кто-то снял с камня скальп:

Альбом: Tyan Shan 2011И практически сразу уперлись в грандиозный завал:

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011На счастье нашелся объезд по низу вдоль реки:

Альбом: Tyan Shan 2011
Где-то через полкилометра нашли подъем обратно на полку и дальше двигались уже по дороге.

Встречались завалы и поменьше. Этот просто объезжался:

Альбом: Tyan Shan 2011
Этот пришлось немного разгрести:

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011
Наконец начался сам перевал:

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011
Ширина остатков дороги в некоторых местах не превышает 3 метров, но на подъеме со стороны озера никаких существенных препятствий больше не встретили:

Альбом: Tyan Shan 2011
Повсюду на южном подъеме остатки тяжелой техники, использовавшейся для прокладки перевала:

Альбом: Tyan Shan 2011
Это не несведение. Это действительно две горы. Я в первый раз не поверил, посмотрел на гору глазами и перефотал:

Альбом: Tyan Shan 2011
Стали встречаться экзотические растения, про которые читали во всех отчетах про Тянь-Шань:

Альбом: Tyan Shan 2011
На подъеме с каждым метром становилось все красивее (надеюсь не от недостатка кислорода :)

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011
Наконец добрались до вершины перевала. На вершине стоит арка, которая видимо должна была символизировать (высота 3889м):

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011На северном склоне лежал снег:

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011Не было солнца и было несколько неуютно:

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011Одну из промоин взяли с трудом:

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011
На следующей сыпухе пришлось расчехлить кайло:

Альбом: Tyan Shan 2011
Управились втроем где-то за полчаса:

Альбом: Tyan Shan 2011
Идем на разведку:

Альбом: Tyan Shan 2011
Где-то рядом Чок-Тал (4760м), а горки на самом перевале кажется что повыше Белухи:

Альбом: Tyan Shan 2011
Поворот номер 14 имени кого уже не разберешь:

Альбом: Tyan Shan 2011
Прошли несколько поворотов и оглянулись:

Альбом: Tyan Shan 2011
На следующей сыпухе провозились часа полтора. Копать на высоте ~4000м было тяжеловато. После 5-10 минут физических упражнений начинала немного кружиться голова. Ситуацию осложнило то, что Леху накрыла горняшка, причем очень плотно - он даже был не в состоянии пить горячую воду которую мы ему давали. Ширина оставшейся полки в этом месте не превышала 2м. С обрыва вниз смотреть было страшновато (высота обрыва была метров 50-70).

Альбом: Tyan Shan 2011
Через полтора часа полка выглядела так. Полку несколько раз доделывали, потому что вниз коротким путем очень не хотелось.

Альбом: Tyan Shan 2011
Уверенности в том, что сыпуха под патрулем не поедет (все таки 3 тонны железа) не было, поэтому это место прошли за два-три раза (проезжали на метр-два и смотрели на состояние сыпухи). Сыпуха держала хорошо и этот самый опасный участок прошли без проблем.

Альбом: Tyan Shan 2011
Стали просматриваться следы уазика, что обнадеживало. Иногда все-таки стало выглядывать солнце:

Альбом: Tyan Shan 2011На одной из промоин (выглядевшей как русло достаточно большого пересохшего ручья, стекающего поперек) патруль потащило вниз на большие камни (диаметром с метр-полтора). Выбрались задним ходом только после того, как вспомнили, что нужно включить понижайку. А так перспективы вырисовывались не очень радужные - развернуться возможности не было, лебедки сзади нет да и лебедиться было не обо что.

Уже почти внизу:

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011
Последнее препятствие:

Альбом: Tyan Shan 2011
Раскидали за полчаса вдвоем руками:

Альбом: Tyan Shan 2011
Перевал взят:

Альбом: Tyan Shan 2011
К Чон-Кемину спустились в 17:30. Чон-Кемин в среднем течении необыкновенно красив (почему-то напомнил мне Чулышман), но уже темнело и на наши мыльницы ничего толком сфотать не получилось.

Альбом: Tyan Shan 2011
На местном форуме нас предупреждали, что дорога вверх по Чон-Кемину (в нашем случае вниз) размыта, но ничего кроме пары размытых поперечных сливных труб, которые уже были основательно забросаны камнями и засыпаны щебенкой, мы не по пути вниз не нашли:

Альбом: Tyan Shan 2011
Чок-Тал где-то рядом:

Альбом: Tyan Shan 2011
Уже затемно добрались до въезда в национальный парк (в нашем случае - выезда). Въезд на территорию парка платный (получается что в очередной раз срезали и съэкономили :)

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011

Альбом: Tyan Shan 2011
Воздух стал ощутимо гуще. Леха стал подавать признаки жизни, кроме того его (пересевшего на заднее сиденье) придавил буратино, которого мы подобрали на подъеме на случай если придется ночевать на перевале. Буратино был тяжелый (еле кантовали вдвоем) и мы избавились от него при приближении к трассе. Там же остановились перекусить (доширак бывает необыкновенно вкусным :) и попить кофе 3в1.

В 20:00 добрались до трассы, в 21:30 были опять в Балыкчи, в 22:00 остановились в Тамчи в каком-то еще сдававшемся частном доме для туристов (сезон заканчивается в августе, в конце сентября большинство баз и частных домиков уже не работает/не сдается).

Кок-Айрык на автомобиле проходим. Нужно просто не лениться копать сыпухи и раскидывать осыпавшиеся курумники. Но стоит отметить, что со снегом на самом верху северного склона нам откровенно повезло. Судя по отчетам вплоть до августа снег там лежит по пояс, а в конце сентября начинает валить новый. Местные джиперы после нашего прохождения попробовали пройти перевал в обратную сторону всего на неделю позже нас, но до самого верха не добрались как раз из-за того, что его уже завалило снегом.

На весь перевал с подходом и выходом (от Иссык-Куль до Чон-Кемина) ушло 7,5 часов. При этом мы никуда не торопились, фотали, отдыхали, пили кофе. В две-три машины (с большим числом копателей) прошли бы еще быстрее.

Самый внедорожный участок путешествия был пройден, правда по планам еще был перевал Тоссор (тоже под 4000м), который внушал некоторые сомнения в это время года.

Продолжение следует!

Часть 1: Доезд
Часть 2: Перевал Кок-Айрык
Часть 3: Каракол - Нарын - Бишкек
Часть 4: Домой
Previous post Next post
Up