В третий раз проехав перекрёсток в Волосово, мы двинулись в направлении на Толочин. От идеи проехать вдоль леса к прямому участку вала южнее Волосово пришлось отказаться в силу отсутствия дороги и желания засветло успеть в Стуканы. Рассчитывая найти деревню, мы свернули на дорогу H3639 Рафалово - Харлинцы. Приемлемая в начале, она постепенно стала превращаться в разбитый тяжёлыми тракторами просёлок. (Впоследствии выяснилось, что мы не заметили не обозначенную на карте развилку и ушли южнее, чем предполагали). Начинало темнеть. Деревни не наблюдалось, правда, по правому борту, возникла пара каких-то полуразрушенных сараев. Наконец, колея приняла угрожающие размеры, не совместимые с клиренсом машины. Мы остановились и вышли осмотреться. Оказалось, что до вала мы не доехали метров десять. Яма, вид которой немало поспособствовал решению об остановке, оказалась местом пересечения дорогой рва. А сараи - остатками Стуканов.
Там, где дорога делает резкий поворот направо, находится бруствер вала. Преодолев ров, дорога снова поворачивает налево.
(
полная карта маршрута )
До сих пор все обследованные участки (кроме самого первого) находились на открытом пространстве. В заросли кустов мы старались не заглубляться в силу труднопроходимости и сложности съёмки. У Стуканов вплотную к редану подступил лес. Местами он даже прорвался внутрь. Как ни странно, но это облегчило осмотр вала - здесь нет бурьяна.
Впрочем, дорога пересекает вал не в лесу. Это привычная аллея вдоль вала, но растительность аналогична окружающему лесу.
Непосредственно возле пересечения с дорогой, чётко различим бруствер высотой около полумера и ров примерно такой же глубины. Всё обильно устилают дубовые листья. Причём, если на бруствере они слежались достаточно плотно, то дно рва основательно пружинит, проседая сантиметров на десять.
Бруствер кто-то пытался копать. То ли думали что-нибудь найти, то ли песок брали. Но это позволило нам увидеть относительно свежий срез. Толщина почвы с внутренней стороны вала 15-20 сантиметров. На бруствере - менее 10. Толщина бруствера по вершинам отлогостей - ориентировочно 40 сантиметров, По основанию - метра полтора. Заложение отлогостей значительное, 3/2 (на участках, где бруствер сохранился лучше - 1) собственной высоты. Что, несомненно, является результатом разрушения бруствера. С другой стороны, чистый песок, без каких-либо признаков искусственной поддержки отлогостей, говорит, что заложение слишком крутым быть не могло.
Между тем, обеспечения "неудобовсходимости" наружная отлогость должна иметь заложение менее высоты. Этим требованием обычно пренебрегали при необходимости увеличения устойчивости бруствера к артиллерийскому огню. Но даже для противодействия полевой артиллерии бруствер должен иметь толщину по вершинам в два с половиной метра и выше, что явно не наш случай. Внутренняя отлогость, для обеспечения стрельбы из огнестрельного оружия, должна иметь заложение не шире четверти высоты. Практически нереально без искусственной поддержки.
Если предыдущие кадры были сделаны восточнее дороги, то с запада вал ныряет в лес. И тут он сохранился гораздо лучше, чем где-либо. И если глубина вала увеличивается незначительно, то бруствер становится заметно выше.
Причём, странно выглядит конфигурация рва - эскарп значительно круче контрэскарпа. Отлогость контрэскарпа примерно равна его глубине, у эскарпа же от силы 2/3. Хотя логика предполагает обратное соотношение. Контрэскарп должен быть крут, чтобы затруднять спуск в ров, а эскарп должен быть более отлогим, так как ему приходиться противостоять вражескому обстрелу и выдерживать вес бруствера.
Впрочем, на участках, где сохранность бруствера хуже (см. в глубь кадра), крутизна эскарпа аналогична контрэскарпу. Возможно, внешняя сторона вала просто больше разрушена.
Бермы (горизонтальной площадки между рвом и бруствером) вал не имеет ни где.
Максимальное командование бруствера над уровнем грунта с внешней стороны - более двух метров (глубина рва в этом месте - метра)
Командование бруствера над внутренней стороной вала снова меньше, чем над внешней - чуть более полуметра.
Но, в отличие от других участков, это происходит не из-за высокого уровня всей поверхности внутри редана, а за счёт наличия банкета - возвышенной площадки для размещения стрелков. Ширина его примерно полтора метра, что соответствует размещению двух шеренг стрелков. Заложение отлогости - весьма значительное, что вполне согласуется с необходимостью обеспечения удобного подъёма.
И вот если это действительно площадка для стрелков, то данная находка позволяет определить степень разрушения и первоначальные размеры бруствера. Так как командование ската бруствера над банкетом - величина "стандартная" и постоянная. Определяемая высотой, на которой стрелок держит ружьё. Для конца XVIII века это было четыре с половиной фута, то есть около метра сорока. Отсюда можно сделать вывод о том, что утрачен почти метр высоты бруствера.
Отлогость банкета не везде велика, здесь её подрезала дорога. Зато хорошо видна разница уровня поверхности внутри редана и площадки банкета.
Мы прошли вдоль южного фаса редана до опушки леса. До вершины дойти не удалось - вечер наступал. По этой же причине пришлось отказаться от идеи проехать по возможности вдоль вала в направлении на Козки. С дороги H3639 мы выбрались уже в полной темноте.
Другие статьи по теме: Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет:
Другие статьи по теме: Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет:
Часть 1.
Карты решают всё.Часть 2.
Хавчи. Путь к валу и первые находки. Часть 3.
Барсуки. Вверх по склонам холмов. Часть 4.
Бобовка. Вал, присутствующий на карте.Часть 5.
Запрудье. Злейший враг.Часть 6.
Волосово. РеданЧасть 7.
Стуканы. Апофеоз.Часть 8.
Не валом единым.Часть 9.
О бедном редане промолвите словоЧасть 10.
Предъявите документы. Часть 11.
В профиль. Часть 12.
Трудности перевода