Минимальный школьник

Aug 08, 2008 01:57

После прочтения вот этого поста френда alex-levitas, я задумался: а что должен знать и уметь к шестнадцати годам обыкновенный школьник?

Ну, то есть, про идеального школьника всё понятно. Идеальный школьник должен уметь и реакцию гидролиза жиров изобразить, и про хлоропласты органоидов цитоплазмы внятно рассказать. Про крепкое знание трудов Гончарова/Жуковского/Салтыкова-Щедрина я уж молчу: это само собой.

Другой вопрос, что лично я всего этого как в 16 лет не знал, так и сейчас не знаю. И, кстати, ни одного знакомого, который бы хорошо владел школьной программой, у меня тоже нет. Вполне очевидно, что идеальные школьники, если они таки существуют, крайне немногочисленны.

Поэтому давайте подумаем: а что должен знать обычный школьник? Ну, где находится граница, которая отделяет нормального человека от дремучего дикаря? Должна же существовать какая-то база: набор элементарных знаний, которыми обязан владеть каждый житель России?

Проведём мысленный эксперимент. Допустим, мы принимаем на работу нового сотрудника. На должность начальника отдела, например. Какие требования к его знаниям мы предъявим?

1. Умение читать. Взрослые люди много общаются через письменную речь.
2. Умение писать. По работе нужно в самых разных ситуациях.
3. Умение считать. Размер зарплаты и рабочее время измеряются в цифрах.
4. ...

Вот тут, коллеги, я застрял. Что ещё из школьной программы кровь из носу необходимо знать каждому? Законы Ньютона? Историю Древнего Мира? Строение кольчатого червя?

Смешно.

Да, конечно, всё это важные и полезные знания. Но я не требую этих знаний от своих сотрудников. По тем же причинам, по которым я не требую от них умения играть на скрипке. Хоть я и ценю талант скрипачей, но записывать немузыкальных людей в неудачники я не готов категорически. Современный человек вполне может обойтись как без дружбы с музыкальными инструментами, так и без понимания строения кольчатых червей.

Представим себе двух шестнадцатилетних юношей. Допустим, первый из них умеет брать интегралы, вычислять электрический заряд на заземлённых шарах и определять химическую формулу вещества по продуктам его сгорания. А второй умеет водить машину, хорошо играет на гитаре и обладает чёрным поясом по дзюдо.

Можно ли считать этих двух юношей готовыми к реальной жизни? Имхо, вполне. Как первого, так и второго. Скажу больше: ещё непонятно, чьи навыки окажутся в реальной жизни полезнее. И дзюдо, и математика, на мой взгляд, очень важны.

Подведу итог. Базовые знания, которые необходимы абсолютно всем, существуют. Это умения читать, писать и считать. Все остальные дисциплины (включая Законы Ньютона) являются опциональными. То есть, совершенно неважно, какой именно набор знаний сложится в голове у шестнадцатилетнего подростка. Главное, чтобы он достиг значительных успехов на выбранном поприще.

Копипаст ссылки для пиара этой записи:

1. Без чего не обойтись в 16 лет?
2. Читать, писать и считать: достаточно ли этого в жизни?
3. Минимальная корзина знаний
4. Кто круче: математик или дзюдоист?
5. Фриц Морген агитирует против науки
6. Евреи пытаются стянуть Россию обратно в средние века
7. Можно ли сократить 11 школьных лет до 1 года?
8. Кто из Ваших знакомых знает строение кольчатого червя?
9. Подадите ли Вы руку человеку, который не умеет складывать дроби?
10. Фриц Морген предлагает кастрировать школьную программу
Previous post Next post
Up