Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_ Колыбель человечества_ ч.5

Jul 03, 2013 15:00

Начало в:
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_Алайская долина_ Сары-Могол_ ч.2
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_Алайская долина_ Кочевники_Закат на озере_ ч.3
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_ Пещеры и легенды Рангкульской котловины_ ч.4

Продолжение
0.



Много моих воспоминаний всколыхнуло посещение Мургаба - столицы Восточного Памира, самого высокогорного в СНГ районного центра, расположенного на высоте 3576 м. Мургаб является небольшим горным городком в восточной части Таджикистана (Горно-Бадахшанская автономная область) с населением более 6 тысяч человек. Основанный в 1893 году как укрепление с названием Памирский пост, город был построен в советские времена. Большинство его жителей составляют киргизы.

В 80-е годы через Мургаб пролегали пути к самым отдаленным геолого-разведочным партиям Памира: Заречному, Южному и Северному Ак-Архару. Когда геологи проезжали через Мургаб, всегда старались заехать в кафе «Голубой Дунай», пропустить по стаканчику портвейна «Памир». Почему кафе так экзотично назвалось - «Голубой Дунай»? Наверное, что-то далекое, загадочное, не достижимое кроется за этими словами у мургабцев. Дверь кафе из неструганных досок в те далекие годы была выкрашена голубой краской…

Когда я собиралась в нынешнюю поездку по Памирскому тракту с В.Трофимовым (vvtrofimov), получила наказ - найти это кафе, хотя у меня были сомнения - сохранилось ли оно за прошедшие 30 лет и есть хотя бы воспоминания жителей о нем?

И вот мы в Мургабе. Мы гуляем по улочкам поселка, наблюдаем за его жизнью, жителями. Рассвет был уже часа два назад, но только сейчас оживают улочки городка:
1.


2.


3. Почти непрерывно через Мургаб следуют одна за одной фуры с различными грузами, большей частью - со стороны Хорога:


У всех жителей - свои заботы:
4.


5.


6.


Как и во всех поселениях, где мы побывали, полно детворы:
7.


8.Вот идет юный киргиз, он при полном параде - в строгом черном костюме, в белой рубашке. Поднимая ногами тучу пыли, деловито шагает, засунув руки в карманы:


9. Девчушки тренируют свой вестибулярный аппарат:


Все жители Мургаба с нами здороваются (надо отметить, что здоровались жители всех поселков, где мы останавливались). Подростки приветствуют нас: «Hello! How are you? Where are you from?». Улыбаясь, отвечаю: «Hi! I am fine! I am from Moscow!». В ответ - тоже улыбки и изумленные возгласы: «Вы из России? Из Москвы?». Здесь бывает много иностранцев. В имеющемся в городе Информационном центре все карты, буклеты, брошюры, книги о Памире - на иностранных языках. На русском языке нет абсолютно ничего.

В Мургабе резко континентальный климат - зимой температура достигает -50 С, а летом до +40 С. Весь год здесь дуют сильные ветра, иссушающие землю, осадков бывает крайне мало. Поэтому крыши домов, в основном, плоские, совсем нет травы, а за каждым посаженным деревом или кустарником ухаживают, как за ребенком:
10.


11.


В низинах реки Мургаб почвы заболоченные, засоленные:
12.


13.


Любопытно, что в таджикском поселке испокон веков живут памирцы и киргизы. Про киргизов, их богатейшую историю, традиции я немного рассказала в своих заметках Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_Алайская долина_ Кочевники_Закат на озере_ ч.3 .

А кто же такие памирцы, какова их история? Ни много, ни мало, а существует гипотеза, что Памир является родиной всего человечества!

Существует несколько групп памирских народов, классификация которых строится по языковому принципу. К памирским языкам относятся:
- Языки северных памирцев: шугнано-рушанская языковая группа, язгулямский.
- Языки южных памирцев: ишкашимский, сангличский, ваханский, мунджанский.

На основании историко-лингвистических исследований многие крупнейшие индологи и иранисты прошлого были склонны рассматривать Памир как колыбель всех индоевропейских народов.

В XIX веке крупнейший авторитет в области языкознания, профессор Оксфордского университета Макс Мюллер, на основе изучения праязыка, от которого впоследствии произошли такие, как греческий, санскрит, латынь, германский и другие древние языки, пришёл к выводу, что арийские народы начали свою миграцию с территории Памира во II тыс. до н. э.. Одни из них направились на запад в Европу, другие пошли в Индию и Иран.

