Гугун, Запретный город

Sep 16, 2024 14:34


Первая часть здесь

Ещё в XI веке до начала нашей эры существовало царство Янь, а столица у них была Цзичэн. В настоящее время это Пекин. И просуществовала Янь до III века до н.э.

Потом были династии Цинь (221 г. до н.э. - 206 г. до н.э.), Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), троецарствие, династия Тан.... В 1213 году завоёвывать Китай двинулся монгол Чингисхан.  И завоевал. А его внук Хубилай на этих территориях в 1271 году основал монгольское государство под названием Великое Юаньское государство или Империя Юань со столицей Ханбалык, город хана по-тюркски. Ханбалык китайцы, правда, называли Даду (Великая столица), а монголы произносили Дайду, но это всё тот же современный Пекин. После завоевания Чингисханом город был разрушен, так что Хибулай принялся отстраивать его заново. И в первую очередь императорскую резиденцию.





Но в 1368 году империя Юань пала, вместо неё воцарилась империя Мин, а столица была перенесена в Нанкин. В 1402 году третьим императором династии, захватив власть, стал Юнлэ. Он сразу же объявил, что переезжает в Бэйпин, который переименовывается в Бэйцзин (то есть Пекин), и там и будет столица.

И в 1406 г. началось строительство Запретного города и Ворот Небесного Спокойствия. Как раз на месте, где ранее располагался Императорский город монгольской династии Юань, который был разрушен после свержения монголов.



Строительство шло с размахом. Мастеров и рабочих согнали со всей страны, лучшие материалы для постройки везли тоже со всех уголков.

Поскольку император лично наблюдал за ходом работ, они были завершены довольно быстро, в 1413 году, но практически тут же дворец сгорел, пожар возник от удара молнии. А то, что уцелело, дорушило землетрясение. Царедворцы, которые не хотели покидать насиженные места, попытались хором уговорить Юнлэ, что это дурное предзнаменование. Но тот был непреклонен: городу быть! Тут же начались восстановительные работы и к 1421 году всё было готово. Юнлэ сразу же перевёз двор в Пекин.



Город был построен по принципу: сначала работа, то есть рабочие помещения. За ними жилые помещения. Предки (храмы, где проходили церемонии, посвящённые предкам) на востоке, боги (Алтари земли и хлеба) на западе.

Главный вход в Запретный город - через Полуденные ворота. Через них мы и входим.



И не только мы...



Пройдя через турникеты, попадаем на площадь, которую пересекает канал, который называется Внутренняя Золотая Вода.



Через канал переброшены 5 мраморных мостов.



А дальше - Ворота Высшей Гармонии.



За ними находится Внешний дворец, «рабочий кабинет» императора. Дворец состоит из нескольких зданий.



В центре самый высокий - Зал Высшей Гармонии. В нём стоял Трон Дракона (то есть императора) и проходили все основные важные и торжественные мероприятия.

А ещё на крыше Зала Высшей Гармонии Тайхэдянь целых 10 фигурок, но о них потом.

Закончив работу, император проходил через Ворота Небесной Чистоты...



...и оказывался дома. Здесь были его покои, а так же жили жёны и наложницы.

Под конец династии Мин в гареме насчитывалось около 9 000 женщин. И на них 10 000 евнухов.

В 1644 году в результате крестьянского восстания династия Мин пала. А на смену ей пришла маньчжурская династия Цин. В плане гарема маньчжуры были гораздо скромнее.



Например, император Цин Канси имел только 55 жён. А император Гунсю и вовсе одну императрицу и двух наложниц...

В 1911 году и эта династия была свергнута, а в 1912г. последний император отрёкся от престола.



Яркой чертой китайской классической архитектуры является то, что полы во дворцах и внутренних дворах выкладывали кирпичами. Ну а, поскольку это дворец императора, то и кирпичи использовали не простые, а золотые.



Не в том смысле, что они из золота, нет.  А прозвали их так, потому что при постукивании они издают металлический звук, что было обусловлено технологией их изготовления. Изготавливали кирпичи далеко на юге, в Сучжоу, из местной глины.



Процесс изготовления строго соблюдался: выбирали самую лучшую глину, мяли её, лепили кирпичи, затем сушили в тени и специальным образом обжигали в печи: сначала их «коптили» на углях в течение месяца, потом ещё месяц их обжигали с деревянными щепками, на третий месяц обжигали с хворостом, и наконец ещё 40 дней - с сосновыми ветками. Итого 130 дней обжига, после чего их вынимали из печи и оставляли остывать. Конечно после такого длительного производства кирпичи становились «золотыми». Тем более что в среднем производилось по 5 кирпичей в день. А ведь ещё доставка в Пекин...



Укладка кирпичей была процессом не менее заморочным и тщательным: бригада из мастера с двумя подмастерьями укладывала в день те же 5 кирпичей, при этом тщательно шлифуя и полируя каждый кирпичик, чтобы он идеально подходил к другим и между ними не оставалось зазоров. Кирпичи пропитывали сырым тунговым маслом, чтобы они были похожи на черную яшму. И вот результат: спустя века «брусчатка» почти как новенькая, хотя количество ног, по ней прошедших, и не сосчитать.



