Фоторепортаж из центра весеннего Парижа продолжается.
Из самой древней части Парижа - острова Сите, где я
прекрасным образом оказался в конце апреля, по мосту Генирха IV дорога ведет на северо-запад, к Лувру.
На северном берегу Сены справа от Лувра возникает собор Сен-Жермен л'Оксерруа. Именно в этом соборе зазвонил первым колокол в Варфоломеевскую ночь, подавая сигнал к началу убийства протестантов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Бурбона (будущего Генриха IV). Построили здесь церковь впервые еще в VII веке, но потом ее постоянно перестраивали, пока не получилось такое готическое чудо.
Напротив начинается Лувр. Короли переехали сюда примерно в XIII веке, и это стал дворец, в котором вершились судьбы Франции. Только в XVIII веке все интриги переместились в Версаль.
Восточный фасад Лувра производит впечатление такой нарочно созданной грандиозности.
Если завернуть за восточный фасад дворца, можно увидеть храм ораторианцев. Это протестантский (гугенотский) собор, который короли передали католикам, но потом Наполеон (правитель почти не религиозный, но очень прагматичный) возвратил его назад.
В Квадратный двор (самый восточный) Лувра я вошел с севера. А потом свернул к главной арке, где находится вход на музейную центральную площадь. На ней стоит стеклянная пирамида (это главный вход в кассы и музей), которую одни считают изуродовавшей вид исторического памятника, а другие приветствуют как современный подарок старым мрачным дворцовым павильонам.
Это старинные скульптуры на павильоне Денон. Вообще весь второй этаж Лувра уставлен скульптурами. По-моему, тут архитекторы попытались отразить всю историю Франции.
В главном дворе Лувра я снял небольшое видео. Солнца на тот момент не было.
Click to view
Ну, про Лувр как про музей можно не рассказывать. Кто был в питерском Эрмитаже, тот поймет. Здесь собрано не меньше сокровищ мирового искусства. Поскольку собирали примерно лет на сто дольше, чем в северной столице России.
Я создал коллажик.
В западной части площади стоит конный памятник Людовику XIV в виде античного героя. Этот король правил с 1643 (тогда он был еще ребенком) по 1715 год! И прославился фразой "Государство - это я".
Его правнук и преемник Людовик XV прославился другими словами: "После нас хоть потоп".
...Покидая Лувр, можно оглянуться на дворец и пирамиду.
Впереди - сад Тюильри, а перед ним триумфальная арка Наполеона, воздвигнутая в честь победы при Аустерлице.
Там на барельефах с обратной стороны изображено, как делегации побежденных (Австрии, Пруссии и России) просят у Наполеона мира. Когда царь Александр I с русскими войсками в 1814 году вошел в Париж, французские роялисты предлагали сбить эти "унизительные" барельефы - но Александр не пожелал ломать произведения искусства.
Вокруг много продавцов сувениров и всякой прочей хрени: в основном этим подрабатывают африканцы. Кстати, в Париже на улицах их заметно меньше, чем в Брюсселе, и столица Франции пока совершенно не производит впечатление "чернокожей". Не больше, чем улица Высоковольтная в Рязани. Говорят, в южных городах Франции демографическая ситуация отличается.
В саду Тюильри раньше стоял королевский дворец, ставший резиденцией монархов после Лувра. Но после революции 1792 года, штурма Тюильри (причем защищала его только швейцарская гвардия и немногие дворяне) и свержения Людовика XVI все было разрушено.
Остался только сад.
В Тюильри интересно подстригают деревья - как параллелепипеды.
Потом я увидел почти то же самое на Марсовом поле.
В саду Тюильри много статуй. Народ сидит и наслаждается чистым воздухом на лавочках вокруг них. Есть статуи классические, старинные - как вот эти Тесей, дающий по рогам Минотавру, или пророчица Кассандра перед статуей Афины.
А есть статуи модернистские, с которыми любят фотографироваться туристы. Расположены они слева, в лабиринте живых изгородей, про которые рассказывают, что летними вечерами здесь любят прятаться и петь песни местные неформалы.
В саду есть искусственный водоем, вокруг которого стоят стулья...
...а еще через двести метров, под деревьями - кафешки. Бумажные тарелочки после пьющих кофе подбирают и очищают вороны. Они таким образом питаются. А вот цапля на берегу пруда ждет, когда подплывет лягушка.