Упоминания о Памире, а также скифах и саках, можно найти в Ветхом Завете, у древних иранцев, индийцев и египтян, у Геродота и Страбона, Плиния Старшего и Иратосфена, Диодора Сицилийского и Птолемея и многих других ученых, философов и поэтов древности. Изучая эти тексты, немецкий ученый Карл Риттер - автор многотомных трудов по исторической географии стран Азии, предположил, что Памир является родиной не только арийской ветви народов, но и всего человечества. Возникла гипотеза о наличии единого очага мировой культуры, изначально свойственной арийцам, откуда эта пракультура волнообразно распространялась на другие части земного шара.

Теория «арийского вторжения» была тепло встречена всеми видными европейскими учеными конца XIX - начала XX века, однако после того, как её взяли на вооружение идеологи фашистской Германии, о ней долгое время предпочиталось или не вспоминать вовсе, или подвергать критике.

В тридцатые годы XX века Германией на Памир и Тибет были организованы экспедиции, в которых ученые, помимо исследования флоры и фауны, изучали также самих памирцев, делая различные измерения их тела для искусственного выведения в Германии породы чистых ариев.

После Второй мировой войны Нюрнбергский процесс подвел итог преступной деятельности нацистов. На всю символику, позаимствованную ими у тибетцев и памирцев, было наложено табу. Божественная свастика, известная в этом регионе уже в эпоху неолита и в дальнейшем получившая распространение по всему древнему миру, вообще оказалась под запретом. Таким образом, из-за безумства фашистской Германии, на долгие годы были преданы забвению арийские религия и культура.

Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, окладистые густые бороды, часто встречаются светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы.

Все путешественники прошлого обращали внимание на то, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Нашли этому и объяснение - памирцы являются потомками воинов Александра Македонского, которые отстали во время военного похода.

Из-за своей раздробленности, малочисленности и бедности, памирцы находились в постоянной зависимости от своих сильных соседей, часто подвергаясь грабежам и насилию. Памирские ханы, киргизы, а позже афганцы, вторгшиеся в пределы Памира в 1883 году, облагали памирцев непомерными поборами и налогами. Провинившихся били прутьями, привязывали к хвосту лошади, забрасывали камнями, закапывали в землю, бросали в Пяндж, продавали в рабство.

Изнывающее под непосильным гнетом население просило Россию взять их в свое подданство. После проведения границы с Афганистаном в 1895 году, в результате подписания русско-английского договора о размежевании земель Памир был присоединен к России. В лице русских памирцы обрели не только защитников, но и друзей, которые помогали им, чем могли.

Для Памира открылся путь экономического развития, всеобщего образования, приобщения к мировой цивилизации, началось его подробное исследование. Среди русских ученых, путешественников, внесших огромный вклад в изучение Памира, были А. Федченко, И. Мушкетов, В. Ошанин, Н. Северцев, П. Семенов-Тяньшаньский, Г. Грум-Гржимайло, Б. Гробмчевский, А. Серебрянников.

С помощью русских велось строительство мостов, прокладывались дороги, строились электростанции, открывались первые медицинские пункты. В 1909 году на добровольные пожертвования офицеров Памирского отряда в Хороге открылась первая русская школа. (В начале ХХ века на всем Памире было не больше десяти человек, знавших грамоту.). Месторасположение штаб-квартиры этого отряда сначала в Мургабе, а затем в Хороге сделало эти пункты узловыми на территории Памира.

В наши дни на Памире уже отсутствуют поселения, состоящие сплошь из блондинов с голубыми глазами, но нередко можно встретить людей с таким типом внешности.

14. Как бы в подтверждение моих слов о памирцах и киргизах нам навстречу идут два мужчины - представители этих народов:


Пожилой мужчина - очень общительный. Завидев нас - явных туристов, узнав, что мы из России, он обрадовался, долго сетовал по поводу развала СССР, сокрушался, как хорошо было раньше - работа, зарплата, пенсия… А сейчас… Только и остались воспоминания о тех временах, когда он работал с геологами…
• Геологами? - вздрогнула я.
• Да, я работал в геологической партии.
• А кого из геологов Вы помните? - спросила я наугад, чтобы разговор поддержать, напрягшись - а кого из геологов я сама-то знаю и помню?
• …, Сашу,… - среди названных имен я выхватила «Сашу».
• Горшенина Сашу??
• Да, Сашу Горшенина. Он был у нас начальником партии на Северном Ак-Архаре.
Северный Ак-Архар? Ничего себе история…
• А… Витю Горшенина Вы помните?
• И Витю помню…

Не может такого быть: случайно встреченный прохожий оказался рабочим в партии, в которой когда-то побывала и я. И за Витю Горшенина - младшего брата Саши Горшенина - я впоследствии замуж вышла!

Как интересно!… Естественно, мы пошли в гости к Мулкамону:
15.


