Дикий, дикий восток

Jul 21, 2008 01:30

Сергей Лукьяненко, имхо, был слишком мягок, когда требовал запретить иностранцам усыновлять русских детей. В конце концов, разве автомобиль - единственное место, где может пострадать ребёнок?

А как насчёт самолётов? Тоже ведь постоянно в самолётных катастрофах гибнут дети. Может быть, пора запретить детям летать в самолётах? Почему мы должны ставить прибыль авиакомпаний выше детских жизней?

Помните, у Достоевского: «Для чего познавать это чортово добро и зло, когда это столького стоит? Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слез ребеночка к «боженьке». Вот и Сергей считает, что «слезинка ребёночка» - вполне достаточное основание для любого запрета.

Вообще, надо признаться, во многом Лукьяненко прав. Действительно: когда это сухая логика могла победить эмоции? Кавай правил, правит и будет править этим миром.

Сегодняшний пример. Заглянули с женой в МедиаМаркт посмотреть на ноутбуки. И... увидели живого дракончика Pleo, за 13 тысяч рублей. Просто чудо какая пуська. Ходит, смотрит, шевелит челюстью. Когда гладишь, выгибает спинку и машет хвостом. Чуть не купили. Пока стояли в очереди в кассу, специально не оглядывались, чтобы не заплакать.

Ладно, пост сегодня не про это. Пост про совсем другие эмоции, которые вынуждают людей багроветь лицом и кричать матом. Пост сегодня про чувство собственности.

В рассказах Джека Лондона золотоискатели захватывали себе участки. Приходили в свободное от других старателей место, ставили по краям этого места столбики, и объявляли участок своим. Ну и после этого весь золотой песок принадлежал им - первым застолбившим. Кто первым встал - того и тапки.

Так вот. Подобных «сквоттеров», столбящих себе участки, я сейчас нередко наблюдаю. Например, в американском ресторане МакДоналдс. Классическая ситуация: толпа народа у касс, свободных столиков очень мало. Заходят две студентки. Первая встаёт в очередь (где проводит пятнадцать минут), вторая студентка в это время занимает свободный столик и отгоняет от него других посетителей.

Раньше, когда я питался в МакДоналдсе часто, подобные столозахватчики меня бесили до сжатых кулаков. Почему?

Да очень просто. Пока студентка сидит за столиком, почёсывает ухо и ждёт подружку, я бы уже успел за этим столиком спокойно поесть. А так мне приходилось ещё две-три минуты нарезать круги по залу в поисках места приткнуться.

При этом меня особенно раздражала самоуверенная наглость слов «здесь занято». На каком основании «занято»? Студентка владеет этим столиком? Нет. Студентка использует столик? Нет. Так почему же «занято»?

Просто потому, что студентка села за этот столик первой. А в советской культуре очередей, кто первым успел - тот и владеет общественным ресурсом.

Видите уже проблему?

Правильное отношение: «Общественная собственность принадлежит тому, кому она нужна в настоящий момент».

Советское отношение: «Общественная собственность принадлежит тому, кто успел захватить её первым».

Ещё пример.

И в Германии, и в России большинство дорог принадлежат всем. Если немецкий водитель видит, что перед ним пытаются перестроиться, он тут же пропускает другого водителя. Так как понимает, что «другому водителю нужно». Если советский водитель видит, что перед ним пытаются перестроиться, он и не думает надавить на тормоз. Так как считает, что «ПДД не обязывают его менять скорость и направление своего движения». То есть, советский водитель считает, что занял свой ряд первым и не должен ни с кем делиться. Обратите внимание: это не «ряд, где он едет». Это «его ряд».

Ещё пример.

Очередь в женский туалет. Теоретически, сортир принадлежит всем страждущим. Следовательно, проникнув в уборную, идеальная дама должна сделать свои дела быстро, чтобы освободить место для остальных. На практике же, достигнув заветных кафельных стен, нормальная женщина тут же перестаёт торопиться, полностью игнорируя ждущих. Почему? Потому что она считает, что честно отстояла свою очередь и место в сортире теперь принадлежит вовсе не всем, а только ей лично.

И ещё пример.

Тоже про очередь, только на этот раз в студенческой столовой. Как правило, в таких очередях непременно находится студент, который занимает место сразу на десятерых своих товарищей.

Вопрос. Какое право имеет этот студент распоряжаться коллективной собственностью: местом в очереди? Ответ: студент считает, что место в очереди принадлежит лично ему, так как он успел занять его первым.

Если обобщить, коллеги, то я вынужден констатировать, что мы с Вами живём во времена Дикого Востока. По отношению к коллективной собственности, во всяком случае. Когда большинство людей искренне не понимает, чем общие ресурсы отличаются от ничейных ресурсов. И ведёт себя соответственно: захватывает «ничейные» столики в МакДоналдсе, а потом стережёт «своё» свежеобретённое имущество от других шакалов.

Почему так происходит?

Имхо, всё просто. С момента распада СССР, с его колхозами, комиссионками и коммуналками, прошло слишком мало времени. И люди просто ещё не научились разбираться в нюансах - где личная собственность, где частная, а где коллективная. Скажу больше: огромный пласт людей даже и не пытался научиться, так как им ещё в школе накрепко вбили: собственность - это грязь. Ну а кому захочется разбираться в сортах грязи? Вот и действуют по-старинке, по-советски. «Тащи с завода каждый гвоздь: ты здесь хозяин, а не гость».

Поэтому, коллеги, полагаю, нам нужно просто немного подождать. И, как и в случае с Диким Западом, сквоттеры-захватчики потихоньку вымрут, перековавшись в нормальных граждан. Ну а пока подобные сиволапые ещё не вымерли, весьма полезно понимать, как устроены их мозги. Чтобы не удивляться агрессии, которую сквоттеры проявляют при покушении на «их собственность».

Копипаст ссылки (для быстрого пиара этой записи):

1. Дикий Восток
2. Почему в МакДоналдсе вечно нет свободных столиков
3. Почему очередь в женский туалет всегда длиннее
4. Кто первым встал, того и тапки
5. Разруха в головах: наследие СССР
6. Зачем нужен ликбез по собственности
7. Кому принадлежит место в очереди?
8. Чем общая собственность отличается от ничейной
9. Фрицморген предлагает делиться
10. Еврей-капиталист читает мораль людям труда
Previous post Next post
Up