После прочтения
вот этого поста френда
alex-levitas, я задумался: а что должен знать и уметь к шестнадцати годам обыкновенный школьник?
Ну, то есть, про идеального школьника всё понятно. Идеальный школьник должен уметь и реакцию гидролиза жиров изобразить, и про хлоропласты органоидов цитоплазмы внятно рассказать. Про крепкое знание трудов Гончарова/Жуковского/Салтыкова-Щедрина я уж молчу: это само собой.
Другой вопрос, что лично я всего этого как в 16 лет не знал, так и сейчас не знаю. И, кстати, ни одного знакомого, который бы хорошо владел школьной программой, у меня тоже нет. Вполне очевидно, что идеальные школьники, если они таки существуют, крайне немногочисленны.
Поэтому давайте подумаем: а что должен знать обычный школьник? Ну, где находится граница, которая отделяет нормального человека от дремучего дикаря? Должна же существовать какая-то база: набор элементарных знаний, которыми обязан владеть каждый житель России?
Проведём мысленный эксперимент. Допустим, мы принимаем на работу нового сотрудника. На должность начальника отдела, например. Какие требования к его знаниям мы предъявим?
1. Умение читать. Взрослые люди много общаются через письменную речь.
2. Умение писать. По работе нужно в самых разных ситуациях.
3. Умение считать. Размер зарплаты и рабочее время измеряются в цифрах.
4. ...
Вот тут, коллеги, я застрял. Что ещё из школьной программы кровь из носу необходимо знать каждому? Законы Ньютона? Историю Древнего Мира? Строение кольчатого червя?
Смешно.
Да, конечно, всё это важные и полезные знания. Но я не требую этих знаний от своих сотрудников. По тем же причинам, по которым я не требую от них умения играть на скрипке. Хоть я и ценю талант скрипачей, но записывать немузыкальных людей в неудачники я не готов категорически. Современный человек вполне может обойтись как без дружбы с музыкальными инструментами, так и без понимания строения кольчатых червей.
Представим себе двух шестнадцатилетних юношей. Допустим, первый из них умеет брать интегралы, вычислять электрический заряд на заземлённых шарах и определять химическую формулу вещества по продуктам его сгорания. А второй умеет водить машину, хорошо играет на гитаре и обладает чёрным поясом по дзюдо.
Можно ли считать этих двух юношей готовыми к реальной жизни? Имхо, вполне. Как первого, так и второго. Скажу больше: ещё непонятно, чьи навыки окажутся в реальной жизни полезнее. И дзюдо, и математика, на мой взгляд, очень важны.
Подведу итог. Базовые знания, которые необходимы абсолютно всем, существуют. Это умения читать, писать и считать. Все остальные дисциплины (включая Законы Ньютона) являются опциональными. То есть, совершенно неважно, какой именно набор знаний сложится в голове у шестнадцатилетнего подростка. Главное, чтобы он достиг значительных успехов на выбранном поприще.
Копипаст ссылки для пиара этой записи:
1.
Без чего не обойтись в 16 лет?2.
Читать, писать и считать: достаточно ли этого в жизни?3.
Минимальная корзина знаний4.
Кто круче: математик или дзюдоист?5.
Фриц Морген агитирует против науки6.
Евреи пытаются стянуть Россию обратно в средние века7.
Можно ли сократить 11 школьных лет до 1 года?8.
Кто из Ваших знакомых знает строение кольчатого червя?9.
Подадите ли Вы руку человеку, который не умеет складывать дроби?10.
Фриц Морген предлагает кастрировать школьную программу