Надо бы будет как-нибудь прочитать сию книжку.
Оригинал взят у
voencomuezd в
Танки Гражданской войны Благодаря наводке товарища ознакомился с книжечкой известнейшего броневеда страны М.Коломийца
Танки в Гражданской войне (2014). Я боялся, что это будет просто некое обобщение уже имеющейся в научном обороне информации с добавлением некоторых поправок, как это вышло, помнится, у Федосеева в его книге "Танки Первой Мировой".
Но оказалось, что автор рассказывает в книге с основном на основе документов - тех, которые смог отыскать в РГВА и частично РГАЭ. Увы, но чем интереснее оружие той войны (газы, танки, бронепоезда, флот) - тем труднее найти что-то новое по теме. Большинство данных просто не сохранилось, особенно у белых, и автору местами приходится цитировать мемуары. Плюс в соответствии с форматом в тексте не ставятся ссылки на источники. Тем не менее, работа для такого жанра получилась хорошая: много ссылок на документы, проверенные детали, краткое, энциклопедическое изложение и, конечно, большое количество фотографий из разных архивов и частично частных коллекций.
Жаль, конечно, что автор использует наряду с аривами не очень широкий круг опубликованных источников. Дает себя знать и ограниченный формат магазинной брошюры. Не рассмотрены многие локальные интересные эпизоды, вроде описаний танковых боев из опубликованных полковых историй,
как красных, так и
белых, изучения по архивам конкретных боев типа
танковых поражений на Царицынском фронте или
артсамоходок под Курском, неиспользование
имеющихся в сети британских отчетов (кстати, там же видно, что инструкции по противотанковой стрельбе были и до Каховки) и т.д. Тогда бы закрылись некоторые белые пятна, например, почему СЗА не успела вовремя подвезти несколько танков (а ответ банален - тупо не смогли починить мост у Ямбурга) и т.п.. Но, надеюсь, это задел на будущую работу.
Ну, а теперь, для рекламы - слайды. Представляю в основном фотки, которых в интернете нет - я в свое время внимательно изучил интернет на эту тему, думаю, мой опыт еще не успел устареть. Но это лишь малая толика всего, что приведено в книге.
Офицер Добрармии у танка Рено FT из состава автоброневого отряда при Совнаркоме Украины, 1919. Судя по разукомлектованию, машина на ремонте.
"Образцовый" танк Рено FT, послуживший образцом для постройки советских танков. Сормово, зима 1920 г.
Первый образец танка "Русский Рено" в сборочном цехе завода Сормово, август 1920. У танка - инженеры и техники, проектировщики. Слева - комиссар Центроброни И.Х.Гаугель, "который очень часто решал все проблемы при помощи маузеры и ненормативной лексики" (с). Потому и добивался успехов.
Танк "Русский Рено" на маневрах Московского военного округа, 1922.
Танки 1-го танкового польского отряда. Лето 1920.
Танки 1-го танкового польского отряда. 1920.
Неисправный танк цепляют к товарищу для буксировки в тыл. 1-й польский танковый отряд, 1920.
Личный состав 1-го танкового польского полка. 1920.
Французские инструкторы у танка Рено FT. Советско-польский фронт, 1919. На танке - оставшийся со времен французской службы бортовой номер.
Выгруженный с парохода танк MK-A "Уиппет", установленный для отправки в Екатеринодар. Новороссийск, лето 1919 г.
Выгруженный с парохода танк MK-A "Уиппет", установленный для отправки в Екатеринодар. Новороссийск, лето 1919 г. Рядом английские и русские офицеры.
Плавучий (т.н. "Феодосийский") кран переворачивает танк MK-V, видимо, для ремонта. Этим же краном ранее выгружали танки, прибывшие из Англии. Новороссийск, весна 1920 г.
Танк MK-V, погруженный на платформу для отправки в Екатеринодар. Ноороссийск, лето 1919 г.
Занятия по изучению танка МК-А "Уиппет" в Школе английских танков в Екатеринодаре. Лето 1919 г.
Выставка трофеев Красной армии на Красной площади. На переднем плане - трактор "Буллок-Ломбард". Лето 1920 г.
К слову говоря, хотя бронеподелкам на основе трактором автор уделяет две странички, мне подумалось, что господа из неоУкраины с их бронеподелиями должны в ножки Сталину и СССР кланяться за индустриализацию, поскольку если бы не она, их бы броневички бронировать было бы нечем и некому. Гражданская война знает очень мало примером бронирования автомобилей и тракторов, не очень удачные, прямые скажем. Отчасти из-за слабости промышленной базы (и это при том, что на Юге индустрия была весьма развитая), отчасти вообще из-за недостатка автомобилей).
Хотя, как можно видеть ниже, сумрачные бронеталанты среди харьковских металлистов были уже тогда.
А вот это еще одна интересная и малоосвещенная страница той войны - импровизированные самоходные орудия, которые были сделаны белыми путем установки пушек на трактора. В те времена это было изобретение, практически не имевшее аналогов в истории, хотя и малополезное на поле боя.
Трактора "Клейтон" с установленным на них морскими орудиями (предположительно, 120-мм Канэ). На обороте оригинала подпись: "Отдельный морской корпус. Два танка, построенных в Таганроге 1919 г.". ЦМВС.
Кроме бронированных, белые изготавливали на тракторной базе и импровизированные самоходные артиллерийские установки. они представляли собой морские орудия (калибром до 120-мм), установленные за броневым щитом на платформе трактором. Изготовление таких машин елось на заводе Неф-Вильде в Таганроге, где, судя по всему, было построено несколько штук. Вероятно, эти трактора входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказской армии.
Весной 1920 года в ходе боев на Кубани весь состав дивизиона попал в руки красных. Трофейные машины передали в 34-й сводный тяжелый гаубичный дивизион 9-й Кубанской Красной Армии. Во время боя с десантом генерала Улагая а Кубани, красные использовали одну "бронетракторную батарею", потерянную в районе станции Ново-Джерелиевской 18 августа 1920 г (с.56).
Тут в тему будет зарисовка
бойца Алексеевского полка А.Судоплатова, который как раз и столкнулся с этим бронетрактором во время рейда на Кубань:
А дальше, Крым и Каховка.
Красноармеец у танка MK-V "Верный" из состава 1-го танкового отряда Русской армии, захваченного в районе Юшуни. Ноябрь 1920 г.
Танк "За Русь Святую", переименованный в "Москвич-пролетарий", в Каховке. Октябрь 1920 г.
Ну, и в заключение, отмечу, если кто заинтересовался, что у другого известного автоведа Станислава Кирилица была в свое время статья "Трактора Красной армии".
Несколько фоток для затравки , читать
тут, качать
здесь.