Нам осталось пройти всего два зала. Наверное, они наиболее парадные и торжественные из всех. Раньше во дворце водили экскурсии и по второму этажу, по частным покоям, но в конце концов от бесчисленных гостей начал осыпаться потолок, совершенно не приспособленный к таким толпам экскурсантов. Поэтому эти два зала - это все, что мы еще увидим.
Есть еще, правда, кухня Воронцовых - вот место, куда я обязательно попаду в следующий раз! Но в этот раз мы опоздали, экспозиция в ней открыта лишь до шести, а мы в шесть только приехали.
Итак, Парадная столовая! Пожалуй, самая помпезная зала дворца, поражающая своими размерами - 150 кв.м, потолок в 8 м высотой. Ее декоративное оформление напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву, монументальными панно Гюбера Робера - крупнейшего мастера французского классицизма, как подсказывает путеводитель. Я о нем никогда не слышала. Впрочем, и его панно меня совсем не заинтересовали.
В центре северной стены фонтан в виде камина, над ним - балкончик для музыкантов
(нашли балкончик?).
Мебель для столовой была заказана в Англии, а два симметрично расположенных в торцах столовой буфета - во Франции, в мастерской мебельщика Гюйона.
В проеме эркера - массивный сервант с поставцом для вина. Я уж не знаю, что такое поставец, но вот эта ванна под огромным столом - точно для вина, экскурсовод подтвердила. Надеюсь только, что в ванну закладывали лед, а в него клали бутылки - не наливали же в нее вино?
Вот и второй буфет - брат-близнец первого. Кстати, первая загадка: что за вазы стоят на боковых буфетных полках? Для чего они использовались?
Выход из столовой ведет в бильярдную. Это последняя, тупиковая комната парадных залов. Она используется как картинная галерея.
Потолок здесь редкостно хорош, так же, как и люстра.
Мебель на львиных лапах - мне кажется, я до этого только в книгах об английской аристократии о таком читала.
Экскурсовод обратила наше особое внимание на один из портретов, висящих в бильярдной. По ее словам, уникальность его в том, что он следит своим взглядом за всеми, в любой точке комнаты. Не знаю. По-моему, любой правильно нарисованный портрет отличается тем же. Меня больше заинтересовало определенное сходство героя с Ван Гогом. Хотя портрет этот был написан за 300 лет до его рождения. Автор - Франс Пурбус старший, фламандец из Брюгге. Его сын прославился больше. Но портрет и вправду хорош, жаль, что у меня плохо получалось фотографировать портреты в этом дворце. Они будто не хотели.
Через вторую дверь возвращаемся из бильярдной в столовую. Это один из каминов - очень, очень!
Тот самый фонтан по центру - над ним как раз балкончик для музыкантов. По-моему, здесь тоже некая аллюзия на бахчисарайский фонтан слез.
Шикарный потолок. Кое-где на нем еще видны кольца, за которые крепились светильники - они были вделаны в эти выступающие украшения (балясины?).
И вторая загадка: пол. Паркет во дворце неоднократно перекладывался в советское время, как нам сказали, хотя про столовую точно не могу сказать - уж больно красиво он выглядит. Но даже если он и не оригинальный, эта деталь была воспроизведена в точности. Вопрос: зачем в полу такие дырочки?
И не забудьте про мой первый вопрос. Итак, две загадки:
- для чего использовались вазы, стоящие на буфетных полках?
- зачем в паркете дырочки?
Принимаются любые версии. Ответы и имена отличившихся в угадывании будут в отдельном посте.
Update: Обсуждение и отгадывание загадок лежит здесь:
http://gallika.livejournal.com/115576.html А правильный ответ и имя победителя - здесь:
http://gallika.livejournal.com/115856.html Предыдущие посты по теме:
Воронцовский дворец изнутри. Санта-Барбара XIX века. Воронцовский дворец в Алупке. Часть вторая, светлая и печальная. Интермедия. Девочка в Воронцовском дворце