Итак, как говорил Карлсон, продолжаем разговор. Окольными путями,
через кабинеты графа и графини мы вошли в главный, парадный вестибюль Воронцовского дворца.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь...
Это торжественное помещение имеет вид типичного английского холла. Деревянный потолок с профилированными тягами, два камина из отшлифованного диабаза, строгая мебель, парадные портреты усиливают это впечатление.
В вестибюль можно попасть как с парадного двора, так и с южного входа, минуя небольшой тамбур с персидскими вышивками , на которых изображен шах Фати-Али (конец XVIII в.). Тут же, в закутке, стоит и фортепиано.
Мне очень понравился портрет матери графа Воронцова, Екатерины Алексеевны. Это работа все той же безвестной молоденькой Луизы Дессеме, очевидно нанятой графом для выполнения различных художественных работ во дворце. Данный портрет 1844 года - это видоизмененная копия с оригинала Д.Левицкого 1783 года, сильно измененная копия (из поясного сделан поколенным, добавлен ряд аксессуаров). У матери графа жизнь была тоже весьма насыщенной, хотя и короткой. "Совсем юной Екатерина была пожалована во фрейлины и вскоре стала одной из любимиц императрицы Екатерины II. Разница в возрасте между Екатериной и её сёстрами была небольшая, они были почти ровесницами, поэтому одновременно появились при дворе и стали его украшением; за красоту и грациозность граф П. В. Завадовский называл сестёр Сенявиных нимфами. У Екатерины было много поклонников, но из них больше всего она уделяла внимание 35-летнему графу Семёну Романовичу Воронцову. В записках князя Долгорукова Воронцов характеризуется как человек талантливый, но с характером плутоватым, который угодничал сначала перед Орловыми во время их возвышения, потом перед Потёмкиным для получения дипломатического поста. Как раз в это время фрейлина Екатерина Сенявина вступила в связь с Потёмкиным, и императрица решила выдать её замуж, чтобы удалить от двора; граф Воронцов явился кстати".
Вот оригинал работы Левицкого. Надо сказать, что на этих портретах Екатерина Алексеевна выглядит гораздо старше и мудрее своих 23 лет - возраста, в котором она скончалась. А произошло это так. Ее муж получил столь вожделенный дипломатический пост.
"Графиня Екатерина Алексеевна сама кормила детей, что ставилось её родными в пример другим, зато, поглощённая уходом за детьми, она пренебрегала собственным здоровьем. Назначенный в конце 1783 года на вновь учреждённое место посланником в Венецию, граф Семён Романович уехал с женою и детьми в Италию. Обстановка, в которой пришлось им жить по приезде в Венецию, где они поселились в доме, имевшим "только одни стены, без двойных рам в окнах и труб в комнатах", при сильных холодах зимой 1783-1784 года ("так что каналы замерзали") и полное отсутствие комфорта не могли не отозваться пагубно на слабом здоровье графини: здесь она почувствовала первые приступы рокового недуга - чахотки".
Висящий в вестибюле портрет отца графа у меня решительно не получался раз за разом! Только так и вышло. Однако, я так и не решила, подходит ли ему характеристика Долгорукова.
"Жизнь в Венеции была дорогая, денег не хватало, неблагоприятный климат, болезнь жены. Всё это заставляло Воронцова писать письма в Петербург с просьбой отозвать его из Италии. Поэтому Воронцовы с радостью узнали о предстоящем переводе графа Семёна Романовича посланником в Англию и начали готовиться к переезду в Лондон. Но болезнь Екатерины Алексеевны делала быстрые шаги, и в июне 1784 года её положение было очень серьёзным. Почувствовав, однако, облегчение и думая, что опасность миновала, она говорила мужу со слезами на глазах: "По правде говоря, мой дорогой Сенюша, Бог был бы слишком жесток, если бы нас разлучил".