Мулкамону 70 лет, но он до сих пор работает пастухом. Оба его сына тоже работают - один в пограничных войсках, второй - на таможне. Есть внучата:
16.


Очень радостно и настойчиво Мулкамон приглашал в себе в гости: он научит рыбалке, охоте, спать я буду на диване, а не на полу, как принято в памирских домах. : ))

По возвращении домой я пересмотрела слайды, сделанные в 1981-82гг. на Южном и Северном Ак-Архаре. Некоторые из них удалось немного восстановить или реанимировать. Вот они:
17. На Южном Ак-Архаре дома были «капитальные»:


А на Северном Ак-Архаре - палатки:
18.На нижнем левом снимке Витя Горшенин готовится к походу в штольню:


Доехать сюда можно только на ГАЗ-66:
19. в синей одежде - Саша Горшенин:


20. Однажды приехали на съемки операторы из «Клуба кинопутешествий», который вел тогда Юрий Сенкевич:


Да, действительно, они сняли ролик, а позже в передаче «Клуба кинопутешествий» мы все себя увидели!..

21. Иногда ночью выпадал снег, и сразу становилось светлее в этом ущелье, в низу которого располагалась партия:


22.


23.На Северном Ак-Архаре сурово: нет ни кустика, ни травинки, только камни и скалы. И лишь вдоль небольшого ручейка, вытекающего из расположенного высоко в горах ледника, иногда можно повстречать редкие цветочки:


Если спуститься по ущелью чуть ниже - появляются немногочисленные признаки жизни: жидкие чахлые травинки, которыми кормятся неприхотливые овцы кочующих киргизов:
24. киргизские девчата



А как же кафе «Голубой Дунай»? Мы и его тоже нашли! Сейчас, правда, это уже не кафе, а компьютьерный клуб, в котором идет ремонт. Но голубые двери - на месте, только уже филенчатые, а не из неструганных досок.
25.


Мургаб преподнес нам еще один подарок.
Недалеко от города мы застали совершенно фантастический закат. Это случилось в конце нашего путешествия, на обратном пути, когда мы уже немного утомились от информации, эмоций, стали ленивыми, разборчивыми... Уже не всегда хотелось из машины вылезать, чтобы сделать кадр…
26.


Чтобы «вдохнуть» немного энергии в наши подуставшие чувства, нужна была некая встряска, чем и стал закат, который мы застали недалеко от Мургаба.

По дороге из Хорога, перевалив через небольшой перевал, мы вынырнули из зоны ветров, облаков и снега. Перед нами расстилалась долина реки Мургаб, окруженная со всех сторон горами, и всю эту красоту «укутали» пуховые облака, в прорехи которых виднелось ярко-синее небо и иногда выглядывало предзакатное солнце, освещая остроконечные вершины гор:
27.


28.


29.


Нас будто кто-то подменил - в оставшиеся полчаса до заката мы буквально очумели от восторга, бегали по склону вверх-вниз, выбирая различные точки съемки, сидя, лежа, стоя, экспериментируя, пробуя: под быстро плывущими облаками картинка все время менялась, открывая одни вершины гор и пряча другие …
30.


31.


32.


33.


Перед тем, как окончательно закатиться, солнце на несколько минут выглянуло из-под перинки облаков, одаривая всех своим последним лучом, и спряталось. Но отблески его сияния еще долго нас не отпускали:
34.


35.


36.


Такого фантастически, невероятно красивого заката у нас не было, пожалуй, за всю поездку. Оставшиеся в путешествии вечера мы ждали повторения такого чуда… Увы… Мургабский закат остался не повторимым подарком, не забываемым, радостным, щедрым…

Дополнительные источники информации:
http://pamir.ucoz.com/publ/1-1-0-17 , WiKi

Продолжение моих рассказов про путешествие по Памирскому тракту:
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт …Легенды памирских озер_Аличурская долина...ч.6
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт …Гиндукуш_ ч.7
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт…Лянгар_Ваханский коридор_ ч.8_Историческая
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт…Ишкашим_Гарм-Чашма_Хорог_ч.9
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт… Хорог_Джиланды_Мургаб_ч.10
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт… «Черное» озеро Кара-Куль_ ч.11
- Экскурсия в далекое прошлое...ПАМИР
- Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_Эпилог

Примечание: я продолжу свои заметки о путешествии по Памирскому тракту по возвращении из Гренландии...

Памирский тракт, Мургаб, Ош, «Голубой Дунай», киргизы, памирцы, Южный Ак-Архар, Киргизия, колыбель человечества, Таджикистан, ПАМИР, Северный Ак-Архар

Previous post Next post
Up