Путешествуя последние несколько лет по России, нам довелось посетить очень много разных храмов. Некоторые из них были в хорошем состоянии, от других оставались лишь фрагменты стен. Кое-где можно было увидеть уцелевшую роспись, в других - лишь кирпич, в лучшем случае замазанный штукатуркой.
Но ТАКОЕ великолепие в заброшенной деревушке мы повстречали впервые!
1. По пути не удержался, чтобы сфотографировать стоги сена. У меня они всегда ассоциируются с осенью.
2. Еськи. Большое Бежецкое село, расположенное на живописном берегу реки Осень при ее впадении в Мологу. Село расположено так, что попасть в него проездом не получится, только намеренно: в Еськах заканчивается дорога. На широкой площади в центре села возвышается массивный храм с красивой стройной колокольней. Храм 1800 года постройки, ныне недействующий.
3. Для тех, кто хочет понять, что такое на самом деле провинция, Еськи лучшее место. Здесь есть все, чтобы в полной мере ощутить разницу между жизнью пригородной деревни и деревни, от города далекой. Тишина, безлюдье...
4. Высоченная колокольня. Когда мы только подъехали к храму, то некоторое время разглядывали его с открытыми ртами. Не ожидали, что нам встретится настоящая жемчужина!
5. Внутри. Наверху виднеются деревянные пролеты лестниц. Строили навека.
6. С трудом попав внутрь (двери были закрыты на замки), мы принялись рассматривать интерьеры церкви.
7. К сожалению, я не силен в библейских сценах, так что некоторые фотографии выкладываю без комментариев. Если подскажете мне, что именно на них изображено - буду весьма признателен!
На этой фреске изображено "Погребение Христа".
Марк 15:46.
Указан эпизод оборачивания в плащаницу непосредственно перед положением во гроб, более популярным сюжетом. Причём, что по Марку, что по другим евангелиям, присутствовавшими названы только: Иосиф Аримафейский (собственно организатор действа, просивший тела Христа у Пилата и купивший плащаницу), Никодим (фарисей), Мария Магдалина и Мария Иосиева (у Матфея - другая Мария, вроде как Богородица, но мнения расходятся). А здесь, как и на других изображениях этого сюжета количество участников постоянно варьируется.
8. Роспись свода алтаря.
Сошествие Господа на гору Синай (Исход 19:24, слева Моисей держит Скрижали Завета, справа Аарон), редкий сюжет.
Матф 17. Преображение Господне. Рядом с Христом Моисей и Илия, а внизу Пётр, Иоанн Богослов и Исаков Заведеев.
9. Ангелы и Святой Дух на потолке.
10. Спас Вседержитель и Силы Небесные.
11. Вознесение.
Очень похоже на Вознесение, но тогда вместе с 38 их получается два, а 38 похожа больше. Скорее всего одно из явлений Христа ученикам после воскрешения, но до вознесения, например Луки 24:36-53. На руках и ногах Христа вроде видны стигматы. А участники, получается, 11 апостолов и Мария (в красно-синем, в центре).
12. Объемная роспись просто поражает, когда смотришь вживую! Ощущение, что это настоящая лепнина!
13. "Святой Василий ..."
14. "Благословение детей".
15. "Помазание Иисуса миром".
Пир в доме Симона Фарисея, где женщина омывает ноги Христа слезами, отирает волосами, целует и мажет миром. Сюжет присутствует у всех четырёх евангелистов, только описан по разному: По Марку и Матфею дело было у Симона прокажённого в Вифании, незадолго до злополучной пасхи, но женщина просто вылила миро ему на голову. По Иоанну: в Вифании, но в доме некогда почившего Лазаря, а женщина - одна из его сестёр Мария помазаля миром ноги Христа и отёрла волосами. Во всех трёх историях ученики жалеют драгоценного мира потраченного зря (у Иоанна конкретно Иуда Искариот). У Луки действие происходит в 7 главе (меньше трети всего повествования), а эпизод с Марфой и Марией в доме Лазаря, но в другом ключе будет только в конце 10.
16. Храм действительно огромный, как снаружи, так и внутри. Специалисты не раз соглашались с тем, что лучшие образцы и архитектурного, и живописного искусства приходятся не на крупные города, а именно на провинцию, незаслуженно забытую.
"Сошествие Святого Духа на Апостолов".
17. Ангел выводит апостолов из темницы, в которую их заключил первосвященник и саддукейские еретики.
18. Святые Апостолы: Иоанн, Пётр, Павел.
Деяния 3:7.
Иоанн и Пётр (больше Пётр) исцеляют хромого у дверей храма.
19. Противоположная стена.
20. На этой фреске вроде бы сжигают книги.
"Сожжение книг эфесянами (Деяния 19:13)", тоже редкий сюжет.
Деяния 19:19.
Указаны деяния, и нашёлся только один похожий эпизод, где в Эфесе после проповедей Павла чародеи, уверовав, сжигали свои книги. Забавно, что книги тогда могли быть только в форме свитков.
21. Западная стена храма с основной картиной.
22. Но, прежде чем ее рассмотреть, пройдемся по трапезной. Краски здесь совсем других цветов, хотя и тоже неплохо сохранились.