По легенде перед Воротами Высшей Гармонии каменные плиты уложены в 15 слоев особым способом - семь слоев по длине и восемь слоев по ширине перекрывают друг друга. Так что не подкопаешься.



И всё потому, что китайские императоры жутко боялись, что убийцы смогут проникнуть в Запретный город через подкоп.

Запретный город - место, где удобнее всего любоваться китайской традиционной архитектурой.

Крыши зданий здесь покрыты глазурованной черепицей, которая в древнем Китае считалась элитным строительным материалом и использовалась исключительно при строительстве императорских дворцов, гробниц, садов и храмов. А так же её могли себе позволить знать и высокопоставленные чиновники.



Жёлтая черепица использовалась для крыш императорских дворцов, гробниц и храмов потому, что по верованиям китайцев вселенная состоит из пяти элементов - металла, дерева, воды, огня и земли. А жёлтый - это цвет земли, которая лежит в основе мироздания. Поэтому он стал цветом правителей.

На крышах привлекают внимание фигурки. Самая большая - это Чивэнь, дракон и сын дракона.   Он любит глотать, и поэтому его помещают на коньках крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия.



А ещё Чивэнь повелевает морями и океанами, и способен вызывать дожди. Поэтому размещение его на крыше так же символизировало защиту от пожара: случись что, Чивэнь призовёт дождь и потушит.

А дальше фигурки...

Этот «отряд» называют Цзоушоу. Возглавляет «воинство» фигурка бессмертного верхом то ли на петухе, то ли на фениксе. Этот всадник не считается «в общем зачёте».

Первым идёт дракон, как символ власти императора.

Вторым - феникс, как символ мира и покоя.

Третьим - лев, как символ охраны и порядка.

Четвёртым - морской конёк Хайма, олицетворяющий верность и храбрость .

Пятым - небесный конь Тяньма, как символ богатства.



Вот эти пятеро. Относительно лошадей в разных источниках по-разному, кто из них первая, а кто вторая. А дальше мой смартфон «не добивает». Так что фото только издалека.



Шестой идёт сторожевая рыба яюй, она помогает предотвращать и тушить пожары.

Седьмой - Суаньни, ещё один сын дракона. Поскольку больше всего он любит сидеть, наблюдать и медитировать, то он отвечает за отвращение злых чар.

Восьмой - Сечжи, одна из разновидностей китайского единорога. Он обладает супер-силой отличать добро от зла, и является символом безупречности.

И девятый - морской бык Доню (Доуню), очередная разновидность дракона. Он умеет глотать облака и выплёвывать их обратно в виде росы, что вполне может пригодиться при пожаре.



На крыше Дворца Небесной Чистоты Тайхэдянь есть ещё один, десятый персонаж. Его зовут Синши или Ханши. Он имеет вид обезьяны с крыльями, держащей в руках волшебный жезл.

Вообще обычно максимальное количество фигурок - 9, и они означают, что это здание используется лично императором. 7 фигурок размещались на крышах зданий императрицы, храмов и имперской администрации.



У наложниц - 5 фигурок. А металлические прутья сверху - это громоотводы, их установили в 1953 году.



А на зданиях людей попроще соблюдение иерархии зверьков было не обязательным, там могли быть и простые животные - коровы, бараны, утки...

А начиналось всё очень просто - сначала это были большие деревянные гвозди, которыми крепили черепицу. Со временем их стали делать керамическими, украшенными фигурками. И каждую фигурку назначили за что-то ответственной.



В покоях дворца ещё в те стародавние времена были «тёплые полы». Под полами залов были проложены трубы, по которым тепло шло от огня, разжигаемого в люках под верандами.

Ну а покои императора и императрицы дополнительно обогревали с помощью специальных печей-курильниц.



Топили углём. Вкупе с деревом, из которого был построен дворец, пожары возникали довольно часто. Поэтому по всему Запретному городу стояло больше 300 чанов с водой.

При династии Мин (1368-1644) чаны делали из бронзы, они были довольно скромными и небольшими по объёму.



А при маньчжурской династии Цин (1644-1911) их стали делать из позолоченной меди и с украшениями. Некоторые были огромными.



Чтобы зимой вода в чанах не замерзала, их оборачивали ватными одеялами, а если было очень холодно, то и подогревали снизу.

В 1900 году объединённые силы восьми государств, среди которых Великобритания, Германия, Франция, Россия, Америка, Италия, Япония и Австро-Венгрия, захватили Пекин. Солдаты альянса соскабливали позолоту с этих чанов своими штыками. Следы этого видны и поныне.

Ворота Божественного Совершенства - северный вход в Запретный город.



Он же и выход.

Перед дворцом - ров с водой.



Почва, вынутая во время сооружения рва, была аккуратно сложена неподалёку от дворца, и образовалась искусственная горка Цзиньшань. Та самая, где повесился последний император династии Мин когда крестьянские войска взяли город.



Фото 2007 года

Теперь там парк.

Чингисхан, china, Пекин, beijing, КНР, Китай, Путешествия

Previous post Next post
Up