Пытаюсь сформулировать впечатления, и кроме “Такая красота - захватывает дух” ничего не формулируется. Поэтому немножко фотографий - не моих, как нетрудно догадаться.
Теперь расскажу.
Сад красив до невозможности. И сильно отличается от Петергофа, где уделено много внимания хулиганству и оригинальности. Фонтаны-ловушки, фонтаны-вертушки - всё это соответствовало буйному характеру Петра 1, хотя при практичном Петре там фонтанов не было, а был только огород.
Версаль не устраивает ловушек и не обливает вас водой. Он предельно корректен, тактичен, аккуратен. Мраморные статуи, аккуратно подстриженные кусты, величественные скульптурные композиции фонтанов. Мы ходили по нему весь день, и всё равно не успели посмотреть ни Трианоны, ни дворец Марии-Антуанетты.
Мы пытались обойти регулярный парк “регулярным” образом. Это оказалось непросто: дорожек много, фонтанов много, какие-то углы, фонтаны и композиции так и остались на будущий раз. Зато мы сфотографировались на фоне вот такого чуда-юда - в профиль
и анфас
Мы его вчера видели в Лувре. Объемное воплощение картины Джузеппе Арчимбольдо, дедушки сюрреализма, художника 16 века. Называется “Зима”. Хотя, по-моему, это типичный леший.
Красавец датирован 2010-м годом, а кто его сделал - мы забыли посмотреть. Но сделан очень близко к оригиналу.
Дворец - просто воплощение мечты Людовика XIV. Везде золото, золото, золото.
Зеркальный зал, где проходит “Серенада”
По дворцу можно гулять немного дольше, чем по парку - до 6 свободно, и еще полчаса только в направлении выхода (служащие вежливо, но настойчиво не пускают вернуться в уже пройденные комнаты).
А потом было Гранд Найт Шоу.
Фонтаны работают не всё время: два часа утром и два часа вечером. Это - просто шоу. А летом, по субботам, их запускают ночью. С 9 до 11 часов вечера они работают под музыку и с подсветкой - это гранд шоу. В этот день в 5 вечера всех выгоняют из парка и готовят его к приему ночных посетителей. В 9 парк снова открывают, фонтаны начинают работать чуть позже. Если вы оказались в Париже с 18 июля по 3 августа, то стоит выбрать: или ночное шоу, или дневной осмотр парка. Оба вместе - тяжеловато. Если вы приедете днем, то посмОтрите и дворец, и трианоны, и парк Марии-Антуанетты, но с 6 до 9 вечера придется гулять непонятно где, и плата за вход будет двойная - дневной билет и вечерний не включают друг друга. Вечером, между закрытием парка и началом шоу, во дворце есть еще “Серенада” - нечто вроде костюмированного представления в зеркальной галерее, но билеты на нее надо заказывать заранее, в интернете и по телефону, есть объединенные билеты - “Серенада” и ночное шоу.
К сожалению - в данном случае к сожалению - темнеет летом очень поздно, и подсветку видно только с10 вечера, а обойти всё за час не представляется возможным вообще. Но даже то, что мы успели увидеть, было очень... пытаюсь подобрать слово... в общем, гранд.
Начинается все с мыльных пузырей. Горизонт завален, пузырей не видно, освещение ужасное, но уж что есть.
Они такие приятные, эти пузыри. Холодные и щекотные!
И переливаются :)
У каждого фонтана - своя “фишка”. Один просто выпускает струи под марш Глюка. Другой их еще “подкрашивает” под музыку.
Click to view
Некоторые просто подсвечены
в другие накидали сухого льда и они кипят:
Бой в Крыму, всё в дыму.
Если зритель нарушает какие-то представления работников парка о хорошем поведении, например, лезет в фонтан, он немедленно будет обруган и даже иногда обсвистан из свистка. Но поскольку тут самый натуральный Версаль, то все вежливы до тошноты, ругань заключается в жалобном “сильвупле”, и только после третьего “сильвупле” к вам применят свисток. Что дальше - мы не знаем, обычно после свистка посетители говорят “пардон” и возвращаются в рамки приличия.
Часть проходов перекрыта, но чтобы народ не заблудился, там, куда надо идти, поставили светящихся осьминогов.
Здесь дым пустили поверху, и проецируют на него какую-то абстракцию.
А потом был салют. Народ сидел на ступеньках, как в амфитеатре, но когда мы подошли к месту, откуда зрелище обещалось быть хорошо видно, мест уже не было - ни сидячих, ни стоячих. Вернее, стоячие были, но там нам всё время мешал смотреть очередной дядька-“сильвупле”. Он подходили к нам, стоящим на местах, откуда хорошо видно, и бормотал “сильвупле”, оттесняя нас на места, откуда вообще ничего не видно. Озадаченные таким обращением, мы возвращались на места, откуда видно, и нас снова сильвупляли. Вот кусочек, заснятый между двумя “сильвупле”. Маленький совсем, но другого нет. Мы бы его даже убили, этого дядьку, но не хотелось отвлекаться от зрелища.
Click to view
То есть логика дядьки где-то понятна: мы стояли в “проходе” (то есть на той части лестницы, где не сидели люди) и мешали эвакуации в случае пожара или затопления. Конечно, опасно, тем более что кругом вода и салют. Салют, правда, в паре километров, но вдруг бы он сжег всю воду в фонтанах и накинулся на зрителей?
Представление рассчитано по времени таким образом, чтобы после него спокойно дойти до станции и успеть на последний поезд. Но мы представили себе многотысячную толпу зрителей, продавливающуюся в ворота на выходе, и рванули оттуда с максимально возможной скоростью. В результате не только успели на поезд, но еще и ждали его отправления полчаса. Зато сидя, в отличие от большинства зрителей, пришедших позже.
Все посты на эту тему
Вавилонская башня Ле Бурже и кусочек Лувра Версаль<<--- you are here
По Парижу на автобусе Open Tour Шамбор и Шенонсо Домой!