Надо бы будет как-нибудь прочитать сию книжку.
Оригинал взят у
voencomuezd в
Танки Гражданской войны Благодаря наводке товарища ознакомился с книжечкой известнейшего броневеда страны М.Коломийца
Танки в Гражданской войне (2014). Я боялся, что это будет просто некое обобщение уже имеющейся в научном обороне информации с добавлением некоторых поправок, как это вышло, помнится, у Федосеева в его книге "Танки Первой Мировой".
Но оказалось, что автор рассказывает в книге с основном на основе документов - тех, которые смог отыскать в РГВА и частично РГАЭ. Увы, но чем интереснее оружие той войны (газы, танки, бронепоезда, флот) - тем труднее найти что-то новое по теме. Большинство данных просто не сохранилось, особенно у белых, и автору местами приходится цитировать мемуары. Плюс в соответствии с форматом в тексте не ставятся ссылки на источники. Тем не менее, работа для такого жанра получилась хорошая: много ссылок на документы, проверенные детали, краткое, энциклопедическое изложение и, конечно, большое количество фотографий из разных архивов и частично частных коллекций.
Жаль, конечно, что автор использует наряду с аривами не очень широкий круг опубликованных источников. Дает себя знать и ограниченный формат магазинной брошюры. Не рассмотрены многие локальные интересные эпизоды, вроде описаний танковых боев из опубликованных полковых историй,
как красных, так и
белых, изучения по архивам конкретных боев типа
танковых поражений на Царицынском фронте или
артсамоходок под Курском, неиспользование
имеющихся в сети британских отчетов (кстати, там же видно, что инструкции по противотанковой стрельбе были и до Каховки) и т.д. Тогда бы закрылись некоторые белые пятна, например, почему СЗА не успела вовремя подвезти несколько танков (а ответ банален - тупо не смогли починить мост у Ямбурга) и т.п.. Но, надеюсь, это задел на будущую работу.
Ну, а теперь, для рекламы - слайды. Представляю в основном фотки, которых в интернете нет - я в свое время внимательно изучил интернет на эту тему, думаю, мой опыт еще не успел устареть. Но это лишь малая толика всего, что приведено в книге.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommj.jpg)
Офицер Добрармии у танка Рено FT из состава автоброневого отряда при Совнаркоме Украины, 1919. Судя по разукомлектованию, машина на ремонте.
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUommk.jpg)
"Образцовый" танк Рено FT, послуживший образцом для постройки советских танков. Сормово, зима 1920 г.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommn.jpg)
Первый образец танка "Русский Рено" в сборочном цехе завода Сормово, август 1920. У танка - инженеры и техники, проектировщики. Слева - комиссар Центроброни И.Х.Гаугель, "который очень часто решал все проблемы при помощи маузеры и ненормативной лексики" (с). Потому и добивался успехов.
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUommr.jpg)
Танк "Русский Рено" на маневрах Московского военного округа, 1922.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommp.jpg)
Танки 1-го танкового польского отряда. Лето 1920.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommm.jpg)
Танки 1-го танкового польского отряда. 1920.
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUomml.jpg)
Неисправный танк цепляют к товарищу для буксировки в тыл. 1-й польский танковый отряд, 1920.
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUommo.jpg)
Личный состав 1-го танкового польского полка. 1920.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommq.jpg)
Французские инструкторы у танка Рено FT. Советско-польский фронт, 1919. На танке - оставшийся со времен французской службы бортовой номер.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommx.jpg)
Выгруженный с парохода танк MK-A "Уиппет", установленный для отправки в Екатеринодар. Новороссийск, лето 1919 г.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUomms.jpg)
Выгруженный с парохода танк MK-A "Уиппет", установленный для отправки в Екатеринодар. Новороссийск, лето 1919 г. Рядом английские и русские офицеры.
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUommu.jpg)
Плавучий (т.н. "Феодосийский") кран переворачивает танк MK-V, видимо, для ремонта. Этим же краном ранее выгружали танки, прибывшие из Англии. Новороссийск, весна 1920 г.
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUommt.jpg)
Танк MK-V, погруженный на платформу для отправки в Екатеринодар. Ноороссийск, лето 1919 г.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommv.jpg)
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommw.jpg)
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommy.jpg)
Занятия по изучению танка МК-А "Уиппет" в Школе английских танков в Екатеринодаре. Лето 1919 г.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommC.jpg)
Выставка трофеев Красной армии на Красной площади. На переднем плане - трактор "Буллок-Ломбард". Лето 1920 г.
К слову говоря, хотя бронеподелкам на основе трактором автор уделяет две странички, мне подумалось, что господа из неоУкраины с их бронеподелиями должны в ножки Сталину и СССР кланяться за индустриализацию, поскольку если бы не она, их бы броневички бронировать было бы нечем и некому. Гражданская война знает очень мало примером бронирования автомобилей и тракторов, не очень удачные, прямые скажем. Отчасти из-за слабости промышленной базы (и это при том, что на Юге индустрия была весьма развитая), отчасти вообще из-за недостатка автомобилей).
Хотя, как можно видеть ниже, сумрачные бронеталанты среди харьковских металлистов были уже тогда.
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUommD.jpg)
А вот это еще одна интересная и малоосвещенная страница той войны - импровизированные самоходные орудия, которые были сделаны белыми путем установки пушек на трактора. В те времена это было изобретение, практически не имевшее аналогов в истории, хотя и малополезное на поле боя.
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUommB.jpg)
Трактора "Клейтон" с установленным на них морскими орудиями (предположительно, 120-мм Канэ). На обороте оригинала подпись: "Отдельный морской корпус. Два танка, построенных в Таганроге 1919 г.". ЦМВС.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommE.jpg)
Кроме бронированных, белые изготавливали на тракторной базе и импровизированные самоходные артиллерийские установки. они представляли собой морские орудия (калибром до 120-мм), установленные за броневым щитом на платформе трактором. Изготовление таких машин елось на заводе Неф-Вильде в Таганроге, где, судя по всему, было построено несколько штук. Вероятно, эти трактора входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказской армии.
Весной 1920 года в ходе боев на Кубани весь состав дивизиона попал в руки красных. Трофейные машины передали в 34-й сводный тяжелый гаубичный дивизион 9-й Кубанской Красной Армии. Во время боя с десантом генерала Улагая а Кубани, красные использовали одну "бронетракторную батарею", потерянную в районе станции Ново-Джерелиевской 18 августа 1920 г (с.56).
Тут в тему будет зарисовка
бойца Алексеевского полка А.Судоплатова, который как раз и столкнулся с этим бронетрактором во время рейда на Кубань:
А дальше, Крым и Каховка.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommL.jpg)
Красноармеец у танка MK-V "Верный" из состава 1-го танкового отряда Русской армии, захваченного в районе Юшуни. Ноябрь 1920 г.
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUommQ.jpg)
Танк "За Русь Святую", переименованный в "Москвич-пролетарий", в Каховке. Октябрь 1920 г.
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommO.jpg)
![](http://f5.s.qip.ru/BtVUommN.jpg)
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommP.jpg)
![](http://f6.s.qip.ru/BtVUommM.jpg)
Ну, и в заключение, отмечу, если кто заинтересовался, что у другого известного автоведа Станислава Кирилица была в свое время статья "Трактора Красной армии".
Несколько фоток для затравки , читать
тут, качать
здесь.