Снова прошёл капоэрский семинар. В этот раз выездной, и как-то набралось о чём рассказать.
Как-то про капоэйру... нечего писать глобально-то. Хожу на тренировки, учу элементы и даже немного песни, но это скучная рутина, чего рассказывать-то. Зато на этом семинаре, из-за того, что семинар был выездной, получилось немного подсобрать мысли в кучку. Причём в основном-то не про капоэйру.
Вот, например, была в первый день вечеринка. Я обычно на эти вечеринки не ходок, честно говоря. Ну не очень мне там интересно, так уж вышло. Что забавно - на городских семинарах я на вечеринки вообще никогда не ходил. "Ехать на ночь глядя? Да нууу, я лучше посплю, завтра тренировки!" И единственный раз я был на вечеринке в рамках семинара - какое совпадение - в ровно этом же загородном лагере, когда был на выездном семинаре по капоэйре где-то в
2012 году. Причём в этом же актовом зале... В этот раз перед семинаром проводили мастер-класс по форро, куда я заглянул, да и после ВолКа я стал более терпим к дискотекам. Я и пошёл. Ощущения остались двойственные. С одной стороны, мои воспоминания о дискотеке на
ВолКе не очень бились с этой вечеринкой. В чистом виде ситуация "молодец среди овец, а на молодца - сам овца". Я могу выделяться пластикой и стилем танцев среди среднестатистических людей, и выделяюсь именно за счёт того, что у меня арсенал движений - это некоторый сплав всякой околокапоэйры, афро, макулеле... А тут-то, на семинаре - все такие же, только ещё и лучше. Так что народ тут отплясывал, конечно, дай боже. С другой - всё менялось, когда дело доходило до форро. Люди, которые пришли на мастер-класс по нему, понятно, за один час могут только основную идею понять. Для наработки моторики этого категорически мало. Собственно, полная аналогия с самой капоэйрой. За один час среднему человеку можно показать основные движения, но учиться хоть как-то играть нужно будет ещё долгие месяцы тренировок. А то и годы. Причём в капоэйре опытный капоэрист может делать красивые увороты и акробатику, пока начинающий машет перед ним своими корявками. А в форро танцуют оба - в жёсткой сцепке. Выпендриваться там пространства нет. Поэтому уровень танца тяготеет к уровню менее опытного танцора. Я наблюдал - более или менее опытных партнёрш на танцполе было человека три. И никого уровня партнёрш с форро-вечеринок. Честно говоря, я удивился. Я-то полагал, что форро и капоэйра - ну рядом же! Но нет, вот не пересекаются навыки и тусовки категорически. Но мне не привыкать, я танцевал с начинающими партнёршами. Схема-то, в приципе, знакомая. Близкая база, танцуем базовый шаг до синхронизации, потом пробуем делать что-то посложнее, выбиваемся из ритма, снова синхронизируемся - и по-новой. Увы, не получилось потанцевать форро на полную, но зато нёс танец в массы. Вдруг кто-то захочет попробовать...
Были гитарные посиделочки. Я, опасаясь, что получится, будто я зря приволок гитару, попросил ТаРуссо, он запостил в канал объявление, и где-то пару часов посиделочки продлились. Было тоже странно. Увы, кроме меня, гитаристов не оказалось. Точнее кто-то был, но стеснялись или ленились. Лишь одна песня была исполнена не мной, а так два часа я всякое пел. Вот что интересно. Разный подход к подобным посиделкам у людей. Кто-то просит "что-то, что все знают". У меня есть подобные песни, но нельзя же два часа их петь, да? У меня есть подозрение, что, по мнению некоторых людей, можно. Это прям странно. Причём вот меня просят, допустим, какую-то известную песню (не знаю, пусть будет "Аргентина-Ямайка"). Я её не играю. Ну, слышал, да. Но не играю. И люди говорят: "да вот же интернет, аккорды посмотреть, и всё, ща споём!" А я понимаю, что я не могу так. Уже не могу. Я уже не могу петь песню по аккордам из интернета сходу, если я заранее с этой песней не поработал. Уточнение для зануд: я могу, разумеется, иногда даже нормально получится, но я категорически не хочу, считаю это неправильным подходом. То есть... мой внутренний ОТК запрещает мне петь неотрепетированное, а людям снаружи мой отказ категорически непонятен. Потому что "да чего там, там же всего 4 аккорда!" Мои доводы о том, что надо тональность подобрать, в которой петь нормально будет, в принципе с текстом поработать, привыкнуть, чтобы вступать сразу в ноты, а не ездить вверх-вниз по аккорду в попытках найти первую ноту - эти доводы нерелевантны. Потому что три четверти слушателей эти вокально-музыкальные огрехи не заметит, а остальные - не придадут им значения. А я так не могу уже. Всё, у меня развился музыкальный слух до той степени, когда меня это уже корёжит. К счастью, в отличие от вкуса в одежде, музыкальный слух хотя бы стоит недорого и не требует жестить в материальном смысле. Справедливости ради надо сказать, что и навыки мои не блестящи, поэтому тем гитаристом-вокалистом, который открывает этот текст "на четыре аккорда" и сходу делает из малознакомой песни конфетку... я не являюсь. Так, болтаюсь посередине. Ну, и пою отрепетированное. Была на этом сборище и скрипачка. Настоящая, крутая. Вот это было отпадно. "Королевну" мы виртуозно залажали (ну, как "мы"... я залажал с тональностью пения, а где лажала скрипка, если лажала, я не в курсе). Зато "Прялка" получилась на мой вкус превосходно. Ну, и вообще, скрипачи ж в принципе хорошо со слухом дружат, поэтому с ними классно играть - они хорошо шарят в музыке.
Удивился, когда в ходе разговоров выяснилось, что капоэрские песни кто-то любит просто так петь. Тут я тоже со своим вокальным бекграундом высадился. Типа как так-то? Они ж скучные. Подумал немного. Наверное, дело в том, что эти песни погружают людей в некоторый самогипноз. Это классическая тема много откуда. В капоэйре, например, есть традиция в завершение роды уже не играть, а просто под ритм и песни поскакать. Много кому это нравится. Однако на меня это не работает совершенно, я не поддаюсь этой "магии ритма и толпы", видимо, из-за отбитой эмпатии, а, может, ещё из-за чего, фиг знает. Важно то, что вот эти простенькие песни хорошо выполняют свою функцию поддержания общего пространства во время роды, но сами по себе на меня впечатления не производят. Что уж там! Я плююсь на форро-песни, где авторы не придумали второй куплет, а просто два раза поют первый. Чего уж говорить о песнях, где поют две строчки текста по кругу... Для меня сами по себе капоэрские песни вокально скучные, там разгуляться практически негде. Так что я сидел там и повторял форро-песни. В конце концов, португальский всё ещё является для меня иностранным языком, надо зубрить тексты.
Смешно было посмотреть на "битву привилегий". Так получилось, что на этом семинаре было много людей с высокими поясами и мало (реально мало) начинающих. Люди же с высокими поясами привыкли, что они обычно в меньшинстве, а пояс даёт им привилегию заходить в игру поперёк очереди. Забавно было смотреть, как это перестаёт работать, если вокруг них все такие. Но это обычная история про борьбу "поиграть самому vs дать поиграть другим". И высокий пояс, очевидно, не всем помогает находить в этой игре баланс.
Про саму капоэйру сказать особенно нечего, всё привычно. У меня уже не тот уровень, чтобы я сдыхал от такого уровня нагрузки. И ещё не тот уровень, чтобы я постоянно лез в игру, чтобы выматываться в многочисленных играх. Как-то так.