Сад Тюильри заканчивается пятиугольниками живых изгородей (я видел, как с ними работает ландшафтный дизайнер - вполне себе белый "ботаник") и выходом на площадь Согласия, на которой стоит большое колесо обозрения и привезенный когда-то из Египта древний обелиск, чья золоченая верхушка сверкает из-за колеса.
Еще на площади Согласия расположены два красивых фонтана, "Отель дю Марин", посольство США, большой видеоэкран, на котором как раз показывали рекламу чемпионата Европы по футболу...
В проеме улиц виднеется классические портик и фронтон храма Сен-Маделен.
Через мост Согласия (он как раз с одноименной площади и выходит) открывается вид на Бурбонский дворец, в котором сейчас заседает Национальное собрание Франции, то есть парламент страны.
А на северо-запад протянулись Елисейские поля, за парками которых виднеется главная французская Триумфальная арка. На ней переписаны 128 сражений, выигранных Францией, и имена 558 французских военачальников. Это при том, что достроили арку к 1836 году, и на нее не попали Крымская война, выигранная в 1856-м у России, Савойская война, выигранная в 1859-м у Австрии, а также Первая и Вторая мировые.
В парках с обеих сторон Елисейских полей спокойно. Люди посиживают на лавочках, гоняют имеющийся тут местами (около каких-нибудь учреждений) бесплатный wi-fi и едят кусочки пиццы из соседнего киоска фаст-фуда.
Молодежь иногда предпочитает лавкам густую мягкую траву.
Если свернуть налево, выходишь к Гран-Пале, то есть большому дворцу, построеному уже в самом конце XIX века, для Всемирной выставки 1900 года. Собственно говоря, это до сих пор выставочный центр. Прошли те времена, когда дворцы строились для королей, в XX веке властителями стран стали маркетинг и сбыт.
От Гран-Пале я по мосту Александра III (да, названного в честь русского императора) снова перешел на левый берег Сены, но про этот мост и про достопримечательности другого берега
будет написано отдельно.
А вот еще виды правого берега.
Монмартр. Улочка у станции метро, куда я приехал из центра (пешком нужно было бы идти не меньше часа).
Вершина 130-метрового холма, во время Французской революции увенчанного ветряными мельницами, а сегодня полностью застроенного всякими кафе и магазинчиками. Узкие улочки.
Я видел, как продаются за 7 евро гравюры с рисунков Оноре Домье, отпечатанные в 1946 году.
Именно через Монмартр русская армия в марте 1814 года вошла в Париж. По подъему, который можно увидеть на следующих снимках. Оттуда, снизу. В том числе здесь проходил, кстати, Рязанский полк.
Решив сфотографироваться в этом историческом месте, я поймал глазами англоязычных молодого человека и девушку, которым вместе было примерно столько же лет, сколько мне одному. Объяснил, что хочу сняться на дороге.
- D'you like this road? - недоверчиво сказал молодой человек.
- The russian army entered to Paris here, two hundreds years ago, - попытался объяснить я.
- Russian army? - переспросил он. - During Second World war?
- No, in the Napoleon age, - сказал я.
Возможно, это были американцы. Впрочем, наверное, и среди молодых англичан, канадцев и австралийцев есть такие, которым что Вторая мировая, что Наполеон - все это одинаково "давно и неправда". Кстати, и среди наших панков мы легко таких найдем. То, что при Бородине разбили фашистов, я сам слышал лет пять назад.
Вот еще одна площадь на Монмартре. С павильонами сувениров, галереями, кафешками, перед которыми играют музыканты. Все фотографии, которые я там сделал, просто не влезут в запись.
От собора Сакр-Кер (Святого Сердца), стоящего на самом верху Монмартра, открывается вид на весь Париж. Множество людей из разных стран мира приходит полюбоваться этой панорамой.
Стоят, водят пальцами, ищут знакомые здания в центре.
Click to view
На собор можно посмотреть как с самого Монмартра, так и снизу, с бульвара Рошешуа.
Конечно, Париж - великий город. Прежде всего, с точки зрения истории. Но и по организации решения многих современных проблем (например, транспортной, или экологической) - тоже.
Кстати, когда я собирался в путешествие, то смотрел фото и панорамы в Google. И тогда (по фотографиям) мне показалось, что на улицах Парижа много мусора. К счастью, в реальности картина была совсем другая. Либо к моему приезду все почистили :-), либо Google фотографировал во время какой-нибудь забастовки коммунальщиков.
Ну вот. Еще мне осталось сделать
фоторепортаж с левого берега Сены, то есть написать про Латинский квартал, район Пантеона, Дома инвалидов, Эйфелевой башни, русского культурного центра и так далее.