23. Очень четкая и детализированная роспись. Понравились ромашки в левом нижнем углу возле колодца, рассмотрел их только дома на фотографии.
"Иисус и Самаритянка у колодца".
24. "Тайная Вечеря".
Не очень ясно количество и позы персонажей, но на многих «вечерях» тоже есть эта амфора внизу стола.
25. Огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену, - это поистине шедевр, сравнимый с лучшими произведения столичных храмов. Весь живописный ансамбль холодного храма, датированный специалистами 1840-ми годами, является незаурядным и ценнейшим памятником русского искусства.
26. Взглянем поближе, картина явно того стоит.
27. И еще ближе.
28. Роспись по краям. Слева (судя по цветовой гамме, это "скульптура", изображенная на росписи).
29. И справа. Убегающие по лестнице торговцы.
30. Украшение стен тоже производит сильное впечатление.
31. Когда разглядываешь детали, даже не верится, что это все нарисовано красками, а не вылеплено из гипса.
32. Ангелы.
33. Объемная роспись.
34. "И воскресшего на третий день по ..." - Воскресение Христово.
И воскресшего на третий день по писанию. 1Кор 15 (4). Воскрешение.
«Распространенный мотив западного происхождения - Христос выходит или даже взмывает вверх из отверстого гроба, рядом находятся ангелы, воины повергаются на землю или разбегаются. Иногда рядом присутствуют жены-мироносицы или апостолы. Данный сюжет не вполне соответствует евангельскому изложению событий, где Христос воскресает до того, как камень отворяет гроб, вследствие схождения Ангела. Однако со времен Средневековья западная иконопись использует его, меняя только детали и способ выражения». В православии на эту тему больше распространены сюжеты: «Сошествие во ад», «Жёны-мироносицы» и «Не прикасайся ко Мне».
35. "Исповедаю единокрещение во оставление грехов".
Эта сцена крещения младенца не библейский сюжет. «В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры». Скорее всего житие чьё-нибудь.
36. Снова ангелы, но уже другие. Найдите отличие. :)
37. Под самым куполом было еще несколько фресок, которые не получилось снять нормально, так как мешали массивные колонны. Ангел с мечом, позади война.
"Архангел Михаил низвергающий дьявола".
Откр.12:7-9. Страшный суд. Битва Михаила Архангела с драконом.
38. "Вознесение".
Деян.1:9-11 Вознесение Господне. Богоматерь и апостолы.
39. "Воздвижение Креста Господня".
40. Здесь обратил внимание на пирамиду на фоне.
"Страшный суд (Воскресение мёртвых)".
Очень неконкретная сцена из Откровения Иоанна Богослова. Под картинку больше всего подходит снятие пятой печати (Откр. 6:9-11). Там души убиенных мучеников возопили о мести живущим на земле, но им дали белые одежды и сказали подождать пока другие мученики будут убиты и дополнят их число. Там же и ангел держит книгу с которой, видимо, печати снимают.
Далее накладывается ещё сюжет (Откр 7:1-4), где 4 ангела у краёв земли сдерживают ветры, а ещё один запрещает другим ангелам разрушать землю и ставит печати на чела 144000 рабов божьих из сынов Израилевых.
И далее снимается седьмая печать и семь ангелов поочерёдно трубят в трубы вызывая тем самым новые события. Когда четвертый ангел вострубил (а тут трубят все четыре) поражена была треть солнца, луны и звёзд и ангел летел в небе и пугал последующими трубящими ангелами. На фреске хорошо видно, что на одной стороне небо светлое, а на другой тёмное, так это и изображалось.
Кресты слева очень похожи на могильные православные, а пирамида… не знаю, что-то масонское в ней есть. Вот и на 14 что-то похожее торчит со странными символами…
41. Купол церкви. Уцелел лишь кусок росписи.
42. Что же, посмотрим на "изгнание" еще раз напоследок - и пора выдвигаться домой. Фресок внутри было намного больше, я выложил лишь самые хорошо сохранившиеся. А вообще в этом храме есть на что посмотреть!
43. Что же, вот такую вот "жемчужину" мы случайно нашли в Тверской обрасти. Надеюсь, вам понравилось! :)
Огромное спасибо
plushevii_zaits за подсказки к названиям фресок и
sidgad (его комментарии к сюжетам я выделил курсивом).
Подводя итоги.
За три дня проехали 1360 километров со средним расходом в 12,8 литра на сотню. Сожгли 173 литра бензина, время в пути по бортовому компьютеру - 43 часа (но из них реально две ночи мы просто спали с заведенным мотором).
Трек путешествия
Точки съемки
Ссылка на карту, там можно посмотреть, где были сделаны фотографии.
При написании использовался текст с сайтов:
sobory.ruhramy.ruhram-tver.narod.ru Окрестности Бежецка
Окрестности Бежецка: Часть 1 - Валдай Окрестности Бежецка: Часть 2 - Затерянный храм Окрестности Бежецка: Часть 3 - Утро нового дня Окрестности Бежецка: Часть 4 - Жемчужина в Еськах