Вместо того, чтобы ехать в Лондон, Воронцовы поселились в Пизе, в надежде, что более мягкий, чем в Венеции, климат принесёт пользу Екатерине Алексеевне, но все меры оказались тщетными. 25 августа 1784 года графиня Воронцова скончалась".
А вот его портрет в молодости. Надо вам сказать, что безвременная смерть молодой жены стала для него источником невыносимого страдания. Он писал к своему брату: "Вы уже знаете о моём горе, но вы не можете даже представить, до какой степени я несчастен. Я был так счастлив, что завидовал сам себе. Сегодня моё существование ужасно. Три года безоблачного счастья прошли как один миг, и теперь моя будущая жизнь будет вечным страданием. Меня постигла судьба графа Г.Г.Орлова. Замечательная женщина, лучший друг, бесподобный характер, всё это я потерял с моим ангелом Катериной Алексеевной! Сегодня одиннадцатый день моего ада..."
Тело Екатерины Воронцовой было положено в свинцовый гроб и предано земле в Венеции, в Греческой церкви св. Георгия, у левого клироса. Заветной мечтой ее мужа было перевезти её прах в Россию и похоронить в Мурино, в церкви святой великомученицы Екатерины, построенной после кончины графини в 1786 году по проекту архитектора Н. А. Львова, и самому быть схороненным рядом с ней. Однако, этой его воле не суждено было осуществиться: он умер и похоронен был в Англии. Но на месте последнего упокоения графини Екатерины Алексеевны, в Венеции, Воронцов положил капитал на вечное проведение ежегодной панихиды в день её смерти.
Однако, хватит грустить, пойдем дальше. Нас ждет одна из самых очаровательных комнат дворца - Голубая гостиная.
Неповторимое своеобразие ей придает тончайший лепной орнамент из цветов и листьев, выполненный под руководством крепостного мастера Романа Фуртунова (того самого, о котором я упоминала в первой части).
Все цветы сделаны вручную и ни разу не повторяются. С отделкой стен прекрасно гармонируют изящный резной камин из белого каррарского мрамора и мебель в стиле позднего русского классицизма.
Гостиная состоит из двух частей, разделенных проходом, - сцены и зрительного зала. Когда-то здесь давались концерты и домашние спектакли. Эта часть была сценой. Однако, оригинальная мебель и рояль не сохранились, они отошли к одной из родственниц в результате довольно скандального процесса наследования. Эта мебель была привезена из одесского дворца графа.
Но и то, что лепнина работы Фортунова сохранилась - уже чудо. И я представляю, как они составляли рядом кресла и кушетки, чтобы смотреть спектакли...
А из Голубой гостиной мы попадаем в знаменитый зимний сад дворца. Он появился здесь в 1838 году.
Огромные французские окна с рамами в готическом стиле открывают непревзойденный вид на Черное море.
От старых растений сохранился вьющийся по стенам фикус-репенс - это он на снимке, оставшийся и разросшийся со времен Воронцовых. Сейчас в сотрудничестве с Никитским Ботаническим садом здесь собраны редкие теплолюбивые растения и цветы.
Вдоль южной стены установлен ряд скульптурных портретов, в том числе портреты самих Воронцовых. Но меня привлек этот бюст: Это портрет Екатерины II авторства Иоганна Эстеррейха. Портрет, за который скульптор не только не получил ни копейки, но и был выслан из России в течении суток.
Слишком реалистично автор изобразил стареющую императрицу.
Такого она простить не могла, и впредь строго следила, чтобы художники изображали ее подобающим ее представлению о себе образом.
А это подлинный шедевр Алупкинского дворца - "Девочка" работы итальянского скульптора Квинтиллиана Корбеллини. Она настолько настоящая, что я посвящу ей отдельный пост с детальными фотографиями, которых вы не найдете больше нигде. Следите за френд-лентой или подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить.
Воронцовский дворец изнутри. Санта-Барбара XIX века. Интермедия. Девочка в Воронцовском дворце Воронцовский дворец. Часть третья, финальная. С загадками.